Как взрывали храмы Витебска

Несколько дней назад в восстановленном Свято-Успенском соборе прошла первая служба. Напомним, что этот собор и Воскресенская церковь были взорваны в 1936 году советскими властями, а после войны были уничтожены ряд других храмов. Сегодня мы приводим воспоминания сапера, взрывавшего Свято-Успенский собор, фото подрыва здания Фарного костела и фото разбора подорванного Свято-Николаевского собора.
Восстановленный  Свято-Успенский собор. 2011 год. Фото Сергея Серебро

Из воспоминаний генерала Петра Григоренко:

Первое задание на взрыв церкви получили мы осенью 1934 года. Речь шла о взрыве собора в городе Витебске. Красавец собор стоял на высоком правом берегу Западной Двины, следя всеми своими пятью главами за проходящими судами. И люди на судах уже издали видели его и, проезжая мимо, и потом, проехав, долго смотрели назад на это чудо зодчества. Но эти люди не только смотрели, не просто любовались, они молились, осеняя себя крестным знаменем.

Многие становились при этом на колени. Это очевидно и решило судьбу собора.

Власти раздражались этим каждодневным многократным публичным молением. И нашему батальону пришло распоряжение начальника инженеров Белорусского

Военного округа. Привожу его по памяти: «ЦК КП Белоруссии предложил командующему БВО выделить саперов-подрывников для взрыва Собора в Витебске на р. Западная Двина. ЦК КПБ просил принять все меры к тому, чтобы расположенный рядом с церковью трехэтажный дом пострадал как можно меньше.

Перестроенное под губернский архив здание Фарного костела до подрыва. 1950-е

Командующий войсками поручает выполнению этой работы саперному батальону 4 стрелкового корпуса и возлагает ответственность за результативность и безопасность взрыва лично на командира батальона тов. Смирнова П.И.

Подрыв здания Фарного костела. 1950-е

Оплату взрывных работ произведет Витебский горсовет по смете батальона, о чем с Витебским горсоветом подпишите договор. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возлагаю на корпусного инженера тов. Стрибук».

После взрыва здания Фарного костела стала видна Благовещенская церковь, кторую позже тоже разрушат. 1950-е

Павел Иванович пригласил меня. Дал прочитать распоряжение. Затем сказал: «Ну вот, фортификатор, это уже чистая твоя работа. Я ведь в академии на подрывные работы лишь издали смотрел. Мы же, командный факультет, технику подрывных работ не изучали. А вы сколько взрывчатки потратили! Так что придется тебе браться и отвечать. Людей в помощь выбирай, каких угодно».

Затем он посидел, задумавшись, и добавил: «Дом тот меня больше всего заботит. Пишут, чтоб возможно меньше пострадал. А по-моему, так он полетит вместе с церковью. Ведь всего 12 метров между домом и церковью».

В общем, вся работа была возложена на меня. И переговоры с Витебским горсоветом, и организация взрыва, и сам взрыв. Я не помню, сколько я «заломил» за взрыв, но только знаю, что это было фантастически дорого, с моей точки зрения. Но председатель совета, мне сразу это стало ясно, обрадовался дешевизне, и я пожалел, что запросил мало. Далее стал вопрос, как взрывать в столь стесненных условиях. Почти перед самым окончанием академии, уже когда лекционных занятий не было, и шло дипломное проектирование, кафедра подрывных работ прочла лекцию «Взрыв зданий методом пустотных забивок». Из всей лекции я запомнил лишь формулу расчета глубины и густоты шпуров, в которые вкладываются подрывные шашки и «пустоты» (макеты подрывных шашек – из дерева). Вкладываются так: шашка, «пустота» (одна или две – по расчету), опять шашка или две. Лектор утверждал, что если правильно расположить шпуры и верно произвести забивку, то здание не взлетает, а оседает и рассыпается. Надо было бы проверить на чем-нибудь. Но времени не было, и я пошел прямо в церковь, чтобы прикинуть на месте, как это может получиться. Оказалось, что церковь оборудована как действующая: иконы, алтарь, подсвечники – все на месте.

