Остатки Николаевского собора в Витебске включены в список историко-культурного наследия Беларуси

Остатки фундамента Свято-Николаевского собора в Витебске включены в государственный список историко-культурного наследия Беларуси. Решение Белорусской республиканской научно-методической рады по вопросам историко-культурного наследия при Министерстве культуры закреплено постановлением Совета Министров Беларуси, сообщил корреспонденту БЕЛТА председатель Витебского областного Совета депутатов Александр Атясов.

Храм, возведенный в XVIII-XIX веках и разрушенный в 1956 году, городские власти намерены воссоздать. Как сообщил первый заместитель директора Управления капитального строительства Витебской области Александр Жарцов, финансовая поддержка этому проекту будет оказана из областного бюджета. На данный момент готов эскизный проект храма, при выполнении которого архитекторы опирались на старинные чертежи и документы. Начинается работа над архитектурным и строительным проектами.

Воссоздание Свято-Николаевского собора будет способствовать возвращению Витебску его неповторимого древнего облика и сделает город еще более привлекательным для туристов. Каменный храм начали строить еще иезуиты в начале XVIII века. Место в центре города было выбрано ими не случайно: начиная с XII века здесь строились деревянные православные церкви.

В 1843 году храм был перестроен и стал называться Свято-Николаевским кафедральным собором. В конце XIX века площадь перед ним стала называться Соборной. Ныне это площадь Свободы. Территория является исторической зоной.

Николаевский храм - не единственная возрождаемая историко-культурная ценность в областном центре. В этом году в своем первозданном облике восстала Свято-Воскресенская церковь, завершаются работы в Свято-Успенском кафедральном соборе - одном из красивейших памятников зодчества XVIII-XIX веков. В государственный список историко-культурного наследия внесено 885 объектов недвижимости Витебской области, из них 279 - памятники архитектуры.

Диана Курило – БелТА


Меткі: , , ,

Падобнае

    86 каментарыяў

    1. Хведар Скрайновіч  
      8/Верасень/2009 у 16:07

      "Велічная трохнававая базыліка крыжова-купальнага касцёла з 2-вежавым фасадам-нартэксам была завершана ў асноўным да 1731 г., а кансэкравана святыня ў 1751 г., пасля аздаблення інтэр'ера."
      http://vilnia.org/pub/pomnik.php?lang=by&nazva_id=vivivice18&kind=s

    2. Хведар Скрайновіч  
      8/Верасень/2009 у 16:16 1

      Мы напішам пра драўляныя цэрквы (?) 12 ст. Пра перабудову храма 1843 г. Але ніколі не прызнаемся, што мураваны і велічны помнік у стылі барока паўстаў у 1731 г., бо "езуіты" - гэта не ідэялягічна, не праваслаўна-атэітычна, не па-прэзыдэнцку, урэшце рэшт. А тут яшчэ й Кірыла прыязжае...
      Памяць пра муляроў 18 ст. трэба зацерці, бо аднаўляць храм будуць выключна ў маскоўскіх перабудовах 19 ст.
      Хопіць вам гістарычных саступак на Ўваскрэсенскай царкве.

    3. Вшывы Блох  
      8/Верасень/2009 у 16:22 2

      От кАзлы! Денюх им девать некуда!

      Уроды!

      Лягушатник в "Молодости" лудшеб доделали!!!Ато денюх в бюджете на ремонт лягушатника нету, а на новодел есть??? Или грехи надеются отмолить? Дык зря!!! Всех чертей на сковородку!!

      Десятки объектов в городе действительно нуждаются в инвестициях, а они одну площадь с землей сравняли, а другую наоборот. Чье нибудь мнение кроме Косинца спросили? Если так важен исторический облик города, то сделалиб двойные таблички - старое и новое название, и памятно-информационные доски поставили. Чтоб знали.

      А так, как говорил мой дед, когда собаке делать нех.. она я-ца лижет. (Извините за грубость.)

    4. Вшывы Блох  
      8/Верасень/2009 у 16:28 3

      И еще ворос:А трех баб сносить будут?
      Там тоже что то стояло.

    5. Вшывы Блох  
      8/Верасень/2009 у 16:29 4

      А базар вернут на историческое место?

    6. Serge  
      8/Верасень/2009 у 23:36 5

      Любители витебской старины должны быть в восторге. Но не видя эскизного проекта, предположу - для проекта будет выбран вид храма до его перестройки в 1872 году, когда прекрасные и гармоничные барочные башни и купол были обезображены в соответствии с канонами православной архитектуры. Более того, логика единого архитектурного комплекса требует восстановления если не всех зданий коллегиума, то хотя бы башни-звонницы с часами, которая стояла рядом с храмом и всех восхищала своей барочной красотой. Поскольку речь ведется о красоте и привлекательности города и о храме, как о памятнике архитектуры, люди, называющие себя специалистами в этом вопросе, просто обречены выбрать именно этот вариант.

    7. Litvin  
      9/Верасень/2009 у 11:10 6

      Вшывы Блох on Верасень 8th, 2009
      Не-а. А зачем? Там же не православная луковка торчала. А тут московский хозяин наших православных припрётся к своему другу православному атеисту и верным "губернаторам" (уже почти официально носят этот российско-немецкий "титул"), что на троих соображают и православные церкви на месте униатских храмов строят.

      Хведар Скрайновіч on Верасень 8th, 2009
      Так что какие иезуиты? Московского хозяина раздражать? Иезуиты благодарственную табличку "губернаторам" не повесят.

      Лягушатник в “Молодости” лудшеб доделали....
      Чье нибудь мнение кроме Косинца спросили? Если так важен исторический облик города, то сделалиб двойные таблички - старое и новое название...
      +1 А мнение Железноголового Дровосека самое правильное

    8. Frida  
      9/Верасень/2009 у 16:47 7

      Что бы ни делали - СЬВЯДОМЫЯ всё равно будут недовольны. У них карма такая 🙂

    9. Вшывы Блох  
      9/Верасень/2009 у 17:08 8

      2Frida on Верасень 9th, 2009
      Тута у полстраны карма нифантан.
      🙁
      Одни бабосы направолево раскидывают безума,и остановиться не могут..
      Другие в нете горюют, вместо того чтоб вилы купить... Помочь.. 🙂

    10. Хведар Скрайновіч  
      9/Верасень/2009 у 19:27 9

      Працягваючы думку карыстальніка Serge.

