На Благовещение в витебском Свято-Успенском соборе пройдет первое богослужение

На праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в Витебске произойдет событие, которого многие верующие ждали долгих 11 лет: в восстановленном Свято-Успенском соборе пройдет первое богослужение. Ожидается, что в праздничной службе (начало в 10 часов) примут участие представители власти, а также меценаты.

Свято-Успенский собор – самый большой православный храм на Витебщине и один из старейших в Витебске. Возведение его каменного здания началось в 1745 году под руководством Иосифа Фонтани, потомственного архитектора итальянского происхождения из Гродно. Собор был свидетелем многих исторических событий. Так, в 1812 году французы устроили в нем лазарет. После изгнания наполеоновских войск собор восстановили. А в середине 30-х годов XX века (в разных источниках даты не совпадают) он был взорван командой сапера Петра Григоренко. Позже он раскаивался, что принял участие в уничтожении трех витебских храмов.

Восстановленный собор – точная копия разрушенного храма, который до Октябрьской революции считался одним из крупнейших в Европе. Осенью 1998 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II заложил капсулу с памятной грамотой в основание храма и освятил первый камень на его восстановление. Строительство началось в 2000 году, в 2008-м установили купола, кресты и 10 первых колоколов. В 2009-м строящийся собор посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Торжественное открытие всего храмового комплекса Свято-Успенского собора запланировано на июль этого года, когда начнется «Славянский базар в Витебске».


Меткі: , ,

Падобнае

    15 каментарыяў

    1. Васіль  
      6/красавік/2011 у 15:45

      БлаговещенИе

    2. Gem  
      7/красавік/2011 у 14:03 1

      Строили храм базилиане - монахи ордена святого Василия - на месте убийства в 1623 году знаменитого деятеля униатской церкви Езафата Кунцевича. Начиная с 1949 года мощи Кунцевича, причисленного Папой Римским Пием IX в 1867 году к святым, хранятся в базилике святого Петра в Риме.

      Строительство храма началось в 1743 году и длилось около четырех десятилетий. Автором проекта и руководителем строительных работ был архитектор Юзеф (Иосиф) Фантана. Но как показывают современные исследования, проект создавался не на пустом месте.

      За несколько десятилетий до начала строительства храма в Витебске, в Риме был построен похожий собор, отличающийся от Успенского размерами и незначительными архитектурными деталями. Витебский примерно на треть меньше.

      Автор римского храма представитель известной итальянской династии архитекторов из Ломбардии Анорио (Онофрио) Лонги. Наши современники могут увидеть его портрет. Великий Микеланджело Караваджо изобразил архитектора в образе Матвея на картине «Призвание Апостола Матвея». Сегодня картина находится в церкви Сан Луиджи Франчези в Риме.

      Впрочем, такое соавторство ничуть не умаляет труды Юзефа Фантана. Скорее всего, «копия» была задумана изначально, в пользу такой версии говорят уменьшенные размеры храма. Разве мог какой-либо город сравниться величием с Римом?

      Собор получился великолепным и долгие века украшал скромный Витебск. Большую часть своей «жизни» здание служило православным верующим. В 1799 году оно было передано Православной церкви после раздела Речи Посполитой и включения Витебска в состав Российской Империи.

    3. наёмнік  
      7/красавік/2011 у 15:40 2

      Выходит так, что это веками был униатский храм, который затем россияне хапнули. Вот уроды, только грабили да убивали тут, а затем ехали сюда на готовое. А бог молчит, за тяжкий грех...

    4. О каких веках  
      7/красавік/2011 у 21:53 3

      @ наёмнік:
      вы, уважаемый, говорите?
      Успенский собор построен в период с 1998 по 2011 годы от фундамента до куполов на средства православных при деятельном участии городских властей.
      Это православный храм.

    5. rezoner  
      7/красавік/2011 у 22:29 4

      О каких веках пісаў:

      Успенский собор построен в период с 1998 по 2011 годы от фундамента до куполов НА СРЕДСТВА ПРАВОСЛАВНЫХ при деятельном участии городских властей.

      Про века Наёмник напутал, но то что строили одни (базилианцы), а через 20 лет забрали другие, это факт.

      А вот то, что современный муляж построили на средства православных, извините не факт, а легенда какая-то. Потому что реально в Витебске выкупили как-то назад только несколько сотен кирпичей:)
      А построить такие громадины (по окраинам поменьше) можно было только на ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА.
      Хотя конечно, ваша версия очень красивая и благородная :))

    6. то что строили одни (базилианцы), а через 20 лет забрали другие, это факт  
      8/красавік/2011 у 8:23 5

      @ rezoner:
      то что строили одни (базилианцы), а через 20 лет забрали другие, это факт

      Памятная книжка Витебской губернии на 1865 год.
      почитайте как-нибудь, там написано, кто и что строил

      говорить о Успенском соборе в его "первом варианте" как исключительно о униатском - некорректно,
      деньги-то туда и российской администрацией вложены. и не малые.

      хотя государство на современном этапе и внесло основной вклад в строительство, отрицать случаи пожертвований на собор достаточно крупных сумм со стороны частных лиц нельзя. они имели место. не имею ввиду "выкупить" кирпичик со своим именем.
      в практике христианского благочестия трубить о своей жертве не принято, поэтому и сайт "Народныя навіны" об этом не писал -))).
      да. современный храм на Успенской горке - не муляж. можете убедится сами -)

    7. Яна Ільіна  
      8/красавік/2011 у 10:01 6

      @ rezoner:
      Многие люди вчера на службе в соборе плакали. А вы говорите, "муляж"...

