Николай Таранда. Из советского прошлого…

Выставка графических работ Николая Таранды открылась в Витебском художественном музее.
Николай Таранда, Юлия Беженарь, Денис Юрчак. Фото Георгия Корженевского

Нынешняя выставка называется «Дар музею», и состоит она из произведений в технике гуаши, офорта, линогравюры и карандашного рисунка. В числе иных работ, они были подарены мастером. На открытии выставки, которое состоялось 28 июля, директор Витебского художественного музея Ольга Акуневич отмечала важность таких даров:

«Очень приятно то, что у Витебского художественного музея есть огромная возможность представлять всё новые и новые выставки, что белорусский фонд музея расширяется. И происходит это благодаря тому, что осуществляются дары нашему музею. «Дары прекрасные, дары бесценные», – так называлась одна из наших огромных выставок. Нам очень приятно, что художники города Витебска и другие белорусские художники дарят работы нашему музею. Это, с одной стороны, понимание того, что работы, поступающие в фонд Витебского художественного музея, будут храниться навеки. Это будет сохранять память о самом художнике, о его жизненном и творческом пути. Очень приятно сознавать и то, что художники доверяют хранителям нашего музейного фонда».

На открытии выставки. Фото Георгия Корженевского

Почти все работы, которые посетители могут увидеть в этот раз, относятся к советской эпохе. Выставка охватывает период 1970 – начала 90-х годов, что представляет собой, конечно же, значительный отрезок исторического времени. Зритель сможет глубоко погрузиться в эпоху, вспоминая её, или открывая для себя неповторимость того социального пространства. А в том, что это произойдёт, нет никаких сомнений, ибо произведения Николая Таранды глубоко лиричны и наполнены живым и подлинным чувством действительности. Была бы глубокая правда, если бы изучение истории в школах происходило не только для сдачи уничтожающего дух познания ЕГЭ, но и опиралось, в том числе, на проникновение в суть и атмосферу подобного рода художественных произведений. Это вернуло бы ощущение подлинности исторического процесса.

Н. Таранда. Полесская осень. 1975 г.

Изображениям художника присущи детальность, подробность и неторопливость повествования. Его манера являет особый ритм, при котором даже индустриальные пейзажи не подавляют своей динамикой и мощью. Мастеру удаётся достичь идеального баланса между объективированностью рассказывания и собственным присутствием в своём произведении. Интересно было бы отметить следующую перцептивную деталь, присущую «советской» графике Николая Таранды. Своеобразная художественная манера автора не просто приподнимает отображаемую человеческую деятельность из мира одномерной повседневности. С течением времени произведения Николая Таранды становятся ещё более живыми, приобретают дополнительные краски и тона восприятия, так как в них неподдельно и в высшем смысле этого слова реалистично отображён дух эпохи.

Н. Таранда. Мой городок

Подлинность, естественность и основательность – таковыми являются определяющие характеристики творчества Николая Таранды. По всей очевидности, они исходят от рождения художника, который вырос в Полесье, в крепкой деревенской патриархальной семье, будучи тринадцатым по счёту ребёнком. Потому труд, который с детства видел и с которым реально сталкивался художник, не является для него «проклятием» в отличие от зачастую присущего горожанам сибаритства. Но в то же время он и не поёт громкие дифирамбы труду, как это навязчиво подавалось в советскую эпоху. Труд в произведениях Николая Таранды представляет собой явление, органически присущее человеческой жизни, он вплетён в ритмы существования людей. Трудовая деятельность предстаёт как естественное и неотъемлемое свойство человека, без чего его реализация невозможна.

Н. Таранда. Хозяйка фермы. Из серии «Сёстры». 1983 г.

И ещё одно качество, присущее произведениям художника, следует выделить. Это неизменная доброта и любовь к изображаемому, передающаяся в его работах. Конечно же, данное качество исходит и от личного отношения к миру и человеку. Такая черта, неизменно свойственная людям светлым по своей внутренней природе, привлекает к художнику, что называется, «ближних» и «дальних». Потому на открытии выставки можно было услышать тёплые слова приветствия и поддержки многих друзей и коллег признанного мастера. Выступали председатель Витебской областной организации Белорусского союза художников Светлана Баранковская, декан художественно-графического факультета Витебского государственного университета Юлия Беженарь, искусствовед Михаил Цыбульский, художники Олег Костогрыз и Олег Сковородко. От Витебского облисполкома с приветственным словом обратился главный специалист по идеологической работе, культуры и по делам молодёжи Денис Юрчак.

Гости, участники и организаторы открытия выставки. Фото Георгия Корженевского

Сам же юбиляр выставки отметил усилия её куратора Михаила Цыбульского, который много сделал для организации экспозиции. Он подчеркнул, что работы, подаренные музею, стоят в ряду лучших его произведений: «Эти работы действительно апробированы на всесоюзных и республиканских выставках. Нет ни одной работы, которая бы не прошла утверждение». Говоря о побудительных причинах своего дара Витебскому художественному музею, Николай Таранда поделился размышлениями о своей жизни и творчестве: «Почему музею? Всё-таки Витебщина, после Брестчины, стала моей второй родиной, поэтому очень приятно и моей семье, и мне самому, что работы будут храниться в музее. Мы не вечны, а наше творчество – это часть труда и часть внутренней энергии, которая будет служить долго».

Н. Таранда. Городская пристань. Ильинская церковь. 1993 г.

Меткі: , ,

Чытайце яшчэ