      Насамрэч, вельмі было б карысна пабачыць праект аднаўленьня. Гэта цывілізавана, прафэсійна і зьняла б з саміх
      "рэканструктараў" частку адказнасьці (маўляў, вы ж самі ўсё бачылі, то чаго маўчалі!?). Дый мы б на .цц пастракаталі :))))
      Але, можа я памыляюся, інфармацыя пра тое, у якім выглядзе аднаўляецца Усьпенскі сабор прыйшла пост-фактум. Пра баталіі ж вакол барочнага шчыта на Ўваскрэсенцы сьведчаньні прыходзілі нібы сводкі з вайны ў Пэрсідзкай затоцы на CNN. І гэта пры тым, што тады ўжо пачалі ўзводзіць сьцены.

      2 Frida
      Нават на сонцы ёсьць плямы, то чаму б не пакрытыкаваць сьвяціла? 🙂 Да таго ж, галоўнай мэтай нашай крытыкі ёсьць шчырае жаданьне прагрэсу.

    11. Forstor  
      9/Верасень/2009 у 19:48 10

      Католики покрыли себя позором сотрудничества с Гитлером во время Второй мировой войны (имею в виду прежде всего униатов или греко-католиков на Западной Украине). Они же пытали великого ученого Галилео Галилея в своих застенках, заставляя отречься от своего учения, они же сожгли великого Джордано Бруно на костре и так далее. А такая известная религиозная организация, как "Свидетели Иеговы", утверждает, что Папа римский замешан в связях с нечистой силой (Сатаной). Так что православным храмам в Витебске быть!

    12. назiральнiк  
      9/Верасень/2009 у 21:00 11

      А праваслаўнага цемрашальства ў сярэднія вякі не было, скажаш?

    13. Forstor  
      9/Верасень/2009 у 21:28 12

      Поэтому церковь у нас отделена формально от государства, но по Конституции у нас свобода совести. Кстати, Адольф Гитлер, враг всех "демократов", по вероисповеданию был католик так же, как и Геббельс. Что-то очень слабо Римская Католическая церковь подавала свой голос протеста против Холокоста (массового уничтожения евреев) во время Второй мировой войны , а то и вовсе молчала, если это касалось евреев-нехристиан. Так что задумайтесь...

    14. Хведар Скрайновіч  
      9/Верасень/2009 у 22:20 13

      2 Forstor і толькі для яго, бо астатнія даганяюць.
      Мы абмяркоўваем зьнешнія асаблівасьці будучага помніка. Спробы паіграць на нашай памяці з дапамогай журналісцкіх інтэрпрэтацый. Сумнеўныя прынцыпы разьмеркаваньня бюджэтных сродкаў у нашай вобласьці.
      Мы нават не краналі будучай функцыі храма (як па мне, то я б зарганізаваў там музэй рэлігій ці канцэртную залю клясычнай музыкі).

      Але ў Форстара адно і тое ж - Гітлер, Гебельс, Сатана.

    15. Сяржук Серабро  
      9/Верасень/2009 у 22:21 14

      Forstor, Вы можаце даказаць супрацоўніцтва РКЦ з нацыстамі фактамі?

    16. Serge  
      10/Верасень/2009 у 0:52 15

      Задача любой реставрации, в любой стране заключается в том, чтобы восстановить памятник в первозданном виде, избавив его от поздних переделок, особенно, если эти переделки искажали памятник, нарушали восприятие первозданного облика. Это главное. В той же России так восстанавливались многие храмы. Например, Казанский храм на Красной площади. Николаевский собор, перестроенный из иезуитского костела - памятник архитектуры барокко. Памятник замечательный, уникальный, один из самых больших и красивых на Беларуси. И важно восстановить его именно в первозданном виде. Все его перестройки в XIX веке диктовались политическими целями борьбы с католиками и униатами на присоединенных к империи территориях. И если в 1843 г. переделки были незначительны, то в 1872 г. башни и купол были кардинально перестроены, а башня бывшего кляштора была вовсе разрушена. Храм стал выглядеть нелепо и не так красиво, как раньше. Архитектурный стиль Николаевского собора был распространен и в России, в Петербурге, например, но там не переделывали на византийский манер храмов Растрелли и Воронихина, не устанавливали на Казанском и Исаакиевском соборах луковиц. А в Беларуси не в меру ретивое начальство, попы, присланные из России и разные епархиальные архитекторы нередко перестраивали барочные башни костелов и церквей, построенных ненавистными для них униатами. Все же верю в здравый смысл и профессионализм архитекторов-реставраторов. В Витебске и, между прочим, в Минске.

    17. Litvin  
      10/Верасень/2009 у 14:06 16

      Serge on Верасень 10th, 2009
      +1
      Только решения принимают не профессионалы-реставраторы, а Дуболомы-Дровосеки по советововшись в лучшем случае с попами.

    18. Litvin  
      10/Верасень/2009 у 14:09 17

      А Forstor у нас оказываеется ещё и Свидетель Иеговы ))

    19. Вшывы Блох  
      10/Верасень/2009 у 15:28 18

      Приятно почитать! Оказывается и у нас умных людей есть! (Forstor не в счет)

      Как бы не решали что с собором делать, но ща не время его строить заново, да и неначто!!!

      Для начала установить щит на пл.Свободы, с видами, счет для сборов пожертвований открыть, обсуждение устроить (в том же нете) - тема.

      А строить за казенный счет, чтоб косинец в рай попал - увольте...
      🙂 🙂 🙂

    20. Forstor для Litvin  
      10/Верасень/2009 у 22:20 19

      Свидетелем Иеговы не являюсь, как бы они ни пытались заполучить меня в свои ряды, так как с младенчества крещен в православной церкви и своей вере не изменяю.