    8. rezoner  
      8/красавік/2011 у 10:06 7

      то что строили одни (базилианцы), а через 20 лет забрали другие, это факт пісаў:

      Памятная книжка Витебской губернии на 1865 год.
      почитайте как-нибудь, там написано, кто и что строил
      деньги-то туда и российской администрацией вложены. и не малые.

      Ну посудите сами,
      заложили собор в в 1743 году, начали постройку в 1745-46 годах.
      В 1772 году Витебск перешел к Российской империи. В 1775 году генерал-губернатор решил достраивать храм, что и было сделано в 1777 году.
      Возможно в книге победителей за 1865год написано, что 3 года строительства под правильным руководством сопоставимы с тридцатью годами предыдущего строительства. (У базилиан оно "постепенно затухло", а "российская администрация вложила немалые деньги") Кто бы сомневался :))

      Про сегодняшнее финансирование.
      Если вы считаете, что бурное строительство храмов (в том числе громадных соборов) по всему Витебску, да и по всей России с Беларусью - это дело безвестных благотворителей, то спорить тут бессмысленно.
      Это что-то из области сверхестественного. Что тут обсуждать - нужно просто верить в Чудо. Вопрос Веры.

    9. rezoner  
      8/красавік/2011 у 10:15 8

      Яна Ільіна пісаў:

      Многие люди вчера на службе в соборе плакали. А вы говорите, “муляж”…

      Подозреваю, что "многие люди" - были женщины 🙂
      РПЦ, вообще становится похоже на женский клуб одиноких сердец. В отличии от "мужского" ислама, к примеру.

    10. Яна Ільіна  
      8/красавік/2011 у 10:20 9

      Для того чтобы плакать в храме, необязательно быть женщиной. И необязательно - одинокой. У мужчин тоже душа плачет, и выражается это не в бобровых слезах по щекам. Но с вами, rezoner, спорить я не берусь. Вы, как всегда, начнете умничать, где уж нам, блондинкам, до вас... 🙂

    11. Litvin  
      8/красавік/2011 у 12:23 10

      то что строили одни (базилианцы), а через 20 лет забрали другие, это факт пісаў:

      деньги-то туда и российской администрацией вложены. и не малые.

      Ой ли?
      Яна Ільіна пісаў:

      вчера на службе в соборе плакали.

      Мне на это так смешно было смотреть - еле сдержался. Хотя , с чем соглашусь, так с тем что _НЕ МУЛЯЖ. Отгрохали, так отгрохали

    12. rezoner  
      8/красавік/2011 у 15:31 11

      Litvin пісаў:

      с чем соглашусь, так с тем что _НЕ МУЛЯЖ. Отгрохали, так отгрохали

      Вы ведь понимаете, что речь не о размерах и отделке.

      Двести лет назад, да даже сто, церковь играла в жизни человека громадную роль.
      Сейчас, в постсоветское время, РПЦ делает вид, что всё осталось по старому. За государственный счет везде лихо строятся храмы и монастыри (это в разрушенной Чубайсом стране, замечу). Количество священников очень не маленькое,
      НО паствы-то фактически нет. Одни женщины образуют свои тусовки и находят в исповеди тоже, что американцы получают от психоанализа:))

      Т.е. система вроде работает, но ПОНАРОШКУ.
      Поэтому можно сказать сама сегодняшняя РПЦ, по сути "муляж", той позавчерашней церкви. Даже в брежневские времена РПЦ была более настоящей.
      И в покосившейся намоленной часовне где-нибудь на Севере или в депрессивном Нечерноземье больше от реальной церкви, чем в наших красивых соборах.

    13. наёмнік  
      8/красавік/2011 у 21:31 12

      rezoner пісаў:

      Т.е. система вроде работает, но ПОНАРОШКУ.

      Наверное потому, что система работает только на себя, а не для общества. Вообще на сегодняшний день в Беларуси за счёт госбюджета строится 150 православных церквей. И чиновники и попы радостно отмечают, что "всё теснее становится сотрудничество церкви с государством", что как раз противоречит Конституции, в которой сказано, что церковь должна быть отделена от светского общества.. И это опять таки тяжёлое наследие российского ига. Ведь в России церковники были всё теми же государственными чиновниками-бюрократами назначаемыми сверху царскими режимами, которые только морочили, закабаляли и обдирали обнищавшее население. И когда при большевиках взрывали храмы и расстреляли 25 тысяч священников, это не совсем по вине большевиков. Русский народ всегда церковников ненавидел. Последний царь Н. Романов тоже верил в некий "народ-богоносец" и поплатился за это. Ничего не изменилось, веры у народа нет. Ну экзальтированные и истеричные русские бабаньки с потешными казачками не в счёт.

    14. Com-pas  
      9/красавік/2011 у 9:11 13

      Слово "возрождение", по-моему, никогда не несло негативного смысла. Не уверен, что человек, который задумывается о духовной связи с прошлым, с людьми, жившими здесь до него, увидя этот возрождённый храм не испытает при этом эмоционального потрясения. Очень чувствительные могут даже плакать.
      Но почему, точно воссоздав внешний облик собора, не сделали то же самое с интерьером? Это уже не реставрация, а унифицированное, типовое, стандартное церковное строительство. Бледное подобие того, что было.

    15. goga  
      9/красавік/2011 у 15:53 14

      Хоть так сделали и то ладно. Все-таки на постсовке это достижение.От ледовых дворцов много не урвешь. Но насколько скорешились церковники и "православные атеисты" просто ужасно. Ничего святого не осталось на этой забытой Богом земле . Может этот храм своим величием подтолкнет людей к благочестию. Может уменьшится количество ЧМО.

    Каментаваць