Народныя навіны Віцебска

Народные новости Витебска

История памятника героям войны 1812 года в Витебске

19 декабря исполняется 100 лет со дня торжественного открытия самого старого монумента в Витебске — памятника героям войны года, который установлен на Успенской горке напротив бывшего губернаторского дворца.
Памятник героям войны 1812 года в Витебске. Фото Сергея Серебро

Первоначально вопрос установки памятника событиям в Витебске поднимался в 1836 году. Он должен был стать одним из четырех монументов — кроме губернского города, памятники решено было воздвигнуть в Полоцке, в Клястицах и возле Чашников. В Витебске для установки выбрали площадку перед почтовым двором, 15 (3-го по старому стилю) июня 1836 года здесь был установлен деревянный знак. Но сам монумент в нашем городе так и не соорудили. Памятники к середине XIX столетия смогли установить в Полоцке и Клястицах. Стоимость изготовления одного такого чугунного памятника 58 000 рублей, а его установки — 14 721 рубль 94 копейки в ценах середины XIX века.

Слева направо: витебский губернатор (1904-1911) барон Бернард Бернардович Гершау-Флотов, исполняющий обязанности витебского губернатора (1911) действительный статский советник Никифор Федорович Ошанин, витебский губернатор (1911-1915) действительный статский советник и камергер Михаил Викторович Арцимович

К идее увековечения памяти войны года вернулись в преддверии столетнего юбилея. 18 (5) февраля 1911 года на заседании Витебского губернского комитета по делам земского хозяйства, которое проходило под председательством губернатора барона Бернарда Бернардовича Гершау-Флотова, Витебская ученая комиссия ходатайствовала об ассигновании средств на сооружение в Витебске памятника героям Отечественной войны.

С речью выступил председатель комиссии товарищ прокурора Витебского окружного суда Всеволод Антонович Кадыгробов. В частности, он сказал: «Если каждый из нас стремится поставить памятник или хотя бы крест на могиле каждого из своих близких, то неужели же мы, хотя бы теперь, сто лет спустя, не поставим общими усилиями памятника тем тысячам героев, даже местонахождение могил которых теперь неизвестно». Также он отмечал, что, по задумке комиссии, памятник «не должен быть сложной конструкции, но прост и изящен». К моменту заседания губернского комитета Витебская ученая комиссия уже объявила конкурс на проект памятника в Императорском Санкт-Петербургском обществе архитекторов и учредила три премии в 300, 200 и 100 рублей. Получается, что члены комитета были некоторым образом поставлены перед свершившимся фактом начала подготовки сооружения монумента.

Кроме того, к этому времени на памятник успели собрать некоторые пожертвования: так, авиатор Пиотровский прочел лекцию о воздухоплавании, которая с пожертвованиями собрала 500 рублей, городская дума на первоначальные изыскания выделила 500 рублей, еще 400 рублей дал спектакль, устроенный Кадыгробовым в городском театре за 2 дня до заседания, также 2000 рублей ассигновало дворянское собрание. В то же время стоимость памятника, включая ограду и фонари, Кадыгробов оценивал как минимум в 20 000 рублей. Поэтому он просил у земства 5000 рублей.

В то же время не все одобряли устройство именно монумента. Например, И. А. Гребеницкий предлагал построить памятник более полезный городу в практическом смысле — школу, к нему присоединился С. И. Лопацинский. Но, все же, баллотировкой было постановлено ассигновать на сооружение в Витебске монумента в честь героев года 5000 рублей.

На конкурс проектов памятника воинам русской армии, павшим в сражениях под Витебском в году, поступило 14 работ. Его результаты были опубликованы в №33 журнала «Зодчий». Проекты поступили под девизами: «Падшим воинам», «Aux morts», «Печаль», «15 марта», «Жертвенник», «Шлем», «Обелиск», «Героям», «Красный круг», «Апрель», «Пришли внучат выручать», «Три золотых кружка», «», «Два борца на зеленом поле». Также поступили две модели под девизами «Эскиз» и «Пушка».

