Портреты деятелей культуры Витебска представил Владимир Литвин

Выставка «Портрет города» открылась в Кировской сельской библиотеке и собрала вокруг себя много интересных творческих людей.
Владимир Литвин. Фото Георгия Корженевского

Как признавался сам художник: «Я не ожидал такого резонанса. Я думал, что куда-то в сельскую библиотеку привезу, здесь что-то повисит в тишине и никого не будет. Я думал, что отвожу в ссылку эти портреты. А оказалось совсем по-другому». Действительно, заведующая библиотекой, известная поэтесса Наталья Соловьёва умеет объединять вокруг себя творческих людей. И в этот последний апрельский день в посёлке Кировском за чертой города собрались художники, поэты, библиотечные работники и другие заинтересованные люди.

Отличительное качество самого Владимира Литвина – несомненная внутренняя позитивность, и его можно было бы охарактеризовать как человека прямого и «простого сердцем», но отнюдь не простодушного. При созерцании написанных им портретов возникает доверие к художнику и тем людям, которые изображены. Не остаётся сомнений в том, что живописец изображает портретируемых с любовью, или, по крайней мере, с большим уважением. Картины приближают деятелей культуры, которые, возможно, казались весьма далёкими и малоизвестными, к обычным людям, делая их близкими и знакомыми для всех.

Владимир литвин. Портрет Владимира Витко

Вообще, портретный жанр – не единственное, чем знаменит Владимир Литвин. Первым значимым, целенаправленным и большим по протяжённости этапом его творческой деятельности было создание «семейного портрета» в особом смысле данного понятия: «Я начал воссоздавать своё родовое древо и тему семьи как “малой церкви”. Я сумел поднять архивные материалы по своему роду, и до шестого колена докопался. На примере своего родового древа я показал, что семья – это первооснова. Здесь назидание всем: семья – это главное и первичное, что определено Создателем».

Как отметил живописец на открытии выставки, тема рода и семьи у него выражалась, скорее, «для внутреннего пользования, для своих потомков, для своего музея».

Художник Алексей Литвин, сын Владимира Литвина, на открытии выставки. Фото Георгия Корженевского

«Жить – Богу служить…»

Второй этап творчества Владимира Литвина характеризовался акцентом на религиозной тематике. После периода глубокой интроверзии художник вышел в мир, обретя Истину: «А дальше, как у любого человека, особенно, когда он проходит через сорокалетний период, начались самокопания и ревизия своего духовного содержания. Он вопрошает, кто я такой, зачем я живу в этом мире, в чём цель моего существования, и почему у меня именно такая жизнь? Это был такой длительный период в моей жизни, и я начал искать ответы. И через несколько лет богоисканий я пришёл к православной вере».

Религиозное искусство Владимира Литвина было признано церковью, и он получал благословение от православных священников и архиепископа Витебского и Оршанского Димитрия. И, разумеется, этот творческий этап углубил его опыт и представления об испытаниях совести и нравственном долге:

«Через изучение Библии, других основополагающих христианских источников, я нашёл ответы на вопросы кто я, и чем должен послужить с теми дарами и талантами, которые были изначально в меня вложены. Мы ведь не только потребители, но и должны что-то отдавать… Быть в мире потребителем можно ведь только до определённого времени. А дальше мы должны отдавать подобно большим деревьям, которые не берут воду только для себя, а под огромным давлением пропускают по стволу наверх и испаряют в окружающее пространство. В течении десяти лет я работал над проектом, который был посвящён христианскому вероучению. По сути, я взял Ветхий и новый Завет, и начал их иллюстрировать».

Создание портретов деятелей культуры представляет собой третий большой этап в творчестве Владимира Литвина. При этом духовное содержание его творчества не стало менее значимым, а вышло за пределы исключительно религиозного содержания в светский мир:

«Я должен отработать Создателю то, что Он в меня вложил. Все не без дара Божьего… Я понял, что этот дар надо отдавать. А как?.. Послужить. Кому?.. Богу. А это значит послужить тем людям, которых Он, Создатель, ставит на моём жизненном пути. И отсюда такое дерзновение что-то делать значащее, стоящее, неформальное, что не просто украшало бы какой-то интерьер».