Разборка руинов подорванного Свято-Николаевского собора. 1950-е

Все во мне перевернулось. Ничего делать здесь я не мог. Обернувшись к представителю горсовета, я резко заявил: «Пока отсюда не вывезут все иконы и церковную утварь, я ничего делать не буду. Только имейте в виду – не просто вывезти, а пригласить священника, чтоб он это сделал, как положено по-православному. Иначе я не буду участвовать. Я не хочу, чтоб население обвинило нас в святотатстве». В Витебске тогда кроме собора было еще 3 или 4 церкви, и священники этих церквей с помощью верующих организовали вынос из собора святынь и церковной утвари. Впоследствии мне, правда, закидывали, что «Григоренко организовал церковное шествие по Витебску». За такое, конечно, могло и попасть основательно, но мне повезло. Вскоре после нашего взрыва другой саперный батальон взорвал церковь в Бобруйске. Взрыв был произведен сосредоточенным зарядом и разрушил одновременно с церковью более десятка домов. При этом были человеческие жертвы. Уборевич, разбирая этот случай на большом совещании, поставил в пример мой взрыв, назвав меня по фамилии.

Разборка руинов подорванного Свято-Николаевского собора. 1950-е

Наказывать после этого было неудобно.

Ровно полтора месяца заняла подготовка взрыва. Но зато взрыв превзошел все ожидания. Взрыва в привычном понимании вообще не было. Только гул и трескотня сыплющихся сверху кирпичей. Дом, о котором заботились власти, не только не пострадал – не вылетело, не треснуло ни одно стекло, даже в окнах, выходящих на собор.

Храм просто осел, издав протяжный стон, и превратился в груду кирпичей.

Именно кирпичей, а не обломков стен. Взрыв мы произвели на рассвете. И вот я стою у огромной кирпичной кучи и, честно сознаюсь, любуюсь своей работой, тем, как красиво взорвано: подъезжай машиной и прямо из этой кучи бросай кирпичи в машину. Подходили откуда-то появившиеся люди и тоже выражали свое удивление и восхищение «чистотой» работы. Особенно поражались тому, что дом стоит как ни в чем не бывало, и что церковь превращена не в развалины, а в исходный строительный материал – кирпичи. И никому, мне в том числе, в голову не пришло, что на этом месте был шедевр архитектуры и место духовного общения людей с Богом. Забыв об этом, мы любовались горой кирпичей.

Разборка руинов подорванного Свято-Николаевского собора. 1950-е

Витебский горсовет расчувствовался и премировал (сверх договорных сумм) меня и подрывников «за отличное качество взрыва, обеспечившее сохранность жилого дома». Это тоже весьма похоже на 30 сребренников.

Молва о нашем взрыве быстро распространилась по Белоруссии. И ЦК КПБ попросил командующего БВО прислать тех подрывников из Витебска в Минск.
Здесь, оказывается, рядом с недавно возведенным девятиэтажным домом правительства осталась, почти вплотную примыкая к этому зданию, маленькая церквушка. Наученный витебским опытом, я запросил за нее втрое больше и получил без торга. Церквушку мы взорвали, не повредив правительственного здания. После этого под моим руководством была взорвана церковь в Смоленске.

На этом я отошел от взрывов церквей, заявив, что подготовленная мной бригада прекрасно справится без меня. На самом деле причина была в моем внутреннем состоянии. Еще готовя взрыв храма в Витебске, я ощущал внутренний протест. И хотя я любовался горой кирпичей, вставшей на месте собора, у меня не было настоящей трудовой радости. Минский взрыв я уже готовил без интереса. А в Смоленске мне просто было противно за то, что я делаю.

Выполнять такую работу и дальше для меня было бы выгодно – бесконтрольная свободная жизнь, изобилие денег, избыток свободного времени – чем не жизнь! Но для меня это не была жизнь. У меня в глазах стояли взорванные церкви, и я начал болезненно присматриваться к церквам еще не взорванным. Я увидел, какое это разнообразие архитектуры, сколько человеческой души, сколько выдумки вложено в рисунок и отделку каждого храма. А место расположения. Как чудесно сочетается архитектура церкви с местом, на котором она расположена, с окружающим пейзажем. Я стал интересоваться всем, что связано с церквами и от стариков узнал, что строительство церкви не было простым делом. Прежде всего шел разведчик или несколько человек, которые выбирали место. Говорят, что это была редкая специальность. Потом делался рисунок, подгонялся к местности. Потом подыскивался строительный материал и т. д. вплоть до окончательной отделки снаружи и росписи внутри. Человеческий труд, ум, нервы вкладывались в эти чудесные творения, а я превращал их в кирпичи. И я решил: буду только строить. Пусть простенькие мостики, но разрушать… Нет, я не восстал против разрушения. Я подумал: «Но разрушать – пусть разрушают другие».