Проект «Апрель» был сразу исключен, так как представлял собой только вид фасада без остальных чертежей и сметы, а кроме того «и по композиции интереса не представлял». Из оставшихся были выделены следующие:

Проект памятника героям 1812 года И. А. Фомина «Обелиск». 1-я премия

1) «Обелиск». Автор правильно понял задачу и правильно ее решил; интересно обработана нижняя часть памятника; проект отличается хорошими пропорциями и отличным исполнением». Комиссия отметила, однако, что задуманный проект едва ли вложится в указанную в смете сумму 15 000 рублей, так как шпиль обелиска предполагалось сделать из цельного куска гранита, что существенно повышало цену. Поэтому было предложено использовать отдельные камни.

Проект памятника героям 1812 года Л. В. Руднева «Два борца на зеленом поле» . 2-я премия

2) «Два борца на зеленом поле» (рисунок марки). Задуман интересно и по идее соответствует провинциальным постройкам Северо-Западного края того времени; к сожалению, он несколько не масштабен и не разработан в нижней части».

Проект памятника героям 1812 года Е. Бернардацци «1812» . 3-я премия

3) «» представлен в виде обелиска, состоящего из отдельных камней, очевидно, для удешевления проекта; немного сложно и безыдейно обработана нижняя часть проекта; в остальном проект, хотя и не отличается оригинальностью, но подходит к заданию».

Проект памятника героям 1812 года «Aux morts»

Следующими по достоинству были отмечены проекты «Красный круг», «Aux morts» и «Шлем».

Комиссия судей постановила вручить премию в 300 рублей проекту «Обелиск», 200 рублей — «Два борца на зеленом поле», 100 рублей — «». 16 (3) мая 1911 года в общем собрании был утвержден отзыв комиссии о проектах и вскрыты конверты с именами авторов, ими оказались соответственно архитектор Иван Александрович Фомин, студент архитектурного отделения Академии художеств Лев Владимирович Руднев и архитектор Евгений Александрович Бернардацци.

Архитектор Иван Александрович Фомин. Фото 1910-х

Закладка памятника проходила 8 ноября (26 октября) 1911 года. Что интересно, изначально памятник планировали установить напротив Успенского собора, там и проходили торжества. В Николаевском кафедральном соборе епископ Полоцкий и Витебский Никодим отслужил панихиду об императоре Александре I и всех погибших воинах. Затем крестный ход двинулся к Успенскому собору, по его ходу с правой стороны были расставлены войска гарнизона с оркестром, а с левой — учащиеся Витебска. Здесь епископ отслужил молебствие и произнес речь.

Затем представители губернской власти спустились в яму, приготовленную для фундамента памятника. Здесь протодиакон зачитал текст, вырезанный на закладной доске, которая потом была опущена в специальное углубление. Первый кирпич заложил епископ Полоцкий и Витебский Никодим, за ним последовали исполняющий обязанности губернатора действительный статский советник Никифор Федорович Ошанин и губернский предводитель дворянства действительный статский советник Пётр Александрович Ренгартен.

После закладки перед Успенским собором парадом прошли местные войска, в четыре часа дня в здании городской думы состоялось торжественное заседание Витебской ученой архивной комиссии. Торжества закончились спектаклем в городском театре.

Между тем средств на памятник не хватало. Первым деньги в фонд внес капитан 164 Закатальского полка В. И. Глыбовский — 12 рублей с копейками, вырученные за лекцию о военных действиях года. С лекцией же выступил упомянутый выше авиатор Пиотровский, Витебское городское самоуправление ассигновало свыше 7000 рублей, дворянство губернии — 2000 рублей, земство — 5000 рублей, православное духовенство — 1000 рублей. Также жертвовали войска гарнизона, отдельные города и волости губернии. Но на памятник по проекту Фомина нужно было не менее 30 000 рублей. Благодаря хлопотам нового губернатора, действительного статского советника и камергера Михаила Викторовича Арцимовича, правительство Российской империи выделило 18 600 рублей. Таким образом, средств должно было хватить не только на сам монумент, но и на благоустройство территории.