    21. Forstor для Сяржук Серабро  
      10/Верасень/2009 у 22:45 20

      Позиция РКЦ по отношению к нацистам весьма противоречива и непоследовательна, они хотя бы отлучили Гитлера от церкви и этим бы, возможно, спасли миллионы жизней, но этого не было сделано. Больше всего РКЦ боялась большевиков и поэтому сочувствовала нацистам в их борьбе с большевизмом-в этом, я считаю, корни противоречивой позиции РКЦ и ещё ряд моментов, которые требуют углубленного исторического исследования, а также необходимо рассекретить ряд архивных документов Ватикана, чтобы знать полную историческую правду!

    22. Frida  
      12/Верасень/2009 у 12:20 21

      Знаете, ребята, в Витебске и так смотреть нечего. Так что уж лучше в псевдорусском стиле строят, лишь бы эстетика была. Поверьте, тем, кто в городе впервые, всё равно.
      И откуда у вас вообще информация, что Николаевку будут отстраивать заново, сохранив переделки 1800-х гг.????

    23. Serge  
      12/Верасень/2009 у 13:06 22

      Возрождать или нет Николаевский собор - не тема для обсуждения. В каком виде возрождать, в общем-то, тоже. Иезуиты построили храм, который никак не противоречит каноническим принципам архитектуры храмов, которые сегодня принадлежат православным. Минский кафедральный Свято-Духов собор выглядит как костел, а являктся главным православным храмом Беларуси. Но, согласитесь, восстановление Николаевского собора, как православного, на сегодняшний день - это, по-видимому, шанс для него быть восстановленным вообще. И если бы у нас была другая обстановка, то можно было хотя бы надеяться услышать честный ответ на вопрос: почему государство, являясь многоконфессиональным, восстанавливает храмы только для православных, а значит эти мероприятия посредством налогов оплачивают и католики в том числе. Можно было бы что-нибудь сделать и для униатов, которые сегодня чуть ли не в подполье, тем более, что греко-католики появились на нашей земле на 200 лет раньше, чем Московская православная церковь, и они построили когда-то все эти прекрасные храмы. Согласен с Хведарам Скрайновічам. В идеале это мог бы быть храм муз, как когда-то в древности Мусейон в Александрии. И даже название такое же ему можно дать. Восстановленный весь архитектурный комплекс коллегиума принадлежал бы всем, а не одной конфессии. Концертный зал с органом, музей с подземной археологической экспозицией остатков древней церкви Параскевы Пятницы (если их найдут), выставочный зал, детские студии, библиотека, сад скульптуры. Разве это хуже, чем еще один большой храм РПЦ, который, как я слышал от одного батюшки, не очень-то им и нужен.

    24. Николай  
      13/Верасень/2009 у 1:32 23

      Еще бы очень хотелось возобновили костел Святго Антония на месте голых баб!!!!!!!!!

    25. Gem  
      13/Верасень/2009 у 20:05 24

      Да РПЦ ни одного храма здесь не строила, только примазывается ко всем, а раньше всё католические и униацкие храмы переделали на свой московитско-0азиатский манер луковиных шатров.

    26. Forstor  
      13/Верасень/2009 у 22:44 25

      Православным храмам в Витебске быть! Не нужны последователи ордена иезуитов в православном Витебске и прочих темных орденов Запада, немецких рыцарей Тевтонского или Ливонского орденов (которых в своё время разбил великий Александр Невский), прозападных униатов и пр.!

    27. Елена  
      14/Верасень/2009 у 16:18 26

      Несбыточная мечта - восстановить Николаевский собор в первосданном барочном виде и создать в нем храм всех религий, чтобы когда-нибудь в Беларусь пришли благословенные времена, когда верующие разных конфессий перестанут злобствовать и разливать ненависть как Fostor, не думаю, что Бог радуется, видя все это.

    28. Доктор Мертваго  
      14/Верасень/2009 у 17:37 27

      "Православным храмам в Витебске быть". Чтобы было где коммунистам каяться и грехи замаливать.

    29. Доктор Мертваго  
      14/Верасень/2009 у 17:42 28

      "Где был храм - теперь срам" - фонтан возле ратуши.
      "Где был срам - теперь храм" - заброшенная баня, отданная церкви.

    30. СоВА  
      15/Верасень/2009 у 14:00 29

      маразм! площадь СВОБОДЫ отдавать мракобесам. И это публикуется на сайте, пропагандирующем свободу. Во-первых - почему возрождается Свято-Никольская церковь, а не иезуитский костел, из которого ее перестроили? Ведь он исторически раньше появился? Воскресенскую то церковь практически(за одной маленькой деталью) то восстановили по первообразу. А ведь она в 19 веке то перестраивалась как и упенская, как и никольская... Но дело даже не в этом - без разницы католический или православный окрас у мракобесия. Зачем "возрождать" старое умершее. Может еще некроманта позвать - он воскресит деревья, которые спилили перед строительством этих конченых храмов в 18 веке... Если уж заботиться о верующих, то почему бы не достроить церкви-долгострои возле ВГТУ и облбольницы? Там, к тому же, спальные районы. Нет же - надо в центре, где храмов и так не протиснуться, а народу и не живет много в центре. Дело-то понятное - церковный ПиаР! Выпендреж! По сути - ложь. А это по их чернорясовой идеологии - первородный грех. любой город надо строить для жизни, а не для памяти умерших. Что ж - это очень символьчно поставить на СВОБОДЕ КРЕСТ!

    31. Litvin  
      15/Верасень/2009 у 15:38 30

      "И если бы у нас была другая обстановка, то можно было хотя бы надеяться услышать честный ответ на вопрос: почему государство, являясь многоконфессиональным, восстанавливает храмы только для православных, а значит эти мероприятия посредством налогов оплачивают и католики в том числе. Можно было бы что-нибудь сделать и для униатов, которые сегодня чуть ли не в подполье, тем более, что греко-католики появились на нашей земле на 200 лет раньше, чем Московская православная церковь, и они построили когда-то все эти прекрасные храмы."

