ЦСИ открыл в Витебске «Директорию новаторов» (Фото)
23 ноября в рамках культурного проекта «Директория новаторов — пространство от Марка и Казимира» в Витебске на базе Центра современного искусства прошли научные чтения, открылась выставка и состоялся ряд перформансов.
Прошедшие мероприятия были посвящены 90-летию основания творческого объединения «Уновис», 120-летию со дня рождения Эль Лисицкого, 90-летию выхода плаката Эль Лисицкого «Клином красным бей белых».
Кульминацией дня стал переход от времени «Забвения» ко времени «Созидания» — превращение здания по улице Парвды, 5а из офисного в Музей «Витебский центр современного искусства». В начале прошлого века в этом здании располагалось Витебское народное художественное училище, основанное Марком Шагалом, где преподавали Казимир Малевич, Лазарь Лисицкий, Вера Ермолаева и другие известные художники.
В начале перформанса колонна революционных солдат и матросов вкупе с освобожденными женщинами Белоруссии устремилась из центра Витебска к Центру искусств, по пути раздавая супрематические листовки. К 20:00 они достигли стены с эскизом работы Малевича «Смерть обоям», где стали громогласно провозглашать лозунги нового искусства, разбудив при этом уснувших было пенсионеров из окрестных домов.
После расписывания баннеров и фаер-шоу шумная толпа из художников и представителей революционных масс переместилась в само здание, где культурно-массовые мероприятия должны были продолжиться.
Деятели искусства собрались вокруг самовара и проектора в просторном зале и стали наслаждаться фильмами и слайд-шоу о начале и конце ХХ века, когда они еще были молоды. В какой-то момент в зале явился начальник управления культуры Витебского облисполкома Николай Пашинский — на черно-белом слайде 90-х годов, больше чиновники никак не обозначились.
В обшарпанных коридорах будущего музея привидения комсомолок в красных косынках и тужурках поедали крутые яйца, в привидения революционных солдат и матросов неумело пытались с ними заигрывать. На крутых лестницах, помнящих шаги Шагала, нэпманши томно закатывали накокаиненные глаза.
Когда солдатам или матросам надоедали комсомолки, они, во главе с предревкома, врывались в зал к богеме, чтобы заломать руки вывести того или иного маститого художника и пустить его в распыл.
Пару раз в странный дом наведывались представители правоохранительных органов, но, учтя революционный момент, раскланивались и молча исчезали в мокрой темноте ноябрьской ночи.
Около полуночи все новые обитатели будущего музея высыпали на улицу — в 0:01 должны были загореться все окна дома. Свершилось это или нет — никто не заметил, так как все сосредоточились на разделке и поедании торта в виде квадрата Малевича. Огромным ножом орудовала директор Витебского музея «Центр современного искусства» Валентина Кириллова.
«Ломбардъ» закрыт. Все ушли в Центр современного искусства!