Сам проект памятника Фомину пришлось усовершенствовать: обелиск стал тоньше и состоял из 11 блоков шлифованного красного гранита, привезенного из Финляндии. Наверху установлен на шаре двуглавый орел времен Александра I, которого не было в проекте. А вот четыре мортиры у памятника появились позже — в описании открытия их нет, как и на первых фотографиях. На одной из сторон к обелиску прикреплена мемориальная доска с надписью: «Бессмертной доблести героев Отечественной войны – участников сражений под Витебском 13, 14, 15 июля и 26 октября года».

Памятник героям войны 1812 года в Витебске. Почтовая открытка 1910-х

Памятник открывали 19 (6) декабря в день тезоименитства императора Николая II. Город украсили флагами и зеленью. Празднования начались литургией в кафедральном соборе, которую служил епископ Полоцкий и Витебский Никодим. По окончании богослужения процессия двинулась к месту освящения монумента, вдоль ее пути были расставлены войска, а оркестр играл гимн «Коль славен».

Возле памятника епископ Никодим отслужил торжественное молебствие. Покрывало с памятника сдернули под пение «Спаси Господи люди твоя», а затем войска и публика трижды пропели «Боже царя храни». После этого начали возлагать венки: первой возложили серебряную позолоченную ветвь от витебского дворянства, затем венки от Витебска, крестьянских учреждений, Островского полка, обозного батальона, Елизаветградского гусарского полка, Волжкого пехотного полка, городов Полоцка и Двинска, ученой архивной комиссии, витебского земства и пожарной команды.

Затем начался парад участвовавших в открытии войск, причем первым прошел и отсалютовал памятнику генерал-адъютант Павел Карлович фон Ренненкампф. В параде также приняли участие вольно-пожарная дружина города, стражники и потешные.

После этого в зале гражданского клуба состоялся обед, на котором присутствовали представители местного общества и гости. От имени населения Витебской губернии и собравшихся представителей власти императору была «верноподданнически» отправлена телеграмма, на следующий день он на нее «высочайше» и «всемилостивейше» ответил.

Торжества закончились балом, устроенным 100-м Островским полком в гражданском клубе. Для простого народа были даны бесплатные спектакли и устроены бесплатные сеансы в кинематографах Витебска. Вечером был устроен фейерверк.

Памятник героям войны 1812 года в Витебске. Фото неизвестных немецких солдат 1941-1944 гг.

Памятник героям войны года, к сожалению, дошел до наших дней не в первозданном виде. Как видно из рисунка проекта и на фото начала XX века, на боковых частях монумента были бронзовые украшения, которые не сохранились. Над ними были установлены коринфские шлемы, характерные для памятников эпохи Александровского классицизма, некоторыми исследователями ошибочно принимаемые за стилизованные кирасирские каски. Они также не сохранились. Кроме того, перед мортирами лежали ядра, также сейчас отсутствующие.

Эти элементы декора памятник утратил либо во время Второй мировой войны, либо вскоре после ее окончания. На фото, сделанных немецкими солдатами в оккупированном Витебске, они еще есть, а на советских открытках начала 1960-х уже отсутствуют. Кроме того, во время боев получили повреждения и гранитные блоки обелиска.

Впрочем, удивительно, как памятник, увенчанный символом царизма, пережил довоенные годы, когда такие символы активно уничтожались. Можно с большой долей уверенности предположить, что, установи Фомин обелиск на первоначальном месте возле Успенского собора, памятник не пережил бы собор, взорванный большевиками в 1936 году.

 
Меткі: , , , ,

Падобнае

    33 Каментароў

    1. Patriotka   Палец угору Палец долу +2
      19/Снежань/2012 у 7:44

      Удивительные и замечательные фото, никогда не видела их в интернете. Мне порой кажется, что эти обзоры Витебска - самые лучшие для изучения истории города. По крайней мере, я сохраняю такого рода статьи для детей, которые сейчас еще маленькие, для будущих уроков истории.
      И за работу над статьей искреннее спасибо, явный объем перелопаченных архивных документов, вызывает уважение!!!