Тем и отмечены мои два витебские года: я разрушил три исторических памятника архитектуры, три храма – три святыни наших трудящихся – и построил несколько десятков простеньких деревянных мостов.

Текст приведен по: “Петро Григоренко. “В подполье можно встретить только крыс…”
Издательство “Детинец”, Нью-Йорк, 1981 г., 845 стр.”


Меткі: , , , ,

Падобнае

    33 каментарыя

    1. Гара Джанін   Thumb up Thumb down 0
      10/красавік/2011 у 21:41

      Мала ўзрывалі. Сёння рэлігійныя хмары зноў згусціліся: бюджэт пусты, а малельныя ўстановы будуюць…

    2. goga   Thumb up Thumb down 0
      10/красавік/2011 у 22:25 1

      Я знал,что этот провокатор вылезет первым-ни одной статьи не пропустил. Везде сунет свой пятак. И все ему интересно-где Лана живет,с какой работы уволили наемника-каждой бочке затычка. Из него гараджанiн как из говна пуля. Совок-взрывник и то дошел умом что неправильно поступал и близок к покаянию.Что б Вас разорвало,если Вам мешают храмы!!! Прости,меня,Господи.

    3. Булаўскі   Thumb up Thumb down 0
      10/красавік/2011 у 22:50 2

      шыкоўныя фота)) адкуль? можаце на мыла даслаць?

    4. Сяржук Серабро   Thumb up Thumb down 0
      10/красавік/2011 у 22:52 3

      Булаўскі пісаў:

      шыкоўныя фота)) адкуль? можаце на мыла даслаць?

      нажаль, яны прыкладна ў такой якасці, як на сайце

    5. Гара Джанін   Thumb up Thumb down 0
      10/красавік/2011 у 22:58 4

      goga пісаў:

      Я знал,что этот провокатор вылезет первым-ни одной статьи не пропустил. Везде сунет свой пятак. И все ему интересно-где Лана живет,с какой работы уволили наемника-каждой бочке затычка. Из него гараджанiн как из говна пуля. Совок-взрывник и то дошел умом что неправильно поступал и близок к покаянию.Что б Вас разорвало,если Вам мешают храмы!!! Прости,меня,Господи.

      Калі мяне і разарве, то толькі ад рогату з такіх, як вы ))) Дзе жыве Лана, я не пытаўся, брэшаце, пане святошку! Калі вам падабаюцца храму – будуйце іх ЗА ЎЛАСНЫ КОШТ, а не за агульны бюджэт!

    6. Дмитрич   Thumb up Thumb down 0
      11/красавік/2011 у 0:24 5

      А можно ссылку на первоисточник? Насколько я понимаю, вы с Григоренко не общались.

    7. Сяржук Серабро   Thumb up Thumb down 0
      11/красавік/2011 у 0:27 6

      Дмитрич пісаў:

      А можно ссылку на первоисточник? Насколько я понимаю, вы с Григоренко не общались.

      Гэта ўрывак з яго кнігі.

    8. mr-zhukov.livejournal.com   Thumb up Thumb down 0
      11/красавік/2011 у 10:13 7

      Церковь отделена от государства. Церковь не платит налоги. Я, к примеру, не верующий. Почему деньги из моих налогов должны быть потрачены на строительство здания какой-то молельной общественной организации?

    9. Димитрий   Thumb up Thumb down 0
      11/красавік/2011 у 10:21 8

      goga пісаў:

      Я знал,что этот провокатор вылезет первым-ни одной статьи не пропустил. Везде сунет свой пятак. И все ему интересно-где Лана живет,с какой работы уволили наемника-каждой бочке затычка. Из него гараджанiн как из говна пуля. Совок-взрывник и то дошел умом что неправильно поступал и близок к покаянию.Что б Вас разорвало,если Вам мешают храмы!!! Прости,меня,Господи.

      Полностью с вами соглашусь!!!!
      Не соглашусь только с тем: “чтоб его разорвало”пусть живет может поймет когда что глупость написал и думал

    10. Ольга   Thumb up Thumb down 0
      11/красавік/2011 у 11:25 9

      Спасибо огромное. Это не только интереснейшие воспоминания и редкие фото. Это еще и свидетельство того, что духовный мир реален и всякий ощущает его, но, увы, не каждый находит силы сделать шаг к свету.

