«Витебск мистический» в фотографиях студентов-дизайнеров

Арт-проект студентов 4-го курса Витебского государственного технологического университета раскрывает необычный взгляд на внутреннюю реальность жизни города.

Оксана Мартынова. Путь

Выставка «Витебск мистический» уже прошла в Малом зале на улице Белобородова, 5, и её новое открытие ожидается в «Арт-пространстве “Толстого, 7”». Между этими двумя выставками мы встретились с группой студентов-дизайнеров вместе с её руководителем, доцентом Натальей Тарабуко. В нашем разговоре также принимал участие известный фотохудожник Павел Бранштетер. Именно он проводил учебную практику, результат которой превзошёл задачи обучения и вылился в полноценный творческий проект.

Совсем недавно мы уже упоминали о студентах этого курса, когда писали о «Ночи музеев – 2015» в Витебском центре современного искусства. Тогда, на Толстого, 7 они вместе с несколькими креативными первокурсниками выступили с арт-акцией «Переход в другое пространство». Сомнамбулический переход за пределы дозволенного общественным подсознанием имел своим мотивом безотчётное желание покинуть границы мировой обыденности. Художественный проект «Витебск мистический» является свидетельством того, что сами студенты-дизайнеры сделали успешные шаги в этом направлении.

Студенты-дизайнеры с Натальей Тарабуко открывают «Переход в другое пространство». Фото Георгия Корженевского

Такая полезная «чертовщинка»…

Среди студентов в беседе с нами принимали участие Оксана Мартынова, Анастасия Ковалёва, Елена Миклушова, Любовь Чипурко, Анастасия Баневич. Они отмечали, что название выставки оказалось синхроничным для восприятия ряда посетителей, и многие приходившие на выставку, признавались в этом. Автор статьи и сам был изрядно удивлён, столкнувшись с формулировкой данной идеи, ибо он и сам говорил о Витебске ровно таким же образом. Действительно, здесь мы видим пример того, когда идея буквально носится в воздухе и завладевает умами людей.

Елена Миклушова. Мимикрия. Эмоции

Павел Бранштетер заметил, что интерес молодёжи к сверхъестественному, мистике и «чертовщинке» можно обратить на пользу приобщения к историческому прошлому, без которого не будет живого чувства культуры:

«Я заметил, что молодым людям интересны сбитые кошки на дорогах и старые заброшенные места. А поскольку в Витебске этих мест ещё пока хватает, мы и решили их исследовать… Собственно, я преследовал также и свой интерес. Поскольку я человек зрелого возраста, а Витебск снимаю со школьных лет, у меня сохранился огромный архив негативов, который лежит ещё невостребованный и необработанный. Сейчас наступила цифровая эпоха, и Витебск под ударами евроремонта исчезает… Что для меня «старый Витебск»? Это старая бронза с патиной. Что сейчас делают? Патину отскребают и чистят всё до блеска. То есть уходят черты, уходит дух времени, старая архитектура прячется под пенопластом. И есть ощущение того, что надо походить и причастить молодое поколение к уходящему Витебску, может, для кого-то это станет будущей темой».

Студенты, по словам Павла Бранштетера, могли испытать самый непосредственный опыт культурной ретроспекции: «Пока ещё время есть, пока ещё можно поснимать, мы сделали несколько рейдов по старым местам, хотя и не только по ним. Первое, что я сделал, это привёл на точку съёмки, где побывал Сергей Прокудин-Горский возле Кировского моста, откуда он сделал цветные фотографии Витебска. Привожу туда людей, ставлю на эту точку, чтобы они побывали в шкуре старого фотографа».

Сергей Прокудин-Горский. Витебск. Успенский кафедральный собор. 1912 г.

Страхи старые и новые

Погружение в историческое прошлое даёт особые возможности взаимодействия с ирреальным. Однако мистическое студенты видят как в старом, так и в новом городе. Оно, по их словам, может проявляться в столкновении, а также слиянии потоков исторического времени. Люди сами способны привносить мистические энергии в старые и новые места.

Но в любом случае, вне зависимости от погружения в историю или поток современного существования, существуют, по мнению студентов, определённые времена суток, в которые мистический трепет обостряется: «Город бывает разным, не только светлым, каким мы его обычно видим, он бывает красивым и ночью, и в сумерках, когда может быть страшно…» Наталья Тарабуко пояснила о наличии выражения этого базового эмоционального процесса: «Они тут свои страхи высказали, не только положительные эмоции…»

Фото Варвары Бендик

Современность может быть не в меньшей степени пугающей, и её архитектурное выражение склонно порождать душевное беспокойство. Студенты отмечали, что в новом Витебске множество одинаковых домов, в которых легко заблудиться, и можно ощутить себя находящимся неизвестно где. Наталья Тарабуко говорила об этом тоже как об «определённой фобии, когда ты не понимаешь, где находишься».

В разговоре с участниками проекта мы пришли к выводу об особом ощущении мистики Витебска, имеющем, правда, основание отнюдь не радушное. Оно исходит из того, что стремясь ухватиться за исторические артефакты, начинаешь всё больше убеждаться, что Витебск является городом-призраком. С одной стороны, всё наиболее ценное духовное содержание в его старинности, а с другой, эта старинность, по понятным причинам, существует фантомно. Она является во многом внутренней реальностью, существующей в сознании людей, которая, правда, не становится от этого менее реальной: «Внутри мы ощущаем Витебск более глубинным, более духовным, насыщенным историей и культурой. Визуально это не отображается, это, скорее, внутри нас».