      +1
      При чём московские попы в первую очередь "забивают" места, где ранее были построены униацкие или католические храмы

    32. Litvin  
      15/Верасень/2009 у 15:48 31

      ".....лишь бы эстетика была. Поверьте, тем, кто в городе впервые, всё равно.

      Frida on Верасень 12th, 2009

      И где же тогда будет эстетика?
      А если только прагматично, то даже в этом плане изначальный вариант храма более выгоден с точки зрения развития туристической отрасли в городе. Да и посещают нас в основном гости из России, а им уж точно более любопытно будет посетить католический или ещё более интересно - униацкий храм. А увидеть храмы всех этих конфессий фактически на одной площади можно .....вернее МОЖНО БЫЛО практически только у нас. Что ж мы свою уникальность под московский патриархат причёсываем.

    33. Forstor для Доктор Мертваго  
      15/Верасень/2009 у 18:54 32

      А что, пускай коммунисты и каются за свои грехи в этих православных храмах (за развал Советского Союза, за массовые репрессии в 30-х годах, за расстрел царской семьи и т.д.).

    34. hobot  
      16/Верасень/2009 у 11:06 33

      Litvin, на всех этих местах первоначально (если не брать во внимание языческие капища) стояли именно ПРАВОСЛАВНЫЕ церкви. Православие в Витебске на добрых 500-600 лет старше униатства или католичества, которые насаждались нам с Запада в 16-18 веках.

    35. Litvin  
      16/Верасень/2009 у 12:39 34

      hobot on Верасень 16th, 2009

      ))) Не смешите мои тапочки. Если следовать вашей логике, то и православие нам в свою очередь насаждалось - и поверьте очень даже насильно и многие за не принятие оного поплатились. И назовите-ка: на каких это "из этих" мест ранее стояли православные храмы? И с математикой у вас всё в порядке (о 500-600)?

    36. hobot  
      16/Верасень/2009 у 14:54 35

      Litvin

      Да, православие тоже насаждалось язычникам. Тут я не спорю.

      На месте (или возле) Николаевского собора (костёла иезуитов) в 10-12 веках была построена православная церковь Параскевы Пятницы.
      На месте униатской Воскресенской церкви, как минимум, в 1558 году находилась деревянная православная Воскресенская церковь.

      На месте Успенского собора, уже в 1406 году стояла православная церковь Пресвятой Богородицы. В этом же веке здесь была построена православная же Успенская церковь, и Лысая гора стала называться Успенской.

      С математикой тоже просто: первые православные появляются в Витебске в 11-12 веках, униаты в самом конце 16 - начале 17 века. Римо-католики были и раньше, но не массово.

      Ещё вопросы?

    37. Frida  
      16/Верасень/2009 у 16:32 36

      я как православная очень рада, что восстанавливаются храмы в православном "варианте". католики возмущающиеся - собираем чемоданчики и дружненько топаем в направлении Парагвая.

    38. Сяржук Серабро  
      16/Верасень/2009 у 16:58 37

      Фрыда, католікі вас, здаецца, у накірунку Сахаліна не пасылалі. Таму вядзіце сябе на сайце карэктна.

    39. Serge  
      16/Верасень/2009 у 18:53 38

      То, что здесь говориться в адрес католиков и униатов - цветочки по сравнению с тем, что можно прочитать в православных черносотенных листках и брошюрках. И это говорят христиане в адрес других христиан. А как же заповеди любви? Зачем это деление на своих - чужих, наших - ваших?
      Да, действительно, православие (но не Русская православная церковь) существовало на наших землях с Х века, но подчинялось оно Константинополю. Уния, заключенная в 1596 году - это все же факт национального возрождения белорусского народа (богослужения велись на белорусском языке). И заключена она была по многим причинам, одной из которых был страх кровавых войн с русскими царями, подмявшими под себя церковную власть. Московская патриархия получила самостоятельность только в 1589 году. И пришла она на наши земли с огнем и мечом только когда мы потеряли государственность в конце XVIII века.

    40. Forstor  
      16/Верасень/2009 у 19:35 39

      Испанские конкистадоры (католики) огнем и мечом насаждали веру со времен Христофора Колумба среди индейского населения (язычников) Центральной и Южной Америки, захватывая их лучшие земли, золото, драгоценности, порабощая индейские племена (майя, инки и др.). Это они, католики, устраивали воинственные крестовые походы для освобождения Гроба Господень в Иерусалиме, не пожалев при этом даже детей. Детей (невинных душ) они послали в Иерусалим освобождать Гроб Господень. Почти все дети в пути погибли от голода и лишений!

    41. uri_  
      16/Верасень/2009 у 20:09 40

      (так, для справки некоторым из спорящих - костел св. Антония не стоял на месте фонтана с женщинами, а на уровне палатки карлсберг. середина его фасада была на одной линии с южным фасадом Воскресенской церкви. Проблема него восстановления не в фонтане и не в политике, а в том что он значительно выходил на современную проезжую часть, поэтому при восстановлении его нужно либо отодвигать на самый край долины Витьбы, либо перекраивать дорогу)

    42. Serge  
      16/Верасень/2009 у 21:04 41

      Когда к вам приедут гости, куда вы их поведете, чтобы показать город? На Гагарина и ДСК? Нет. Вы их поведете в исторический центр. И чем больше там будет архитектурных памятников, которые можно показывать, как визитную карточку города, тем лучше. Воссоздание Николаевского собора, по большому счету - это здорово. О Витебске в связи с этим говорят. Он впереди. Ему по-хорошему завидуют. Но почему не всем понятно, что тот, кто не чтит прошлое - теряет будущее? Уважительное отношение к наследию предков - черта цивилизованности. Поэтому немцы до сих пор восстанавливают свои кирхи, разрушенные во время войны. Польшу невозможно представить без многочисленных костелов. В Киото - древней столице Японии, на 1,5 млн. человек - более тысячи храмов. Или это недостаточно современные и развитые страны? Исторические памятники наделяют нас силой прошлого. Витебск в этом смысле еще очень слаб. И это по-прежнему город без прошлого. Николаевский собор - лишь часть того, что можно было бы вернуть к жизни.