    11. Вшывы Блох   Thumb up Thumb down 0
      11/красавік/2011 у 15:25 10

      “Власть, родившаяся в подполье и вышедшая из него, любит в темноте творить свои чёрные дела. Мы же стремимся вынести их на свет, облучить их светом правды. Власть, стремясь уйти из-под света, изображает наши действия, как нелегальные, подпольные, пытается загнать нас в подполье. Но мы твёрдо знаем, что В ПОДПОЛЬЕ МОЖНО ВСТРЕТИТЬ ТОЛЬКО КРЫС” (с)
      Лютый дед был этот Григоренко.. Надобыб книжку прочитать

    12. Макар   Thumb up Thumb down 0
      11/красавік/2011 у 16:04 11

      Вера – не вера. Все это личное дело каждого.
      А вот тот факт, что ВАРВАРСКИ быдлом были взорваны ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ – это отвратительно и гнусно.
      И в этом контексте не имеет никакого значения, что это храмы.

    13. goga   Thumb up Thumb down 0
      11/красавік/2011 у 16:40 12

      Любое старинное здание/культовое в том числе/-памятник архитектуры. А красивый собор-это же великолепно. Кто не хочет молиться-просто любуйтесь. Сколько и каких ср-в пошло на строительство мы не узнаем. Но сделали же-и это главное. Почему то другие “монументальные” сооружения за народные денежки не вызывают такой критики со стороны мистеров Жуковых и гараджанинов.

    14. torpedonosec   Thumb up Thumb down 0
      11/красавік/2011 у 17:00 13

      Первое задание на взрыв церкви получили мы осенью 1934 года.
      ————————————

      Так, так. А кто там у нас ходил в 1-х секретарях ЦК КП(б)Б. Ага, безвиннаяжертварепрессий (сентябрь 1937г.) Гикайло Николай Фёдорович, в 1955 реабилитированный. Ну, знамо дело, сам он конечно был против разрушения церквей, но под страхом ликвидации выполнял волю сатрапа.

    15. torpedonosec   Thumb up Thumb down 0
      11/красавік/2011 у 17:03 14

      Макар пісаў:

      быдлом были взорваны ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ

      Макар, а ты ханжа. Быдлу памятники простить не можешь, а немцам простил. Даже жалеешь, что они стали “жертвами сталинизма”. А то бы сейчас жил как они!!!

    16. torpedonosec   Thumb up Thumb down 0
      11/красавік/2011 у 17:14 15

      Первое задание на взрыв церкви получили мы осенью 1934 года.
      ————————————

      Так, так. А кто там у нас ходил в 1-х секретарях ЦК КП(б)Б. Ага, безвиннаяжертварепрессий (сентябрь 1937г.) Гикайло Николай Фёдорович, в 1955 реабилитированный. Ну, знамо дело, сам он конечно был против разрушения церквей, но под страхом ликвидации выполнял волю сатрапа. Вшывы Блох пісаў:

      Лютый дед был этот Григоренко.. Надобыб книжку прочитать

      Генерал-майор П. Григоренко был одним из немногих, кто обратился к партии и обществу с опровержением материалов XX съезда КПСС о «культе личности» Сталина. Он утверждал, что эти материалы не основаны на научном изучении общества и имеют контрреволюционный характер. Партия, по сути, выступила против революции, подняла на щит бюрократов, карьеристов, взяточников и других приспособленцев, ведущих страну к реставрации капитализма.

      «Диалога с такими монстрами, – пишет П. Григоренко, – быть не могло. Их надо не уговаривать, а вышибать».

      «Если Сталин был все же революционером, может придти другая личность», – говорил П. Григоренко на партийной конференции в 1961 году.

      В выступлении на московской партконференции П. Григоренко доказывал, что роль личности И. Сталина компенсировала партии то, чего она не могла дать обществу. «Есть какие-то недостатки в самой организации постановки всего дела партии, – отмечал П. Григоренко, – которые позволяют это». ЦК не проанализировал эти недостатки и сделал поспешный вывод о «культе личности».

      За свое выступление генерал Григоренко был лишен права участия в конференции, получил партийное взыскание, снят с работы и переведен со службы в Москве на Дальний Восток. «…Меня хотели раздавить и принудить служить неправому делу», – говорил непокорный генерал во время своего первого ареста в 1964 г. председателю КГБ В. Семичастному. Тогда, в 1963-м, продолжал П.Григоренко, «я создал организацию для распространения неизвращенного ленинизма, для разоблачения его фальсификаторов».