Игра с призраками

Наталья Тарабуко отметила, что тема мистики имела в проекте не религиозный или догматический характер, но определялась прежде всего задачами художественного эксперимента: «Это была своего рода игра, и каждый показал своё видение мистики». Студенты были совершенно согласны с тем, что свежие веяния являются хорошим поводом для новых исследований: «Сейчас пошла такая эра, связанная с любовью к мистике, очень много мистических фильмов и сериалов, созвучных молодёжи. И раз в настоящее время есть явная мода на сверхъестественное, мы также решили взяться за эту тему и внести свою лепту».

Фото Анастасии Баневич

Таким образом, участники арт-проекта руководствовались не только интересом к мистицизму, но и художественными возможностями, которые эта тема может дать: «Если есть такое понятие, почему бы и не поиграть в веру в духов и привидений, и к чему-либо прийти? Пусть это даже будет и не совсем мистическое… Нужна эта динамика, чтобы не было застоя». А Павел Бранштетер рассказал, как ещё ранее он столкнулся с названием «Лондон мистический». Конечно, подобное определение может, по сути, подойти для любого города, и главное – стоящие за этим возможности. Подобная игра является действительно творчески обогащающей.

Что же касается художественных влияний на проект, Павел Бранштетер отметил наличие реминисценций, то есть, неявного цитирования, связанного с наследием Сергея Прокудина-Горского, Казимира Малевича, Марк Шагала. А вот из мировой литературы участница проекта Анастасия Ковалёва выделила роман «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, отметив присутствующую связь с полётом – качеством, необходимым для реализации творческой души.

Фото Анастасии Ковалёвой

Тема бессмертного булгаковского романа не могла не быть развита далее, и Наталья Тарабуко говорила о его неоднозначности с точки зрения ортодоксальной религиозности: «Воланд отнюдь не отрицательный персонаж, за что автора периодически осуждают, ибо он очеловечил Сатану, и представил его не как злого гения, а как персонажа, раскрывающего личность людей и дающего какие-то возможности. С точки зрения христианства – это не приемлемо и осуждается».

Действительно, подобного рода произведения выходят за пределы христианского дуализма и человеческого-слишком-человеческого, в чём проявляется оккультная позиция, в отличие от религиозной, и все эти понятия также становятся элементами игры и свободного эксперимента. Такому положению дел, несомненно, способствует и дух арт-проекта «Витебск мистический».

Неуспокоенный город

Среди главных образов на выставке предстаёт дом, одна из трактовок которого была как «родной дом», обеспечивающий комфорт и безопасность от меняющегося и неустойчивого мира. В то же время это множество «домов, живущих своей жизнью», обладающих собственной внутренней динамикой и энергетической уникальностью: «Когда прогуливаешься по улочкам Витебска, можно увидеть много старых зданий, которые находятся по соседству с новыми домами. Для витеблян является ценностью сохранение прошлого, и, может быть, это даёт источник творчеству. Витебск можно сравнить с Санкт-Петербургом, в котором также большое значение имеют старинные здания, и сила предков, которая через них передаётся».

Юлия Шутко. Питерский Витебск

Главным в художественном проекте является выражение неповторимого облика города, что и подчеркнула Наталья Тарабуко: «Мы передаём не мистику в качестве триллера или вампиров, это дух города, то, что мы думаем по его поводу, ощущение его ауры. И у каждого это индивидуально». Но несмотря на индивидуальные особенности восприятия, всеми было признано, что Витебск объективно предстаёт как город искусства, которому присуща очень большая творческая динамика.

Это, несомненно, яркое качество, является основой его духовной уникальности. И в данном отношении Наталья Тарабуко отметила интересный феномен того, что современный город «визуально не очень выразительный, и в то же время в нём кипит художественная жизнь, и те исторические пласты, которые как фантомы выходят на поверхность, проявляются в нашем бессознательном. Существует нечто такое, что отличает Витебск от других городов. Конечно, люди придают современному городу свои краски, тепло, но в то же время я чувствую в нём какую-то особую энергию, которая находится то ли в спящем состоянии, то ли в некоем фантомном состоянии. Что-то в нём постоянно бродит, организуются различные группы художников, происходят постоянные выставки. Из чего эта внутренняя мотивация? Какими идеями она подпитывается? Конечно, особой атмосферой и уникальностью города».

Татьяна Шишпаронак. Остаться в истории

Витебск в своей неповторимости предстаёт бесконечно многообразным, как только начинаешь в него вглядываться, о чём и свидетельствовали студенты: «Можно было подумать, что мистический Витебск – это нечто «тёмное». Смотря на него в объектив, становится ясно, что он может быть и апокалиптический, и радостный, и свадебный, какой угодно, и во всём этом мистика».

Получилось своеобразное «неделание восприятия», как сказали бы толтеки. В обычном режиме восприятия человек многое не замечает, но когда взгляд акцентируется на чём-либо, в том числе и через объектив, он начинает видеть выходящее за пределы обыденного. И через эту точку, по словам участников арт-проекта «Витебск мистический», они увидели многое, что ещё предстоит открыть и осмыслить в будущем.

Любовь Чипурко. Тетрис

Меткі: , ,

Чытайце яшчэ