    43. Litvin  
      17/Верасень/2009 у 12:11 42

      hobot on Верасень 16th, 2009

      Ну так и восстанавливайте деревянные церкви, которые к томуже стояли "рядом". И при чём здесь московские попы (Я не ставлю знак = между современным московским поповством на Беларуси, которое закрепилось здесь относительно недавно и продолжает укрепляться и древним православием у нас), которые всем этим процессом рулят и почему за деньги не московского патриархата, а всех белорусов

    44. Litvin  
      17/Верасень/2009 у 12:22 43

      А вось Фрыгiда й свой сапраудны твар паказала - беларусам не месца у Беларусi. Дзякуема, што не у Антаркдыду.

    45. Frida  
      17/Верасень/2009 у 15:27 44

      можете и в Антарктиду, мы не препятствуем. я не говорю, что белорусам в Беларуси не место. я говорю, что вы заслуживаете такого же обращения с собой со стороны "попов РПЦ", "оккупантов", "клоунов", "православных приспешников Луки", как и эмоциональный посыл этих обращений. а они - эти обращения и нелицеприятные эпитеты в адрес православных (которые, не забывайте, составляют не менее 80 процентов населения Республики Беларусь) - просто несовместимы с вашим апломбом при именовании себя белорусами. толерантность, умение уживаться - основополагающие черты менталитета белорусов. а эпитеты, которыми наши многоуважаемые католики одаривают православных - никак с этим не вяжутся. так что поищите себе другие, более подходящие вашему поведению корни. я моя реплика была не более чем достойным ответом на них. мы же, белорусы, как ни кто другой понимаем, что добро должно быть с кулаками.

    46. hobot  
      17/Верасень/2009 у 16:01 45

      Litvin,

      Я думаю, если бы начали восстанавливать деревянные церкви или вообще каменные русской архитектуры строить, то вы бы (свядомые) ещё не так заголосили. Так что, возрадуйтесь)

      РПЦ что, не признанная православная церковь? Признанная и самая крупная, к тому же.
      Католической вообще из чуждого-далекого Ватикана управляют, и ничего..

      Serge,

      вы прежде чем православных критиковать посмотрите на свядомых из этого обсуждения, как уже Фрида сказала, только и слышно "московские попы", "оккупанты" итд. Думаете, католикам было приятно если бы про Папу Римского и кардиналов всяких говорили подобное? Все хороши. Проблема тут не в церквях, а том, что для свядомых Россия враг. А для меня, например, друг и даже больше. Всё остальное лишь поводы к спорам.

    47. hobot  
      17/Верасень/2009 у 16:06 46

      Frida, а они, в основном, действительно не белорусы, они - литва. Их первоначальный ареал обитания вовсе не Витебские земли (где жили кривичи - настоящие белорусы), а современная Гродненская обл. и часть совр. Литвы. Вот туда их можно смело посылать - на родину.

    48. Елена  
      17/Верасень/2009 у 16:07 47

      Добро с кулаками не добро, ныне живущие на этой земле имеют очень мало прав именовать себя потомками тех, кто принадлежа разным конфессиям, ставил на одной площади церковь, костел, рядом с ними кирху, синагогу и мечеть.Ни в одном храме не призывают к ненависти и изгнанию инаковерующих.Вновь обращенные верующие любой конфессии пытаются быть святее папы римского с тем же пафосом, с каким они не так давно отрицали Бога и рушили церкви. Истинно верующие таким словоблудием не занимаются.Приличные атеисты тоже.Не стоит превращать вопросы архитектуры в пятиминутки ненависти. Можно забыть об архитектуре.

    49. Forstor для Litvin  
      17/Верасень/2009 у 21:27 48

      Чтобы положить конец всем распрям и спорам, напомню, что православный город Витебск основала Великая православная киевская княгиня Ольга в 947 году. Отсюда вывод-никаким униатам или католикам и их храмам-не место в Витебске!

    50. Serge  
      18/Верасень/2009 у 10:16 49

      У нас нередко можно услышать, что белорусы толерантны, что у нас издавна рядом стояли храмы разных конфессий. И это действительно было так, в том числе и в Витебске. Рядом с православной Воскресенской церковью стоял костел Св. Антония. Рядом с Благовещенской - Фарный и Доминиканский костелы, а чуть в стороне еще и синагога. Но почему сегодня этого нет? Почему просьбы католиков и особенно униатов всегда разбиваются о стену неприятия? Может быть это знает "обиженная" сторона? Хотя обижаться следует вовсе не им. Сегодня упорно противопоставляются православные и униаты. И мало кто знает, что униаты - это и есть православные, но не признавшие над собой главенства Московского патриарха. Да и они ли одни? Сколько в православии разных самостоятельных ответвлений. Но враги, почему-то, униаты, и еще католики. Не атеисты, не безбожники, которые раньше разрушали храмы (с этими они сегодня обнимаются), а те, кто молится тому же Богу.

    51. hobot  
      18/Верасень/2009 у 12:16 50

      "Рядом с православной Воскресенской церковью стоял костел Св. Антония. Рядом с Благовещенской - Фарный и Доминиканский костелы, а чуть в стороне еще и синагога."

      Это был переходный период. И было это во времена, когда Витебск был частью России. Когда Витебск был в РП, то изначально православные Воскресенка и Благовещенка были преобразованы в униатские. Делайте выводы.

      И не надо из униатов с католиками делать "бедных и несчастных". У них есть храмы в городе. У католиков несколько больших костелов, у униатов как минимум одна церквушка тоже есть. А зачем им больше, если их совсем мало?

