Выставка «За горизонтом»: изобразительное искусство или художественный ламинат?

Экспозиция Ларса Странда в Витебском художественном музее повергла посетителей в разновидность «культурного шока» и вызвала ироническую реакцию.
Экспозиция Ларса Странда в Витебском художественном музее. Фото Георгия Корженевского

Вообще, на подобные выставки следует ходить всем неприятелям, как активным, так и пассивным, авангардистских тенденций Витебской художественной школы, дабы, что называется, почувствовали разницу… Вряд ли зрители нашего города, родины авангарда в белорусском изобразительном искусстве, избалованы частыми столкновениями с апофеозом бессодержательности. И если художественный авангард – это всегда противостояние глобальному социуму и героический выход «за флажки» разрешённых пределов познания, экспозиция, открытие которой состоялось 17 декабря, является утверждением тотального конформизма.

Насколько белорусский зритель может быть готов к принятию всех аспектов европейской толерантности и всеядности духовной? На этот вопрос пока можно ответить лишь глубоким сомнением. Нет, у людей культурных, которые пришли во множестве посмотреть, что же это интересного привёз норвежский художник, страна которого находится столь близко от легендарной Лапландии, выставка не вызвала резкого негатива. Ведь про Лапландию, родину Деда Мороза, было актуально, и предпраздничное настроение сохранилось… Зато иронии оказалось предостаточно, и работы норвежца шведского происхождения, учившегося в Осло (кого же всё-таки учат в Осло?..) оказалась хороша для фотографического фона и индивидуальных перформансов. Вот на этой фотографии художник Валерий Белый, судя по всему, задумался о том, куда катится европейское искусство…

Экспозиция Ларса Странда в Витебском художественном музее. Фото Георгия Корженевского

А здесь своего рода импровизированный «театр теней» от замечательного представителя Витебской художественной школы Феликса Гумена. Постоянная экспозиция его акварельных произведений (не зря ведь упоминаю об этом…) находится на первом этаже Витебского художественного музея.

Экспозиция Ларса Странда в Витебском художественном музее. Фото Георгия Корженевского

Тут мы видим, судя по всему, образ распятия искусства от Владимира Витко.

Экспозиция Ларса Странда в Витебском художественном музее. Фото Георгия Корженевского

А это Феликс Гумен с замечательной художницей и прекрасной женщиной Татьяной Руденко. Не правда ли, достопримечательный повод запечатлеть двух наших выдающихся личностей в сём храме искусств?..

Экспозиция Ларса Странда в Витебском художественном музее. Фото Георгия Корженевского

Кстати, название данной статьи автору наполовину подарено, так как ассоциации с «ламинатом» были очень активны в тот вечер. Как мы уже упоминали, данное искусство не оказалось воспринятым посетителями как-то агрессивно в пределах самого выставочного зала, и сравнения с «ламинатом» являлись наиболее резкими. Зато при выходе из зала высказывалось многое. По аналогии с неприличным приветствием Деда Мороза, известным практически всем нашим людям, говорилось также об определённом психосексуальном и трансгендерном подтексте данных работ.

Наверное, автор не был бы самим собой, если бы не уделил внимание декларируемому смыслу произведений. Впрочем, умывая руки, я приведу немного из того, что было написано на специальном стенде, к которому могли обратиться все жаждущие и страждущие в познании тонкостей художественной культуры, и будет всё ясно: «Кажется, что работы Ларса Странда не представляют ничего, кроме монотонно заштрихованных холстов, однако суть их завораживающая. При помощи отсутствующего нарратива они ненавязчиво пленят зрителя: значительным становится то, что происходит со зрителем, а не то, что отображено на холсте. Работы Странда – это посвящение своего рода медлительной и спокойной рефлексии экзистенциального течения, которое приглашает зрителя видеть, переживать и думать».

Экспозиция Ларса Странда в Витебском художественном музее. Фото Георгия Корженевского

Впрочем, выступавшие искусствоведы действительно этак ненавязчиво постояли за выставленные картины, объясняя, что такого рода произведения давно уже привычны для европейского искусства и стали почти классикой. Правда, вопрос о разумных пределах европейской толерантности так и остался открытым для нашего «тутэйшага» зрителя. Нам же остаётся представить вниманию читателей импровизированную фотосессию, являющуюся итогом погружения в «индивидуализированную конфигурацию пространства и времени» норвежского художника. В ней охотно принимали участие представители Витебской художественной школы, работники музея, журналисты и просто хорошие люди.

Экспозиция Ларса Странда в Витебском художественном музее. Фото Георгия Корженевского

Экспозиция Ларса Странда в Витебском художественном музее. Фото Георгия Корженевского

Экспозиция Ларса Странда в Витебском художественном музее. Фото Георгия Корженевского

Экспозиция Ларса Странда в Витебском художественном музее. Фото Георгия Корженевского

Экспозиция Ларса Странда в Витебском художественном музее. Фото Георгия Корженевского

Экспозиция Ларса Странда в Витебском художественном музее. Фото Георгия Корженевского

Экспозиция Ларса Странда в Витебском художественном музее. Фото Георгия Корженевского

Экспозиция Ларса Странда в Витебском художественном музее. Фото Георгия Корженевского

Меткі: ,

Чытайце яшчэ