Владимир Литвин. Портрет Владимира Вольнова

Художник-абориген

На открытии своей выставки Владимир Литвин поделился мыслями о путях развития современного искусства и своём месте, которое он в нём занимает. Во главу угла он поставил прозрачность, честность и подлинность намерений художника. По его мнению, тенденции в искусстве, являющиеся наиболее характерными для постмодерна, обладают преимущественно деструктивным содержанием:

«Современное искусство особенно этим болеет. Там очень замысловатые сюжеты композиционного характера, беспредметное творчество… Трудно его считывать, даже замысел художника. И даже если это великолепно, я данный путь не приемлю. Потому я решил идти по тому понятному руслу, позволяющему обычному, неподготовленному человеку, который видит мои работы или религиозного характера, или семейного, или вот эти портреты, составить своё мнение. А если объединить всё, что я создал, я стремился к тому, чтобы это было созидательным творчеством, а не угнетающим, не разрушающим. Потому что, мне так кажется, есть многое в искусстве, разрушающее людей. Энергетически, нравственно, духовно…»

Представляя собой тип «обособленного человека», сторонящегося суеты мира сего, Владимир Литвин отметил, что осознаёт духовные преимущества такой позиции и её недостатки для внешнего, поверхностного взгляда:

«Я не претендую быть критиком других художников и стою обособленно от этого профессионального цеха. Ясно, что я получаюсь на фоне такого вот современного искусства каким-то аборигеном. Не к месту и не ко времени… Но, тем не менее, у меня существует внутреннее побуждение прожить остаток своей жизни так, чтобы использовать это время и получить от него удовлетворение с осознанием того, что я всё-таки какую-то часть полученного отдал. Может быть, это звучит громко, но моё творчество и мои выставки – это моё служение».

Владимир Литвин. Портрет Александра Соловьёва

Контроверзы восприятия

Рассказав о своих «точках несовпадения» с тенденциями современного искусства, Владимир Литвин говорил как о само собой разумеющимся, что и его картины не будут восприняты всеми однозначно. Более того, эта неоднородность восприятия ещё умножится на неоднозначное отношение к изображённым персоналиям:

«Наверное, будут и противники выставки, которым это непонятно: “Зачем и кому нужна эта городская доска почёта?” Конечно, можно так рассматривать. Но я здесь никого не восхваляю. Может быть, лично кого-то я и не люблю. Но человек есть, он состоялся, он достиг известных высот, и я здесь не судья».

Владимир Литвин. Портрет Татьяны Руденко

Эту тему в характерной для себя манере коснулась и Наталья Соловьёва, которая вела открытие выставки, превратившееся в своеобразный творческий вечер художника: «Я хочу сказать, что Владимир Эдуардович – человек даже опасный. Он всё наблюдает, всё замечает, и мне кажется, что портретируемые даже сами не ожидали… Я очень много слышала отрицательных отзывов от женщин, потому что он уловил их суть. Может быть, он рисовал красавиц, но у кого-то читается лицемерие, у кого-то даже доносительство. Есть здесь такие портреты…Сначала я была против них, но Владимир Эдуардович сказал, что это его портреты, и я подумала, что всё равно там всё читается, так и пусть висят».

Наталья Соловьёва. Фото Георгия Корженевского

В любом случае, присутствующие на открытии выставки художники оказали своему коллеге полную поддержку. Говоря о подходе к написанию портретов, Владимир Вольнов напомнил: «Художник не может быть угодником по принципу “что изволите”?». Он отметил, что не надо оглядываться на тех, кто испытывает зависть или творческую неприязнь: «Тебе на этом пути надо быть стоиком, не прислушиваться, что о тебе говорят. Большой художник в том и состоит, чтобы не замечать, что о нём говорят. Потому что время всё расставит». Владимир Вольнов пожелал коллеге идти дальше, вглубь истории, и уже писать портреты не только современников, но и деятелей культуры Витебщины прошлых времён.

Олег Сковородко, Феликс Гумен, Владимир Вольнов на открытии выставки. Фото Георгия Корженевского

Олег Сковородко отметил, что все портреты удались, и все они сделаны в сдержанной, спокойной гамме. Феликс Гумен сказал, что в портретах удалось выразить не только сходство, но и заглянуть во внутренний мир человека. Он подчеркнул, что выставка выражает важную культурную тенденцию: «Владимир Литвин очень благородную задачу поставил перед собой: создать портрет современника».

Владимир Литвин. Портрет Олега Сковородко

Также художники поделились мнением об уместности подобной выставки именно в стенах библиотеки. Феликс Гумен в данном смысле говорил о позитивном значении библиотеки как «рассадника культуры», а Владимир Вольнов высказался о символичности экспозиции в этом месте, когда рядом расположены литературные классики и живые классики в портретах.

Так как открытие выставки проходило в самый канун майских праздников, в нём были и патриотические ноты. Тем более, что ряд портретируемых относятся к поколению, заставшему войну. Учителя Старосельской детской школы искусств внесли большой творческий вклад в проведение открытия выставки, и выступали с такими песнями, как «Майский вальс», «На безымянной высоте», «В землянке». Бард Сергей Лузгин исполнил «Тёмную ночь», а другой представитель жанра авторской песни Сергей Коробкин пел о любви. Созвездие творческих имён было не только на портретах, но и на самом мероприятии, и мы повторимся, что это заслуга замечательной поэтессы Натальи Соловьёвой, организовавшей великолепный вечер.

Поют учителя Старосельской детской школы искусств. Фото Георгия Корженевского

Меткі: ,

Чытайце яшчэ