    52. Jana  
      23/Верасень/2009 у 22:00 51

      http://community.livejournal.com/vitebsk_by/612688.html

    53. назiральнiк  
      25/Верасень/2009 у 20:33 52

      Карацей, прымусь "разумнага" богу маліцца - дык ён і іншых пагоніць...

    54. Горожанка  
      28/Верасень/2009 у 15:57 53

      Люди, дорогие мои, поверьте никто не спросит Вас в каком виде и что восстанавливать. Тем что Косинец сделал с площадью Победы он сразу дал понять что людей за людей не считает и труд людской не ценит. Ну сделают так, потом ему не понравится - переделают по-другому. А то, что деньги, на которые что-то восстанавливать - еще заработать нужно, об этом мысли нет, похоже просто забирать станут. Заводы бы восстановить, в технологии деньги вложить, рабочие места достойные создать - вот о чем думать надо. Но у нас только людей как баранов можно согнать в нужное место, за 4 часа до начала мероприятия и все для их же блага.

    55. Litvin  
      28/Верасень/2009 у 16:33 54

      Frida on Верасень 17th, 2009

      Только после вас. И кто вам сказал, что я католик. И что я против православия на Беларуси - древней православной церкви. Я против, что бы нашим православием руководил "Московский папа". Я за белорусское православие (в т. ч. и униацтво, загнанное московскими попами в подполье) и каточическая церковь здесь имеет право быть (со своими храмами) - в этом наша уникальность

    56. Solid  
      28/Верасень/2009 у 21:00 55

      Аднаўленне сабора - канечне пазітыўная штука. Дарэчы і праўда, Касінцу ніхто за яго нават дзякуй не сказаў, а пры Андрэйчанку там збіраліся згарадзіць храм джэдая Дана)))

      Але будаваць яго як сабор - сэнсу ніякага, вернікаў няма, ды і царква не пацягне, лепей бы адбудавалі і адкрылі там рэлігійны музей, як у Горадні, а таксама ў адбудаваныя карпусы калегіюму - размесцілі тэалагічнае аддзяленне ВДУ і мяркуемую праваслаўную семінарыю.

      Такая ж праблема і з касцёлам Св. Антонія - у нас у горадзе католікаў столькі не будзе, каб напоўніць гэты гмах. А там лепш камерную залю філармоніі размесціць, як у Сафіі ці лепш пару музычных школаў))) а ў скляпеннях абавязкова - ўтульную рэстарацыю. Палякі дарэчы не цураюцца касцёлы прыстасоўваць пад што зўгодна культурнае - а нам аніяк(

    57. Вшыв Блох  
      29/Верасень/2009 у 10:01 56

      Горожанка on Верасень 28th, 2009

      +10000...

    58. Вшыв Блох  
      29/Верасень/2009 у 10:04 57

      2Jana on Верасень 23rd, 2009

      Благими намерениями......

    59. Solid  
      30/Верасень/2009 у 0:02 58

      Ага, не пачытаў ўсю галіну дыскусіі, а думкі самі супалі з Скрайновічам пра аднаўленне сабора))))

      Таму "даеш рэлігійны музей"!!! даеш "кансерваторыю з кулямётам... каб кансервы ахоўваць"!!!

      Хведару, збірайма подпісы васпанства!

    60. Serge  
      1/Кастрычнік/2009 у 20:33 59

      Горожанка: "Заводы бы восстановить, в технологии деньги вложить, рабочие места достойные создать - вот о чем думать надо".

      Где-то, что-то похожее я уже слышал. Ах, да, в начале 90-х : "Народу жрать нечего, а они церкви восстанавливают". Элементарное сопротивление среды, не желающей просыпаться от летаргического сна. Это нормально, и это не осуждается. Точно так же в семьях. Кто-то изучает свою родословную и бережно хранит дорогие для памяти вещи. А кто-то пропивает дедушкины ордена и несет в скупку бабушкины иконы, оправдывая это "экономикой" семьи. Скажите, кому из них, будь они Вашими соседями, Вы симпатизировали бы больше? Или, на кого похожими Вы хотели бы видеть своих детей и внуков?

    61. Горожанка  
      2/Кастрычнік/2009 у 9:04 60

      Serge
      Я не о том "Народу жрать нечего, а они церкви восстанавливают", вы не внимательно читали, я как раз о том что деньги вначале заработать надо, а потом тратить, и на медицину, и на церкви и на спорт, и на культуру. И старину я Витебскую люблю, не понимаю зачем понадобилось срочно вкладывать такие огромные средства в изуродование площади Победы. Фонтаны - это конечно красиво, но у нас не южный город и влаги и так хватает, а вот зелени маловато, причем 40 лет назад растения привозились из разных городов. И деревья и кустарники были красиво подобраны, уютные скамеечки под ивами. А теперь как везде, ничего оригинального и голый плац. Возможно это вы называете "просыпаться от летаргического сна". Почему наша область самая нищая в Республике? Я уверена, нам нужны современные производства, нужно привлечение средств в ЭКОНОМИКУ области, а уж потом люди сами понесуд ЗАРАБОТАННЫЕ деньги в храм, в театр, в спортзал по СВОЕМУ выбору

    62. да, я тут :)  
      2/Кастрычнік/2009 у 9:42 61

      2Forstor:
      щелкни на линк: http://www.google.com.by/search?q=%F1%EE%F2%F0%F3%E4%ED%E8%F7%E5%F1%F2%E2%EE+%EF%F0%E0%E2%EE%F1%EB%E0%E2%ED%EE%E9+%F6%E5%F0%EA%E2%E8+%F1+%ED%E5%EC%F6%E0%EC%E8
      узнаешь много интересного про твою так обожаемую православную церковь и её сотрудничество с немцами

    63. Solid  
      2/Кастрычнік/2009 у 22:18 62

      "А теперь как везде, ничего оригинального и голый плац."

      Горожанка, можа падкажаце, дзе ў Віцебску яшчэ ёсць нешта падобнае да новай плошчы? Добра, добра падумайце!

