В Витебске открылась выставка Александра Филиппова «Мелодии Витебска»

Открытие выставки художника Александра Филиппова, являющегося представителем реалистического направления в живописи, состоялось в Витебском художественном музее.
Ольга Акуневич, протоиерей Константин (Изофатов) и Александр Филиппов. Фото Георгия Корженевского

Несмотря на реалистичность и, казалось бы, «объективированность», работы Александра Филиппова являются очень «внутренними». Одна из причин этой реалистической углубленности – в ретроспективности картин. Многие произведения живописца написаны по памяти и изображают Витебск в те времена, в которые он ещё обладал собственным цельным и неповторимым обликом. Советское варварство, выразившееся для города в разрушении культурно-исторических памятников, среди которых, прежде всего – храмы, уничтожили эту цельность и историческую гомогенность внешнего городского жизненного потока. Однако живопись Филиппова воскрешает непреходящий культурный облик, и приобщает зрителей к познанию его.

Такой внутренний характер работ, который даёт возможность заглянуть за пределы повседневной действительности, и выражает духовную ауру города. В известной мере это подчёркивается изобилием сумеречных и ночных пейзажей. Действительно, сумерки, являющиеся «трещиной между мирами», и ночь как «время тысячи тайн», позволяют представить Витебск с его волшебной стороны, и потому, наверное, с самой подлинной.

А. Филиппов. Вечер в Сочельник. 2010 г.

Автор выставки предстаёт будто бы вышедшим из «городского подполья», из никому не ведомых глубин духовного средоточия городской жизни, так как, несмотря на свой почтенный возраст, он был известен в качестве художника лишь в довольно узких кругах. Долгие годы Александр Филиппов являлся преподавателем витебского худграфа и скорее его знали именно как педагога. Удивительный факт: только в 2014 году Александр Филиппов стал членом Белорусского союза художников, подав соответствующее заявление.

Эта редкостная для современного мира скромность, отсутствие стремления к внешним почестям и регалиям явились причиной того, что имя живописца, который скоро отметит своё 84-летие, не столь известно, как того заслуживает. Куратор выставки Михаил Цыбульский отметил, что для художника данная экспозиция является во многом первой в своём роде: «Ён удзельнічаў у выставах, але ўвесь час імя Аляксандра Філіпава неяк так не раскрывалася ў поўнай ступені. Вось гэта, напэўна, першая спроба паказаць даволі грунтоўна яго творчасць».

Существует ещё одна причина столь глубокого выражения художником духовного облика Витебска. Алесандр Филиппов – коренной витеблянин, который прожил в родном городе всю свою жизнь. В годы войны он, вместе со своей матерью, будучи ещё малолетним, являлся узником теперь уже столь известного концлагеря «5-й полк». Более того, его профессиональное мастерство, несомненно, было обогащено и фактором родственной преемственности — мать художника являлась преподавателем в Витебском художественном училище, и работала в нём как в довоенный, так и в послевоенный период.

Преподаватели Витебского художественного техникума. 1936 г.

Слова директора Витебского художественного музея Ольги Акуневич, сказанные 29 апреля на мероприятии открытия выставки, будем надеяться, ознаменовали начало куда более широкого знакомства городской общественности с произведениями художника: «Этому городу посвящают свои произведения знаменитые композиторы, писатели и особенно художники. На многих полотнах известных художников во всём мире представлены улицы нашего города. И сегодня мелодии нашего Витебска представляет Александр Филиппов».

Неслучайная мелодия

В том, что посетители всё же услышали «Мелодии Витебска», большая заслуга куратора выставки, искусствоведа Михаила Цыбульского. Учитывая огромную требовательность к себе Александра Филиппова, без активного побуждения со стороны известного искусствоведа к тому, чтобы работы всё-таки представить, сроки открытия выставки могли неопределённо долго затягиваться. В своём выступлении Михаил Цыбульский говорил, как о самом живописце, так и о том, почему название экспозиции неслучайно:

«Гэта чалавек з вялікімі ведамі, які шмат гадоў працаваў і на Камбінаце мастацтва, працаваў і выкладчыкам у Віцебскім дзяржаўным універсітэце на кафедры выяўленчага мастацтва. Слова “мелодыі” ў назве гэтай выставы зусім не выпадковае. Бо Аляксандр Філіпаў і цудоўны музыка яшчэ. Музыка ў ім жыве і ў жывапісным строі. Гэта фактура музычная ўвесь час яго спадзвігае на выбар вельмі сваеасаблівых дамінант у пейзажах Віцебска. Калі вы заўважыце, літаральна кожны краявід пабудаваны на такіх дамінантах. Гэта ці то які-небудзь эмацыянальны ўсплеск, ці то каларыстычны ўсход ці заход Сонца, ці то падзея, якая таксама выклікае нейкі сваеасаблівы меладызм, што гучыць з яго твораў».