      П. Григоренко, ссылаясь на свой опыт, показывает в книге, что партия коммунистов не всегда способна решить государственную задачу. Он приводит пример, относящийся к началу Великой Отечественной войны, когда два секретаря райкомов партии на Дальнем Востоке были отданы в солдаты за нерадивое выполнение задания по постройке шоссейной дороги военного назначения. Роль вождя снимает бюрократическую волокиту при выполнении важных научных, технических, производственных и других проектов, повышает ответственность их исполнителей. Наличие вождя особенно важно в периоды революции и войны.

      Во Второй мировой войне, считает П. Григоренко, «нашему народу сильно повезло». «…Без сталинской мудрости, без сталинского гения победа, если бы и была добыта, то значительно большими жертвами и за более продолжительное время».

      Выпускник Военно-технической академии в Ленинграде и Академии Генерального штаба Красной Армии, исполнявший на фронте обязанности начальника штаба и командира дивизии, генерал-майор П. Григоренко пишет в воспоминаниях: «…Сталину как Главнокомандующему не нашлось равного ни в лагере союзников, ни во вражеском стане». «Что же касается критики Сталина как военного руководителя в докладе Хрущева на закрытом заседании ХХ съезда, то она находится на уровне мещанской сплетни».

    17. rezoner   Thumb up Thumb down 0
      11/красавік/2011 у 17:29 16

      torpedonosec пісаў:

      Макар, а ты ханжа. Быдлу памятники простить не можешь, а немцам простил.

      Вы и вправду не видите разницы между разрушениями во время боевых действий и
      целенаправленным уничтожением в мирное время(!!), памятников своего народа.
      Не только храмы и старинные здания, даже культовые валуны взрывали.

      У немцев преступлений и так было выше крыши,
      зачем же на них еще и разрушение зданий вешать? Они были изверги, но не идиоты.

    18. vicus   Thumb up Thumb down 0
      11/красавік/2011 у 19:17 17

      mr-zhukov.livejournal.com пісаў:

      Я, к примеру, не верующий. Почему деньги из моих налогов должны быть потрачены на строительство здания какой-то молельной общественной организации?

      “Ездил чёрт в Ростов, да набегался от крестов”

      Я, к примеру, не колхозник. Почему деньги из моих налогов должны быть потрачены на строительство агрогородков?

      Я, к примеру, не автомобилист. Почему деньги из моих налогов должны быть потрачены на строительство дорог?

      Я, к примеру, не люблю спорт. Почему деньги из моих налогов должны быть потрачены на строительство ледовых дворцов?

      Я, к примеру, не люблю эстрадную музыку. Почему деньги из моих налогов должны быть потрачены на строительство амфитеатров?

      и т.д.

    19. Гара Джанін   Thumb up Thumb down 0
      11/красавік/2011 у 19:55 18

      Цалкам згодзен! Я як падаткаплацельшчык магу, маю права і буду патрабаваць, каб мае грошы расходваліся на тое, што патрэбна мне! ))) Вы думалі перабольшаннем давесці думку да абсурду – але толькі падыгралі мне, дзякую )))

    20. Гара Джанін   Thumb up Thumb down 0
      11/красавік/2011 у 19:56 19

      goga пісаў:

      А красивый собор-это же великолепно. Кто не хочет молиться-просто любуйтесь.

      “Вялікалепна” гэта толькі для святошаў. Для нармальных людзей гэтая гаргара над рэчкай ніякіх пачуццяў не выклікае, апрача агіды.

    21. mr-zhukov.livejournal.com   Thumb up Thumb down 0
      11/красавік/2011 у 22:12 20

      Для goga и vicus.
      Не путайте боб с горохом. То есть, светское и церковное.
      Если хотите понять, о чём я, введите в поисковике tut.by “разрушенные памятники архитектуры Беларуси”.

    22. Макар   Thumb up Thumb down 0
      11/красавік/2011 у 22:37 21

      @ torpedonosec:
      Тыкать вы другану за пиффком будите.
      torpedonosec пісаў:

      Макар, а ты ханжа. Быдлу памятники простить не можешь, а немцам простил. Даже жалеешь, что они стали “жертвами сталинизма”. А то бы сейчас жил как они!!!

      Что и каким немцам я простил? Вы вообще О ЧЕМ?????
      И к чему это ляпнули?
      Свои же идиоты малограмотные взорвали. Немцы тут причем?
      Или Благовещенскую церковь 12 !!!! века когда наццать раз взрывали, да так и не до взрывали. Это как назвать? СКОТСТВО это. Не важно, храм это, или нет. Он 800! лет пережил, войн сколько. А тут пришло быдло,по другому и не назовешь, и хрясь. Сами кроме говна ничего не могут создать.