      А я скажу што няма, бо гэта і ёсць самае арыгінальнае, што з плошчаў з'явілася ў Віцебску. Плошча Свабоды: кавалак "голай" плошчы, працяг дзікі лес імя Фрунзе. Плошча Леніна: частка "голай" плошчы з Леніным, а потым бясконцы сквер, які зноў заканчваецца лесам з алкашамі. Яшчэ прапановы?

      Увогуле, калі каму не хапае шарму - шукайце слова "Плаза", так у гішпанамоўных краінах завуць плошчы зусім без дрэваў. А яшчэ, збярыцеся і напішыце ліст, каб засадзілі дрэвамі "и скамеечками под ивами" Плошчу перад саборам Св. Пятра ў Рыме, Чырвоную плошчу ў Маскве, Трафальгарскую плошчу у Лондане.

      А адтуль вам хутчэй за ўсё адкажуць - едзьце, дарагія таварышы, у сваё сяло))) там плошчы дакладна рабіць ня будзе!

    64. Forstor для да, я тут :) on Кастрычнік 2nd, 2009  
      3/Кастрычнік/2009 у 12:23 63

      В семье, как говорится, не без урода. Первыми предателями православия были униаты, заключившие договор (унию) с Папой римским. Запомните, что мы, русские, украинцы, белорусы, молдаване, румыны, сербы, греки, грузины, чуваши, являемся православными, и именно мы правильно славим нашего Господа (от этого и происходит слово православие), и с нами Бог! Только по молитве православного священника загорается благодатный огонь в Гробе Господень перед Пасхой!

    65. Solid  
      3/Кастрычнік/2009 у 13:27 64

      Дэр Forstor, вы б хаця б свае думкі пішыце, тое што вы публікуеце на 99% мы спакойна можам самі без вашай дапамогі на русафільска-праваслаўна-шавіністычных сайтах зачытаць)

      Дыі ад тэмы адбіліся, спадарства!

    66. Forstor для Solid  
      3/Кастрычнік/2009 у 14:03 65

      А я, что думаю, то и пишу- ни на какие посторонние сайты не ориентируюсь. Я уже говорил, что я возрождение архитектуры древнего православного Витебска, за возрождение православной духовности среди населения. Да, я с симпатией отношусь к славянофилам (русофилам), и с антипатией-к западникам, так как они разрушают православную духовность!

    67. Solid  
      3/Кастрычнік/2009 у 21:03 66

      Дэр Forstor, яшчэ раз прашу не карыстайцеся штампамі, хаця бы скажыце ўсё апісанае вышэй сваімі словамі. Бо хованкі за штампы і "разумныя" словы - ёсць паказчык нізкаадукаванага абмежаванага чалавека. А яшчэ прыпадабненне вашых пасажаў да "высокага штілю" увогуле іх абясцэньвае ў нашых вачах)) Прасцей! і міране да вас пацягнуцца...

    68. Forstor для Solid  
      3/Кастрычнік/2009 у 23:13 67

      По-моему, вы говорите вздор насчет малообразованности и ограниченности. Есть же культура речи, литературный язык в конце концов, интеллигентность. Или Вы хотите, чтобы я разговаривал на тюремном жаргоне (или казарменном жаргоне), чтобы ко мне потянулись всякая шваль и шушера?

    69. Serge  
      4/Кастрычнік/2009 у 16:03 68

      Forstor...А по-моему, ваши убеждения говорят об ограниченности. Вы мне напоминаете, простите, полусумасшедшего, глухого пенсионера на митинге, с портретом Сталина в руках. Ваши выпады в адрес униатов, католиков, Польши и Запада вообще похожи на поведение зомбированного человека. Поэтому с вами не хочется вступать в дискуссию. То, что вы, как попугай повторяете об униатах не имеет ничего общего с подлинной историей. Это фальсификация царских и советских придворных историков, обслуживающая сегодня великорусский шовинизм. Ну как, приятно жевать жвачку, выплюнутую другими?

    70. Forstor против Serge  
      4/Кастрычнік/2009 у 17:01 69

      История, Serge, свидетельствует о том, что Запад всегда агрессивно был настроен против восточных славян-это и немцы, и шведы, и поляки, и французы, и англичане. Это известные походы крестоносцев на Русь, это нашествия Наполеона и Гитлера (их привлекали несметные богатства России, её земли), и все они оканчивались тем, что русские побеждали и доходили до Парижа или Берлина. Насчет пенсионеров-ветеранов это вы зря. Благодаря им, их подвигу вы сейчас живете и наслаждаетесь мирной жизнью. Так что выплюньте вы эту западную жвачку и не защищайте эту западную сволочь. Мой вам совет-вдумчиво изучайте историю и делайте из неё логически обоснованные выводы!

    71. vano  
      4/Кастрычнік/2009 у 23:38 70

      "Только по молитве православного священника загорается благодатный огонь в Гробе Господень перед Пасхой!"

      Ню-ню... Советской власти там не было, узнали бы правду про священный огонь перед Пасхой 🙂

    72. Горожанка  
      5/Кастрычнік/2009 у 17:45 71

      Solid
      Вокруг Красной площади в Москве старинные здания, и к стати ни одного жилого. На других площадях, о которых вы говорите не была, но считаю - мы в своем градостроении не должны копировать другие страны, а сохранять свое. Мне нравится, как меняются берега Витьбы, но площадь Победы - это совсем другое дело. И Фрунзенский парк раньше был именно парком, пока там не вырубили половину деревьев и не понасторили дворцов. Парки тоже надо уметь сохранять и благоустраивать. А алкашей не только в парках можно увидеть. А вот если все, что еще осталось обустоить, чтобы и для молодежи площадки были, и для детей, и просто для горожан...

