Эммануил ВИТОРГАН: «Театр не может быть средством наживы»

Настоящим подарком для журналистов стала встреча на фестивале с одним из ярких, самобытных российских актеров Эммануилом ВИТОРГАНОМ. Заслуженный артист Российской Федерации, Народный артист Российской Федерации 16 июля был героем «Звездного часа» в Международном пресс-центре фестиваля.

Эммануил Гедеонович родился в Баку. После окончания Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии работал в Театре имени Пушкина, Ленинградском Театре драмы и комедии, в Ленкоме у Г. Товстоногова. После переезда в Москву пришел в Московский драматический театр им. К. Станиславского, затем в Театр драмы и комедии на Таганке, а с 1984 был актером Академического Театра им. В. Маяковского. Э. Виторгану довелось работать с выдающимися талантливыми режиссерами Г. Товстоноговым, А. Гончаровым, А. Васильевым, Л. Хейфецем и другими. Актер исполнил более 100 ролей в кино, снялся в десятках фильмах разных жанров – от музыкальной комедии до психологической драмы. Преподает в Восточно-европейской киношколе. Ведет передачу «Беседы о кино» на телеканале НТВ-Плюс.

Эммануил ВИТОРГАН:

– Я рад встрече с вами. Дело, безусловно, не в биографии… Я хотел понаблюдать вашу страну, где я много гастролировал, снимался в очень многих фильмах на киностудии «Беларусьфильм». На мой взгляд, Беларусь – большой дом, уютный очаг, вряд ли кто-то будет возражать. Ваш фестиваль – замечательное действо. Не каждый город может гордиться таким фестивалем. И если он будет давать еще и результат!? Если он «родит» одного двух выдающихся людей – это будет замечательно. Очень хочется услышать нормальную музыку с очень хорошим текстом, хочется, чтобы со сцены звучало, прежде всего, нормальное слово.

– Эммануил Гедеонович, какие спектакли Вы привезли в Витебск?

– К 50-летию моей творческой деятельности я сделал в этом году маленький спектакль, он посвящен тем, кого я «мучил» все эти 50 лет. Я не взял ни режиссера, ни сценографа, все сделал сам. Это моноспектакль «Выход» по А. Ватьяну, он посвящен Владимиру Высоцкому и Александру Володину, с которым мы дружили более 30 лет. В спектакле звучат его замечательные стихи. Второй спектакль «Он, Она и Дженни» по Н. Саймону посвящен Алле Балтер, которой вот уже восемь лет как нет с нами. Она была замечательной женой, матерью, актрисой, очень мудрой женщиной. Это лирическая комедия. Кроме меня в ней заняты еще четверо замечательных актеров. Может быть, в будущем удастся привезти вам еще один спектакль «Поздняя любовь». Это очень интересная история по повести по Зингера «В тени виноградника». В спектакле участвуют Клара Новикова, Леонид Каневский и я, он сделан совместно с израильским театром.

– Эммануил Гедеонович, Вы ушли из Театра им. Маяковского, отработав в нем 24 года…

– Я ушел одним из первых, когда не стало А. Гончарова. Было бы лучше, если бы человек, из-за которого я ушел, был здесь. Я ушел после прихода С. Арцибашева и его команды. Представьте, к примеру, – спектакль «Женитьба» был сыгран на свадьбе, жених и невеста исполняли главные роли. Считаю, что это неуважение к Гоголю. Арцибашев шел в сторону бизнес-театра. Я пошел – в другую.

– Не жаль было Вам оставлять репертуарный театр?

– Я теперь занимаюсь антрепризой. Ведь российский театр родился от антрепризы. У нас свое театральное агентство.

– Эммануил Гедеонович, каким образом Вы планируете совмещать бизнес и искусство?

– Искать золотую середину. Мы не ставим перед собой цель заработать на спектакле. У нас с женой есть бизнес (это сеть химчисток), который дает нам возможность нормально заработать. А театр не может быть средством зарабатывания денег.

– Когда у Вас появился свой бизнес, не уменьшилось ли уважение к Вам коллег? И есть ли какие-то трудности в бизнесе?

– Наоборот, уважения прибавилось. Что касается трудностей, – очень трудно найти нормальных сотрудников. Люди разучились работать честно (не понимаю, как можно нечестно заниматься делом).

– Эммануил Гедеонович, поступают ли вам предложения сниматься в кино?

– Предложения поступают, снимаюсь.

– Вы переиграли множество отрицательных персонажей, начиная с роли уголовника Глеба Заварзина в телефильме «И это все о нем» по роману Виля Липатова. Какие роли сейчас Вам предлагают?

– К счастью, ничего не изменилось. Я никогда не отказывался от ролей отрицательных персонажей. Их выписывают всегда значительно лучше. На примерах их судеб хочу, чтобы люди понимали, что это не жизнь. Я бы хотел, что бы все мы жили по-человечески.

– Предлагают ли Вам сниматься в сериалах?

– Предлагают, но я чаще всего отказываюсь. Мне надоела кровь, надоели драки в кино… Сейчас снимают громадное количество сериалов. Но мне кажется, это все пройдет. Советский кинематограф сохранил очень хорошее воспоминание о себе. Пройдет немного времени, и появится новое поколение режиссеров.

– Был ли переломный момент в Вашей творческой судьбе?

– Был момент, когда я хотел оставить профессию. Это было после трагедии на Дубровке. Потрясением было то, что все это произошло в театральном центре во время мюзикла «Норд-Ост». У меня было ощущение, что все, что я всю жизнь нес со сцены, было напрасно.

– Эммануил Гедеонович, можно ли было спасти Александра Абдулова?

– Ради него многие люди сделали все возможное. Вот такая это страшная болезнь…

– Эммануил Гедеонович, как Вы считаете, нужно ли выставлять напоказ свои роскошные дачи, квартиры, как это делают многие звезды, и что в Вашем представлении нормальное жилье?

– Нормальное жилье – это то, что для тебя удобно. Я всю жизнь мечтал иметь квартиру, в которой были бы камин, лестница на второй этаж и кабинет. И вот сейчас она у меня есть. Ордер на квартиру я впервые держал в 40 лет. Мне ничуть не стыдно показать то, что я имею. Желаю всем иметь свое жилье и жить счастливо.

– Звали ли Вас в политику?

– Звали, но я не пошел. Я считаю, что это не приемлемо. Наша профессия служит любому человеку, независимо от принадлежности к партии. Без этой профессии для меня жизни нет.

Чытайце яшчэ