Спектакль коласовского театра «Шагал… Шагал…» вновь показали в Витебске

Спектаклем «Шагал… Шагал…» театра имени Якуба Коласа ознаменовлось торжественное закрытие культурного проекта «Свадебная феерия “Влюблённые над городом”», посвящённого 100-летию со дня свадьбы Марка Шагала и Беллы Розенфельд.
Спектакль коласовского театра «Шагал… Шагал…» вновь показали в Витебске. Фото Георгия Корженевского

Премьера спектакля режиссёра Виталия Барковского состоялась в далёком октябре 1999 года, ещё до того, как коласовский театр получил звание «Национального». Между прочим, именно эта постановка, которая взяла Гран-при на Эдинбургском фестивале в 2000 году, подтвердила в своё время всю обоснованность притязаний на получение высокого звания. явился как творчески экспериментальным, так и раскрывающим дух традиционного Витебска, его культурную неповторимость.

Спектакль коласовского театра «Шагал… Шагал…» вновь показали в Витебске. Фото Георгия Корженевского

Перед показом зрителям раздавались открытки с репродукцией картины Марка Шагала «Над городом», находящейся в коллекции Государственной Третьяковской галереи в Москве. Изображение выражает мистическую историю нерушимой связи двух душ, предназначенных друг для друга, и пребывающих в сновидческом полёте. И сам спектакль предельно точно соответствует духу этой картины, являясь приподнятым над повседневностью. В то же время ему свойственны тончайшие психологические и бытовые нюансы, что только подчёркивает эту приподнятость.

Спектакль коласовского театра «Шагал… Шагал…» вновь показали в Витебске. Фото Георгия Корженевского

Между прочим, программки на спектакль, которые продавались в театре, относились ещё к далёкому сезону 2000 – 2001 года. Это напоминало о том, что нынешний спектакль восстановлен Виталием Барковским, а также указывало на преемственность и неразрывность постановки. Несмотря на то, что она перенесена с Малой сцены на Большую, это всё тот же спектакль. Он сохранил свой камерный характер, обращаясь к душе каждого зрителя, к его глубинным воспоминаниям, резонирующим с культурной историей и коллективным бессознательным городской среды. Спектакль отличался той же самой воздушностью и музыкальностью, в полной мере соответствуя своему определению: «Этюды памяти».

Спектакль коласовского театра «Шагал… Шагал…» вновь показали в Витебске. Фото Георгия Корженевского

Актёрский состав с прежней, «эдинбургской» версии, не претерпел существенных изменений. Добавились всего три новых актёра: Анастасия Чистобаева в роли Олечки, Виктор Дашкевич в роли Захара, и Дмитрий Коваленко (Фотограф). В роли Марка Шагала всё так же выступает Геннадий Гайдук, создавший одухотворённый и непосредственный образ художника земли Витебской. Сюжет спектакля раскрывает события, происходившие до окончательного отъезда Марка Шагала на Запад. И то, что молодого художника играет актёр, уже на протяжении более 30 лет выступающий на коласовской сцене, совершенно оправдано, исходя отнюдь не только из огромного таланта перевоплощения Геннадия Гайдука.

Спектакль коласовского театра «Шагал… Шагал…» вновь показали в Витебске. Фото Георгия Корженевского

Спектакль является ретроспективным, и пытается раскрыть взгляд художника с высоты уже прожитых лет на собственную судьбу в связи с культурно-историческим прошлым своей родины и своего народа. При этом судьбы белорусского и еврейского народов справедливо показаны как неотделимые друг от друга. Конфликтная динамика на почве бытового антисемитизма положительно разрешается в образах Иды (актриса Анжелика Барковская) и Степановны (актриса Тамара Скворцова). Двум актрисам удалось выразить доброту и душевность, объединяющие их героинь: тонкую и интеллигентную у Иды, и непосредственную, бесхитростную у Степановны. Отсюда важный культурный посыл спектакля: белорусская и еврейская культуры на нашей земле неразделимы.

Спектакль коласовского театра «Шагал… Шагал…» вновь показали в Витебске. Фото Георгия Корженевского

Вторая линия конфликтной динамики, выраженная в спектакле, не находит своего разрешения, именно она и является причиной вынужденной эмиграции Марка Шагала. Наглую, непросвещённую и бесстыдную советскую власть воплощает в себе образ Комиссара в блистательном исполнении Григория Шатько. При этом образ, созданный актёром, очевидно, в соответствии с режиссёрским замыслом, явно выходит за пределы функционера времён Гражданской войны. Это отображение всего подлого и самодовлеющего нечестия, воплощающего государственный консерватизм и идеи «автаркийности» евразийского пространства, который распространился и на советский, и на постсоветский период.

Спектакль коласовского театра «Шагал… Шагал…» вновь показали в Витебске. Фото Георгия Корженевского

Ретроспективность спектакля отнюдь не говорит о его «музейности» или бытовой исторической повествовательности. Постановка Виталия Барковского свидетельствует о Витебске надисторическом, вечном и идеальном. И если говорить с точки зрения мистицизма, то демонстрация такого спектакля умножает и качественно совершенствует духовную энергетику города. В зрительном зале присутствовал автор пьесы Владимир Дроздов, который по окончанию показа сценического произведения говорил о нестареющем спектакле, нестареющих актёрах, и пожелал артистам и зрителям свершений в жизни и творчестве.


Меткі: , ,

Падобнае

    4 каментарыя

    1. trip   Thumb up Thumb down 0
      30/Ліпень/2015 у 7:14

      жулик этот ваш Шагал

    2. Sany   Thumb up Thumb down 0
      12/жнівень/2015 у 8:56 1

      Жулик не жулик, а гений...

    3. Андрей   Thumb up Thumb down 0
      29/Верасень/2015 у 18:15 2

      Михаил Савицкий, знаменитый белорусский художник:
      "Шагала сделали величайшим белорусским художником, когда у него нет ни одной настоящей работы. В Белоруссии, кроме вреда, он ничего не сделал... Одно время после революции Шагал был губернским чиновником от культуры. Он "сел верхом" на институт, где директором была некая Ефремова, и дал указание выдавать студенческие билеты разным спекулянтам, укрывающимся от работы и призыва в армию. А это был в основном контингент торговцев и спекулянтов. По этому поводу была создана специальная комиссия, которая подтвердила данные факты. Шагала уволили. Но устроили преподавателем рисунка в детском доме, в одном из бывших дворянских поместий. Там он осмотрелся и видит - какая шикарная, старинная именная мебель. Однажды, пока директор детского дома был на ВДНХ в Москве, Шагал загнал эту мебель. Директор приехал и ахнул. Тут же возбудили уголовное дело. Шагал купил билет и укатил в Париж, благо было на что. С тех пор он ни разу не появлялся. Вот такой Шагал-"самоучка"..."

    4. cinic   Thumb up Thumb down 0
      29/Верасень/2015 у 19:32 3

      Как интересно !!!

    Каментаваць