Пресс-конференция с организаторами IFMC: о вечном мире между народами, строгих критериях отбора и антифеминизме

16 октября в концертном зале «Витебск» Марина Романовская и Эдуард Чернивчан раскрыли журналистам некоторые детали подготовки к очередному Международному фестивалю современной хореографии IFMC и его концепции.
Пресс-конференция с организаторами IFMC. Фото Георгия Корженевского

Программа фестиваля, который будет проходить с 19 по 23 ноября, уже составлена. Но как отметила заместитель генерального директора по специальным проектам Центра культуры «Витебск», корректировки могут состояться вследствие трудностей, связанных с концом финансового года. В любом случае, подчеркнула Марина Романовская, программа разноплановая и в содержательном плане фестиваль всё равно не пострадает.

Был объявлен своеобразный конкурс среди журналистов, к которому могут подключиться также наши читатели. Марина Романовская отметила определённую моральную усталость от цифр, указывающих на порядковый номер фестиваля в каждом году, и предложила придумывать оригинальные названия. Идея свежая и стоящая… На наш взгляд, принцип здесь весьма прост. Можно исходить из того, каким объявлен международный год Организацией объединённых наций, и в этом черпать концепции и вдохновение. Заодно настраивать на соответствующую тематику конкурсантов. К тому же существует вариативность: для каждого года ООН объявляет несколько названий. Так, текущий год, кроме солидарности с палестинским народом, связан ещё с кристаллографией, семейными фермерскими хозяйствами, а также малыми островными развивающимися государствами. Есть над чем подумать…

Марина Романовская отметила наличие собственного лица у витебского IFMC, его неизменную концептуальность: «У фестиваля есть традиции. И мы стоим на этих принципиальных традициях, на своих позициях, будучи первым фестивалем на территории бывшего Советского Союза. Благодаря этому нас уже давным-давно неплохо знают в Европе. Мы приглашаем, и к нам едут…» Имея такой фестиваль, как подчеркнула она, мы вписываемся в контекст современной европейской культуры, и не считаем себя заброшенными и находящимися на задворках.

Пресс-конференция с организаторами IFMC. Фото Георгия Корженевского

На фоне тревожных событий, происходящих ныне как в Украине, так и в мире вообще, хореографическое искусство, по словам Марины Романовской, несёт ощущение причастности к общечеловеческому единству. Вспоминая о Tanzmеsse – международной ярмарке профессионалов современного танца в Дюссельдорфе – она заметила: «Каково же было приятно воспринимать, что мы все на самом деле нормальные люди, по-доброму воспринимающие то, что настоящее». Говоря о спектакле танцовщиков из Южной Кореи, которую белорусская делегация наблюдала в Дюссельдорфе, и которые будут обязательно приглашены к нам в следующем году, Марина Романовская подчеркнула его огромное значение, в том числе для витебского фестиваля: «Возможно, отсюда и срослась концепция фестиваля этого года: “Давайте слышать и слушать”». И далее Марина Романовская затронула такую показательную тему, как наличие множества заявок из Востока и Запада Украины. Она обратила внимание на позитивность этого фактора: «Люди, которые занимаются искусством, не агрессивны. Они хотят чистоты, доброты, гуманности, и в этом смысле мы все одинаковы. Давайте мы дадим возможность им высказаться, постараемся их выслушать… Давайте слышать друг друга, давайте поймём наши проблемы». Можно ли всех примирить и услышать, к чему призвала Марина Романовская?.. Это покажет время, ибо без доброй воли всех без исключения действующих сил здесь никак не обойдёшься. Идейный и политический саботаж этого процесса хотя бы одной стороной разрушит все самые благие начинания. Тем не менее, искусство, как выражение вселенской Красоты, несёт на себе отпечаток Вечности, в отличие от политики, так что надежда остаётся…

Вписанность витебского IFMC в контекст европейской и мировой культуры не означает методологической всеядности. Напротив, критерии конкурсного отбора весьма строги. Фестиваль предполагает ориентированность на культуру профессионального танца, в отличие от акцента на перформансах. Синтез мысли и высокого танцевального искусства всегда отличал наш фестиваль: «Здесь не будет конфеточных обёрток… Это всегда гораздо глубже, там всегда есть мысль, есть идея». Потому говоря о конкурсной программе, Марина Романовская подчеркнула некорректность вопроса о количестве стран, ибо главным здесь является не погоня за внешними показателями, а соответствие неизменным качественным критериям. Это и делает фестиваль уникальным.

Когда пошла речь о гостях фестиваля, Марина Романовская рассказала, что здесь нет второстепенных хореографических постановок. Зрители будут удивлены их профессиональным многообразием и содержательными различиями. Потому нельзя выделить какой-либо приоритетный концертный день. Танц-спектакль «Разбитый» компании «Гандини жонглируют» совмещает хореографическое искусство и жонглирование. Фантастическая история, как отметила Марина Романовская, синтез циркового искусства и пластического танца. Масса типажей, которые нас окружают, и к которым относимся мы сами: хитрецы, дельцы, феминистки… Ну, а жонглирование именно яблоками, по всей очевидности, имеет известную библейскую подоплёку пост-эдемского существования человечества.

Кстати, о феминизме… Казалось бы, совершенно бесспорная ныне в Западной Европе общественно-политическая и гендерная ценность будет подвергнута беспощадной ревизии в танц-спектакле «Женщины в ре-миноре». Его привезёт украинский «Киев Модерн-балет». Начальник отдела по специальным проектам Центра культуры «Витебск» Эдуард Чернивчан заметил: «Он такой спорный спектакль. Женщины там показаны не лучшим образом». Что ж, на фестивале мы не избежим и остро дискуссионных вопросов.

Пресс-конференция с организаторами IFMC. Фото Георгия Корженевского

И в заключение, вопрос неизменно волнующий всех: цены на билеты. Марина Романовская говорила, что цены на фестивале всегда были демократическими. Ведь среди зрителей всегда отмечалось много студентов. К тому же относительно невысокая цена обеспечивает больший приток зрителей. Итак, в нынешнем году стоимость билетов будет от 60 до 140 тысяч белорусских рублей. Конечно же, для международного уровня цены «не кусаются». Потому приглашаем жителей и гостей «культурной столицы» на праздник высокого хореографического искусства.

Меткі: , , , ,

Чытайце яшчэ