Михаил Цыбульский и Александр Филиппов на открытии выставки. Фото Георгия Корженевского

Председатель Витебской областной организации Белорусского союза художников Светлана Баранковская отметила уникальность выставки как лично для себя, так и для всей художественной жизни города: «Гэта прыемна, калі раскрываюцца імёны, і нават для мяне было дзівам, што ў нас ёсць такі ўжо сталы мастак. І калі мы сустрэліся ў Саюзе мастакоў, для мяне гэта таксама было здзіўленне, і я вельмі рада, што ён стаў сябрам нашага Саюза».

«Красота божьего мира»

Первый проректор Витебской духовной семинарии протоиерей Константин (Изофатов) в своё время учился на художественно-графическом факультете Витебского государственного университета, а руководителем его курса являлся Александр Филиппов. В своём выступлении православный священник сделал акцент на несомненной духовности творчества юбиляра выставки, при этом поставив его искусство в качестве положительной альтернативы художественным поискам, присущим постмодерну:

«Мне приятно, что человек в таком почтенном и прекрасном возрасте замечательно владеет всеми достоинствами настоящего художника и объектом его творчества является прекрасный Божий мир, который он не искажает. К сожалению, уже не первое десятилетие искусство идёт по пути некоего сверхинформационного изображения действительности, а он творчески её отражает, и таким образом становится летописцем той великой Книги, которую создал Господь. Даже в некоторых местах Священного Писания Бога называют художником. Поэтому художник – это очень высокое слово, и пусть Господь даёт вам силы и дальше творить, отражать красоту Божьего мира. Творчество – это тоже божественное слово, оно невозможно без этой божественной искры».

А. Филиппов. Ночь в старом Витебске. 2015 г.

Дух Витебска

На открытии выставки также выступали и коллеги художника. Они подчёркивали глубокое внутреннее переживание живописцем культурной истории города, его духовного своеобразия. Феликс Гумен говорил об особенностях реалистического метода Александра Филиппова в выражении им городской среды:

«Мы присутствуем на выставке хорошего реалистического художника. Правда, когда многие тут ищут историзма, или документализма, вы здесь его не найдёте. Потому что он немного свободно обращается с храмами, передвигает их в угоду композиции. Но здесь очень хорошо выражен дух Витебска. И что ещё интересно… Зачастую художники просто «красят» свои картины. А вот у Александра Филиппова присутствует ценное, редко встречающееся качество у художников, у него есть колорит. Да и приятно смотреть на реалистическую живопись. Прекрасная выставка, очень нужная и очень кстати».

А. Филиппов. Витебск. Утро. 1974 г.

Владимир Вольнов высказал мнение о редкостном характере творчества своего коллеги, исключительно проникновенном выражении городского исторического облика: «То, что я увидел, меня поразило. Словно какой-то бриллиант подспудно лежал, и его вынесли на свет. Это действительно чисто реалистическое, классическое искусство, которым мы должны гордиться и на основе которого строится любое искусство. Это действительно летопись Витебска, потому что здесь есть его уголки, которыми восхищались и которые описали Иван Бунин и Константин Паустовский».

А. Филиппов. Пробуждение. 2015 г.

Творчество Александра Филиппова, постоянно подпитывающееся глубокой личной укоренённостью в городское пространство, даёт посетителям возможность взглянуть на внутреннюю, параллельную реальность духовной среды Витебска. Этой реальности присуще непреходящее ценностное измерение. Художественный мир Александра Филиппова обладает огромной степенью сосредоточенности, и отворяет тем, кто внимателен, возможность проникновения в средоточие духовного облика родного города.

А. Филиппов. Старый Витебск. Мастерская Пэна. 1965 г.

Меткі: , ,

Чытайце яшчэ