    2. Krodo   Палец угору Палец долу +2
      19/Снежань/2012 у 8:23 1

      интересная статья, никогда даже не задумывался, спасибо…

    3. Dev   Палец угору Палец долу +2
      19/Снежань/2012 у 8:53 2

      Спасибо, познавательно. Жду новых статей.

    4. rezoner   Палец угору Палец долу +1
      19/Снежань/2012 у 10:15 3

      Самое удивительное в истории этого памятника то, что за 90 лет его так и не решились тронуть, сменяющие друг друга всевозможные Косинцы.

      Он живое доказательство того, что все разрушения Витебска и Беларуси дело рук своих же руководителей.
      Именно они, а не немцы лишили страну всего наследия
      . устроили из республики показательный полигон по воспитанию безродного советского человека.

      Кстати, боязнь прикоснуться к этому обелиску сыграла с ним дурную шутку.
      Место это страшно заросло. Деревья заслоняют памятник, убивают весь ансамбль площади..
      Тут еще одна беда Витебска. Нет ландшафтных дизайнеров, хороших садовников. Николайкины и Косинцы просто не знают, как ухаживать за городскими деревьями и кустарниками. Бросаются из крайности в крайность.

    5. ВЭД   Палец угору Палец долу 0
      19/Снежань/2012 у 10:44 4

    6. Litvin   Палец угору Палец долу 0
      19/Снежань/2012 у 10:45 5

      rezoner писал:
      <b>Место это страшно заросло</b>. Деревья заслоняют памятник, убивают весь ансамбль площади..

      Ну-ну, не будите лихо, а то сейчас Дровосекус (по просьбе читателей ННВ) устроит там лесозаготовку и укладку плитки.

    7. инна   Палец угору Палец долу -1
      19/Снежань/2012 у 10:55 6

      К красивым картинкам этично было указать, что статья подготовлена на основании матриалов “Полоцко-Витебской Старины”, “Трудов Витебской Учёной Архивной комиссии”, а также полностью использован доклад А.М. Подлипского на конференции “Война 1812 года: события, судьбы, память” (см. материалы в интернете). Горка, кстати, не Успенская, а Красная. Кроме того, к утратам следует отнести и таблички с текстом. В годы оккупации они были сняты немцами, так как были изготовлены из бронзы, а им был необходим цветной металл. Восстановлены в 1950-х годах по эскизам Фомина, только из чугуна на витебском чугунолитейном заводе.

    8. Сяржук Серабро   Палец угору Палец долу +1
      19/Снежань/2012 у 12:27 7

      @ инна:
      Даклад Падліпскага не выкарыстоўваўся, толькі “Полацка-Віцебская старына” за 1911 і 1912 гады, падшыўка “Зодчага” за 1911 год.

      Яшчэ пералапаціў зборнікі “Члены государственной думы (портреты и биографии)”. Думащ там знайсці фота Кандыгробава, але аказалася, што ён у працы думы амаль не ўдзельнічаў і амаль адразу адмовіўся ад дэпутацтва, таму яго партрэта няма. гэта самы вялікі недахоп матэрыяла.

      Партрэты Гершау-Флотава і Арцымовіча прыводзяцца з “Памятнай кніжкі” за 1914 год, Ашаніна — з часопіса “Іскры”.

    9. Сяржук Серабро   Палец угору Палец долу 0
      19/Снежань/2012 у 12:34 8

      инна пісаў:

      В годы оккупации они были сняты немцами, так как были изготовлены из бронзы, а им был необходим цветной металл. Восстановлены в 1950-х годах по эскизам Фомина, только из чугуна на витебском чугунолитейном заводе

      Адкуль такая іфармацыя? На нямецкіх фота таблічкі на месцы, але нажаль датаваць фота я не магу.