    73. Litvin  
      6/Кастрычнік/2009 у 10:32 72

      +1
      Сапрауды - напэуна адзiнае, што у Вiцебску за апошнi час зроблена цiкава - гэта берег Вiцьбы.
      "А алкашей не только в парках можно увидеть. "

      Горожанка on Кастрычнік 5th, 2009

      Дастаткова паглядзець на прыступкi крамау i iнш. (у тым лiку на прыступках цэрквау, побач з прафэсiйнымi жабракамi)

    74. Solid  
      6/Кастрычнік/2009 у 21:24 73

      Для гаражанкі
      >>Вокруг Красной площади...ни одного жилого
      Масква, самі разумееце, больш Віцебска - там увогуле значна больш нежылых памяшканняў, чым у нас. Хаця ваша ідэя мае рацыю, даўно пара з цэнтру выселіць народ, а вакол новай плошчы пабудаваць нармальны сіці.

      >>а сохранять свое
      Якое сваё? Нібыло ніколі ў руска-габрэйска-савецкім Віцебску нічога свайго акрамя апошніх рэальна беларускіх 19 год. А можа вернем паганую сажалку да тэатра, як ў Нікіфароўскага? Ну гэта ж сваё!!!

      >>Фрунзенский парк раньше был именно парком
      Ніколі ён паркам ня быў! а быў заўсёды засмеччаным гарадскім лесам, дзе толькі воўкі не вадзіліся, з ванючым ручаём і ванітна-зялёнай Віцьбай. Вы ўвогуле паркі бычылі? Хаця б Піцер наведайце дзеля самаадукацыі.

      >>А алкашей не только в парках можно увидеть.
      На старой плошчы іх навалам было, а дворнікі не паспявалі пустыя бутэлькі збіраць. А гэта САМЫ цэнтр горада, мемарыял "ціпа".

      А для дзяцей і моладзі неўзабаве будзе будавацца заапарк і дзіцячая атракцыйная пляцоўка. Так што пераставай ныць.

    75. Frida  
      6/Кастрычнік/2009 у 22:42 74

      Solid
      >>для дзяцей і моладзі неўзабаве будзе будавацца заапарк і дзіцячая атракцыйная пляцоўка

      а куда, кстати, зоопарк перенесут? 8)

    76. Solid  
      6/Кастрычнік/2009 у 22:53 75

      Першапачаткова планавалася Мазурына, але будуць "пераносіць" з-за магчымага забруджвання наваколля. трэба даведацца))

    77. Goroganka  
      13/Кастрычнік/2009 у 13:55 76

      Solid
      Похоже Вас зацепило, столько злости в сообщении адресованном Горожанке. Ты сердишься - значит не прав. О плащади говорить уже бесполезно, хоть сердце болит смотреть на то, что с ней сделали, уже не исправить. А парк Фрунзе был парком, я очень хорошо помню, как в детстве там на качелях каталась, возле разных скульптур животных фотографировались. Каждый видит и помнит то, что хочет видеть и помнить: кто качели и красивые растения, кто бутылки и грязь.

    78. Frida--  
      14/Кастрычнік/2009 у 15:18 77

      Жжоте, мисс(ис?) Goroganka. Где вы видели людей, которые хотят помнить бутылки и грязь, даже самые что ни на есть падшие создания тянутся к теплу и свету. Это основа человеческой психологии.
      А вот брюзжат не все, однозначно. Хороший пример - не брюзжать, а делать, вносить свой посильный вклад в процветание города. Дурной пример - жаловаться на всё и сидеть задней точкой на стуле, пальцем не пошевелив чтобы сделать что-то.

    79. Goroganka  
      14/Кастрычнік/2009 у 16:30 78

      Frida
      "Хороший пример - не брюзжать, а делать, вносить свой посильный вклад в процветание города." А что Вы уважаемая сделали лично ? Я всегда участвую в уборках нашего города и не только в организованных субботниках и д.т. Но кроме прочего думаю, что честно высказывать свое мнение, не всегда совпадающее с мнением власти - это тоже на пользу нашему городу. Что наворотили - конечно не переделаешь, но может на будущее задумаются. И почему если мое мнение не совпадает с Вашим - это значит брюзжать, жаловаться и т.д. Я просто хочу чтобы меня услышали.

    80. Frida--  
      14/Кастрычнік/2009 у 22:56 79

      Удачи вам, в уборках-то. Тока мыться не забывайте после 🙂

    81. Solid  
      15/Кастрычнік/2009 у 0:18 80

      Мілыя жэншчыны, не паўбівайцеся, а то на гэтым хворуме будзе назірацца гэндэрны дысбаланс)))

      Увогуле я вельмі рады, што вы пачалі прымаць новы Віцебск, а ён будзе яшчэ прыгажэйшым і вашыя дзеці, на шчасце, ніколі не будуць мець успамінаў пра брудныя лесапаркі ў цэнтры горада. Яны вырастуць у шчаслівым еўрапейскім горадзе над Дзвіной))

      А хутка яшчэ пачнем узбярэжжа Дзвіны забудоўваць...

    82. Litvin  
      15/Кастрычнік/2009 у 11:03 81

      Удачи вам, в уборках-то. Тока мыться не забывайте после

      Frida-- on Кастрычнік 14th, 2009
      Хамства лайдака - зразумела, якiя "беларусы" былi вашымi продкамi

    83. Frida--  
      15/Кастрычнік/2009 у 17:22 82

      желчью не захлебнись, литвинушка.
      а что такое лайдак, я совсем не в курсе. если это национальность такая, то я не знаю такой, извините. 🙁

    84. Litvin  
      16/Кастрычнік/2009 у 11:30 83

      Ну я й кажу.. .Такiя вы беларусы....парагвайскiя

    85. Сухэ-Батор  
      16/Кастрычнік/2009 у 17:32 84

      Каментатар писал:
      Ну я й кажу.. .Такiя вы беларусы….парагвайскiя

      А судьи кто?

    86. славенин  
      20/красавік/2010 у 17:16 85

      Почему церкви строят за наши деньги??? Если верующих так много, а это богоугодное дело - пусть они и финансируют, отдают свою зарплату, продают квартиры! Мы налоги платим не для этого! Здоровых людей больше интересуют хорошие дороги, культурые объектыи благоустройство!
      А храмы ваши нужно сравнять с землей! К черту вашего еврейского бога!!!

    Каментаваць