    23. mr-zhukov.livejournal.com   Thumb up Thumb down 0
      11/красавік/2011 у 22:47 22

      http://news.tut.by/society/124199.html
      К примеру. Настоятельно рекомендую почитать.

    24. goga   Thumb up Thumb down 0
      12/красавік/2011 у 16:12 23

      Очень толковая статья.Читать ВСЕМ.

    25. Гара Джанін   Thumb up Thumb down 0
      12/красавік/2011 у 16:22 24

      Трызня. Цемрашальскі падыход – чапляцца за тое, што аджыло.

    26. vicus   Thumb up Thumb down 0
      12/красавік/2011 у 19:27 25

      Гара Джанін пісаў:

      Я як падаткаплацельшчык магу, маю права і буду патрабаваць, каб мае грошы расходваліся на тое, што патрэбна мне!

      Не переживайте. Всё произойдёт по справедливости. Ваши налоги пойдут на Дожинки, а мои – на возрождение храмов.
      mr-zhukov.livejournal.com пісаў:

      Не путайте светское и церковное.

      А у нас за возрождением архитектурного наследия видится только церковное?

    27. Гара Джанін   Thumb up Thumb down 0
      12/красавік/2011 у 20:13 26

      vicus пісаў:

      А у нас за возрождением архитектурного наследия видится только церковное?

      А што яшчэ можа бачыцца за аднаўленнем царквы???

    28. mr-zhukov.livejournal.com   Thumb up Thumb down 0
      12/красавік/2011 у 20:39 27

      Для vicus
      http://news.tut.by/society/124199.html
      Почитайте внимательно, вы всё поймёте. Я обеими руками за восстановление архитектурных памятников. Но я против спонсирования религиозных организаций за мои деньги.

    29. vicus   Thumb up Thumb down 0
      12/красавік/2011 у 22:55 28

      @ mr-zhukov.livejournal.com:
      Что вы имеете в виду, говоря о спонсировании религиозных организаций? Если это восстановление витебских соборов, то в интервью об этом говорится, как о позитиве, с чем и я соглашусь.
      Если это преференции и помощь только РПЦ в ущерб другим конфессиям, то здесь больше политики, чем христианства, и я против этого. Но говоря об архитектурных памятниках Витебска, хотим мы этого или нет, подразумеваем, прежде всего, его храмы. Какое не церковное зодчество вы хотите восстановить в Витебске?
      И не забывайте вот ещё что. Государство когда-то все эти здания отобрало у законного собственника, а потом и вовсе разрушило. Мы хотим быть правовым государством? Тогда нужно восстанавливать справедливость.

    30. mr-zhukov.livejournal.com   Thumb up Thumb down 0
      14/красавік/2011 у 9:35 29

      В Витебске много не жилого зодчества. Начиная с соляных складов (которые восстановили), бывших мастерских УНОВИСа (плачевное состояние) и заканчивая жилым сектором, который банально разрушают или оставляют фасад (в лучшем случае), а потом строят новодел.
      По поводу зданий. Если уж и восстанавливать справедливость, то большую часть религиозных строений нужно передать униатской церкви.

    31. torpedonosec   Thumb up Thumb down 0
      14/красавік/2011 у 12:41 30

      Вшывы Блох пісаў:

      Надобыб книжку прочитать

      Прежде чем читать книжку познакомься с отзывом о ней и о Григоренко: http://www.duel.ru/200305/?05_6_1
      Может расхочется.

    32. vicus   Thumb up Thumb down 0
      14/красавік/2011 у 19:50 31

      @ mr-zhukov.livejournal.com:
      Я скажу даже больше. В Витебске нет ни одного (!) здания, которое можно было бы назвать образцом реставрации. Наверное потому, что у нас нет самой реставрации, как науки. Даже такие главные и знаковые памятники, как ратуша и облисполком (женское духовное училище) глубоко удручают. Сейчас Витебскгражданпроект занимается Губернаторским дворцом. Заметьте, это не специалисты-реставраторы. Можно только догадываться, что они там сделают.
      mr-zhukov.livejournal.com пісаў:

      Если уж и восстанавливать справедливость, то большую часть религиозных строений нужно передать униатской церкви.

      Верно. А пока – хотя бы один нормальный храм в центре.

    33. XXL   Thumb up Thumb down 0
      19/красавік/2011 у 1:22 32

      @ vicus:
      плюс стопицот

    Каментаваць