    10. Ян   Палец угору Палец долу 0
      19/Снежань/2012 у 12:56 9

      @ Сяржук Серабро:
      цікава зірнуць на нямецкія фота… калі магчыма пакажыце.

    11. Сяржук Серабро   Палец угору Палец долу 0
      19/Снежань/2012 у 12:56 10

      Ян пісаў:

      @ Сяржук Серабро:
      цікава зірнуць на нямецкія фота… калі магчыма пакажыце.

      у самым канцы артыкула глядзіце 8)

    12. Юрий   Палец угору Палец долу +2
      19/Снежань/2012 у 14:11 11

      Хороший материал, респект автору. Такие бы статьи в рамку и размещать рядом с памятниками, смотришь и хоть какое-то представление о собственной Истории появится…

    13. Ян   Палец угору Палец долу 0
      19/Снежань/2012 у 18:08 12

      @ Сяржук Серабро:
      гэта я бачыў. думаў яшчэ што маеце. дзякуй за артыкул.

    14. Сяржук Серабро   Палец угору Палец долу 0
      19/Снежань/2012 у 18:57 13

      @ ВЭД:
      Што гэта павінна азначаць?

    15. Ян   Палец угору Палец долу 0
      19/Снежань/2012 у 19:12 14

      @ Сяржук Серабро:
      нічога. проста цікава што і як фоткалі немцы у Віцебску у час вайны. і больш нічога. а Вы убачылі нейкі падтэкст? …. калі падкажыце дзе знайсці буду удзячны.

    16. Сяржук Серабро   Палец угору Палец долу 0
      19/Снежань/2012 у 19:13 15

      Ян пісаў:

      @ Сяржук Серабро:
      нічога. проста цікава што і як фоткалі немцы у Віцебску у час вайны. і больш нічога. а Вы убачылі нейкі падтэкст? …. калі падкажыце дзе знайсці буду удзячны.

      Я ж пісаў не Вам, а ВЭДу, пра ім запошчаную фотку.

    17. zloy   Палец угору Палец долу 0
      19/Снежань/2012 у 19:28 16

      @ Patriotka:
      от! ведь могете, када хочити — без истерик, брызгаслюнства и адекватна васпринимая действительнасць?!
      @ Юрий:
      респект за рацуху

      Автору статьи — тоже — респект

    18. Ян   Палец угору Палец долу 0
      19/Снежань/2012 у 19:49 17

      @ Сяржук Серабро:
      прабачце

    19. Ðrÿad   Палец угору Палец долу 0
      19/Снежань/2012 у 21:25 18

      Ян пісаў:

      цікава зірнуць на нямецкія фота…

      http://vk.com/photo-22959600_292667675?rev=1

    20. Сяржук Серабро   Палец угору Палец долу 0
      19/Снежань/2012 у 21:28 19

      Ðrÿad пісаў:

      Ян пісаў:

      цікава зірнуць на нямецкія фота…

      http://vk.com/photo-22959600_292667675?rev=1

      Супер. А якім чынам датавана?
      Таблічка, упрыгожанні і шлемы на месцы. Бачна што левая пліта ўжо пашкоджаная. І быццам адной марціры няма.

    21. Юрий   Палец угору Палец долу 0
      19/Снежань/2012 у 22:30 20

      @ zloy:
      Насчет рацухи… Грустно это все. В свое время принимал участие в реставрации и раскопках, смотреть на нынешнюю каменную пустыню с некими пешеходками в никуда… Не камильфо. А вот за альбом спасибо, кое-что попадалось, но в полном объеме впервые вижу.
      Безликие таблички”памятник” дополнить бы несколькими видами и текстом, совсем бы по другому город смотрелся и для жителей, и для туристов. Но пока только на лампочки хватает.

    22. Ян   Палец угору Палец долу 0
      20/Снежань/2012 у 13:34 21

      @ Ðrÿad:
      вялікі, вялікі дзякуй!

    23. Цыник   Палец угору Палец долу 0
      20/Снежань/2012 у 14:48 22

      @ rezoner:
      А в ентых зарослях славные нашы гэбнюковские соколы за дзярэуями прачуцца и шпиёнаф с цирарыстами ишчуць.
      А если серьёзно, то не дай Бог Всадник Без Головы по кличке Космос (а можа Косинус) своё гнойно-хирургическое, мягко говоря, лицо засунет то будет там и фонтан и лестница (нет, лучше две) в никуда.

    24. староЖИД   Палец угору Палец долу 0
      20/Снежань/2012 у 16:08 23

      Слышал от одного знакомого байку, что в годах этак 60-х-70-х краснозадые хотели снести этот памятник и было дело так: прогуливался там один из известных на то время витебский театральный деятель и узрел небольшую толпу пыжиковых шапок - ходют, пузами крутят, руками водят, ну подошёл поинтересовался и ему сказали, что ентому обелиску кранты, а будет тут на всей площадке партизанское, красноармейское кладбище (в продолжении той линии, которая и по сей день там находится). Да вроде как потом театральный деятель этот организовал обращение витебской антилигенции в ЦК и инициативу местных членоводов тормознули. Правда это или нет? Вот вам и поле для изысканий - короеды!

    25. Ðrÿad   Палец угору Палец долу 0
      20/Снежань/2012 у 17:49 24

      Инна. (не очень фамильярно?)
      Архивные источники по Витебску настолько скудны и настолько всем известны, что опубликовать что-то новое уже вряд ли возможно.
      И задача тех, кто сегодня об этом пишет, сводится к одному - как в своей компиляции переставить слова в предложениях так, чтобы это не выглядело плагиатом. Или, сказать то же, но другими фразами.
      А кто у кого что-то позаимствовал, не суть важно: Вы - у Сапунова или Подлипский - у Вас.
      Главное - говорить о нашем прошлом и говорить об этом чаще.
      Статья Сергея работает как раз на это, за что ему огромное спасибо.

      Кстати, на боковых фасадах под шлемами размещались ещё и небольшие декоративные рельефы. Их тоже сейчас нет.

      И если вопрос, когда исчез декор памятника, до освобождения Витебска или после, ещё не прояснён (цветные металлы также нужны были и Красной Армии), мне понравилось, что в статье сказано, что сегодня памятник не вполне полноценен, и показательно, что вопрос о восстановлении его, увы, даже не ставится.

    26. Сяржук Серабро   Палец угору Палец долу 0
      20/Снежань/2012 у 20:18 25

      Ðrÿad пісаў:

      на боковых частях монумента были бронзовые украшения, которые не сохранились

      Я іх і меў на ўвазе: “на боковых частях монумента были бронзовые украшения, которые не сохранились”. Пра іх увогуле не зразумела — як яны выглядалі.

    27. инна   Палец угору Палец долу 0
      20/Снежань/2012 у 21:22 26

      Никто и не спорит, что мы пользуемся ограниченным кругом источников, фактов. Однако, данная заметочка нисколько бы не ухудшилась, если бы уважаемый автор написал фразу о том, что событиям открытия памятника посвящено несколько страниц в “Полоцко-Витебской Старине” и на основании этих фактов и подготвлено это сообщение. Таким образом автор бы оказал уважение к тому же Кадыгробову и его товарищам, которые старались, жертвовали своим временем и личными сбережениями во благо города и горожан. Кстати, Кадыгробов на свои средства ездил в Финляндию за материалами для памятника. Он был на приёме у примьер-министра Петра Столыпина по вопросу финансирования сооружения монумента. Речь идёт о том, что нужно всё-таки ссылаться на источники. Это ещё больше придаст ценность данной заметочке, заинтересует читателя и побудит его обратиться к первоисточникам, которые без всякого труда можно скачать за 5 минут в интернете. Мне, например, бы было бы интересно прочитать чисто журналистсткую статью с впечатлениями горожан об этом памятнике, какое-то интервью, опрос. Я не знаю, есть много разных форм изложения. Историей должны заниматься, как и в любом другом деле, профессионалы. А нахватать фактов за 5 минут их от первого лица выложить труда не составляет. Вопрос об истории нашего любимого города очень проблематичен и упирается в материальные средства. У нас есть и Пивовар, и Хмельницкая, и Шишанов, и другие фанаты и профессионалы-историки, которые внесли бы достойный вклад в изучение нашего города и края. Раньше был замечательный журнал “Віцебскі сшытак”, который успешно почил из-за отсутствия средств. А против того, что поднимаются вопросы истории Витебска, я ничего не имею против. Я только за качество и более серьёзное отношение к проблеме.

    28. Ðrÿad   Палец угору Палец долу +1
      20/Снежань/2012 у 22:32 27

      Сяржук Серабро пісаў:

      Пра іх увогуле не зразумела — як яны выглядалі.

      В хронике “Память” говорится о ликторских знаках или пучках. Это декоративный элемент ампира, в целом стиля самого монумента.
      @ инна:
      Я Вас понимаю. “Віцебскі сшытак” перечитал все номера от корки до корки, наверное, раз пять. И то, что такого журнала или альманаха нет, это, конечно, беда.

    29. rezoner   Палец угору Палец долу +1
      21/Снежань/2012 у 18:16 28

      инна пісаў:

      Историей должны заниматься, как и в любом другом деле, профессионалы. А нахватать фактов за 5 минут их от первого лица выложить труда не составляет

      Очень смешно :) Нашли называется крайнего :)

      А вы пробовали у спросить у витебских историков-профессионалов, кто им не даёт писать в СМИ статьи о витебской старине?
      Или у них есть дела по важнее?

      Полно примеров, как в какой-нибудь деревне, единственный учитель истории занимается изысканиями по краеведению,
      а в университетском Витебске, чуть ли не главный историк - москвичка Александра Шатских :)

    30. инна   Палец угору Палец долу -1
      21/Снежань/2012 у 19:23 29

      Назовите СМИ: Витебский рабочий, Витебский проспект, Витьбичи и Народное слово. Каждая из СМИ (если это можно назвать СМИ) имеет свой штат корреспондентов и свой редакционный план., это, раз. Во - вторых, есть ограничения до 5 тыс. знаков в статье. Вот теперь смейтесь. А я вместе с Вами. Удачи!!!

    31. Дзядулін   Палец угору Палец долу 0
      22/Снежань/2012 у 1:19 30

      Не надо иронизировать над театральным деятелем. Это был народный артист СССР, лучший артист всех времен Александр Константинович Ильинский. Ни каких обращений он писал в ЦК. Это уже были военные сапёры. Он жил в двух шагах от монумента. Увидя, подготовку сапёров. лёг на подножье монумента и сказал. что бы взрывали только с ним. И они ретировались Да и обком испугался общественного мнения Ведь в театре были колоссальные личности и именами

    32. zveroboy   Палец угору Палец долу +1
      22/Снежань/2012 у 9:59 31

      Ну никакого национального самосознания!
      Если уж русскоязычным совкам так хочется увековечить память российских оккупантов, так заберите этот обелиск себе. Поставьте на своих шести сотках и молитесь на него в знак благодарности тому, что эти варвары сожгли город дотла.
      Это всё равно, что поставить памятник московской армии В. П. Шереметьева.
      Осада Витебска (1654)

      Сяржук, а што няма больш цікавай рубрыкі, як забаўляць халопаў старэйшага брата?

    33. Евгений   Палец угору Палец долу 0
      24/Снежань/2012 у 1:25 32

      @ Сяржук Серабро:
      А можно сделать вообще отдельную рубрику, посвященную истории Витебска и Витебского района? (Если я упустил, и уже есть такая рублика, прошу прощения).

      Я бы с удовольствием читал эту рубрику и рекомендовал другим!

    Каментаваць