IFMC-2011: день второй. Демоны танца

В концертном зале «Витебск» 17 ноября выступили артисты, которым организаторы фестиваля современной хореографии все время мечтали «пожать руку через океан» и заполучить их в Витебск. Но компания современного танца RUBBERBANDance Group из Монреаля свой визит в Беларусь откладывала из года в год – их гастроли расписаны надолго вперед. А в этом году канадцы перелетели-таки океан и познакомились, наконец, с самой стабильно-процветающей на земном шаре страной и самой благодарной в мире витебской публикой. Гром ее оваций монреальцы будут слышать, наверное, всю обратную дорогу домой.
Выступление RUBBERBANDance Group (Канада). IFMC XXIV. Витебск. Фото Сергея Серебро

«Ничего подобного на то, что будет 17 ноября на вечере канадцев, мы раньше не видели. И в Витебск даже специально едут директора других фестивалей, в частности, из Москвы и Санкт-Петербурга, чтобы посмотреть именно на этот коллектив, который обладает уникальным авторским стилем, сочетающим хип-хоп, классический танец и contemporary dance», – сообщила перед фестивалем организатор фестиваля, заместитель генерального директора по спецпроектам Центра культуры «Витебск» Марина Романовская.

Выступление RUBBERBANDance Group (Канада). IFMC XXIV. Витебск. Фото Сергея Серебро

Газеты быстро разнесли эту «маленькую местную сенсацию», и в Витебске только самый сонный обыватель не знал, что на IFMC в этом году приедут «какие-то канадцы, которые будут танцевать хип-хоп». Поэтому еще до выхода на сцену RUBBERBANDance Group в зрительских рядах царила восторженная тишина – все пришли посмотреть на мегазвезду, имя которой упоминалось с придыханием.

Выступление RUBBERBANDance Group (Канада). IFMC XXIV. Витебск. Фото Сергея Серебро

Гости из Северной Америки собирались подарить витебской публике спектакль «Центр тяжести» на музыку Джаспера Гахуния в постановке арт-директора этого коллектива Виктора Квиджада. В RUBBERBANDance Group он выполняет еще две миссии – хореографа и танцовщика. Выпускник школы искусств в Лос-Анджелесе изучил уличный, классический и современный танец и, синтезировав эту «гремучую смесь», создал собственную группу. Уникальный авторский стиль принес Виктору Квиджада ошеломительный успех на самых престижных сценах мира.

Выступление RUBBERBANDance Group (Канада). IFMC XXIV. Витебск. Фото Сергея Серебро

Как написано в аннотации к спектаклю «Центр тяжести», канадский хореограф рассуждает о «социальных проблемах современного общества, антагонизме изобилия и недостатка». Проще говоря, о кризисе. Экономическом. Духовном. Одним словом, канадцы привезли в Беларусь актуальную работу: даже в процветающе стабильном государстве наконец заметили, что что-то у нас не так, как у людей…

Выступление RUBBERBANDance Group (Канада). IFMC XXIV. Витебск. Фото Сергея Серебро

Итак, зал замер и с трепетом внимал, что же автор собирается сказать ему на языке молодежной субкультуры. И в КЗ «Витебск» (к счастью, не в Беларусь) пришла «Великая депрессия». Такую ассоциацию вызвало это тягостное, громоздкое, драматичное и долгое зрелище. Это был не спектакль, а огромный сгусток боли. Сложное сплетение человеческих судеб, характеров, эмоций. Постановка все время держала в напряжении. Чтобы уловить мысль Квиджады, нельзя было отвлекаться ни на секунду, даже на зрительское одобрение артистов. Поэтому в зале было тихо-тихо, лишь пару раз раздались чьи-то робкие аплодисменты.

Выступление RUBBERBANDance Group (Канада). IFMC XXIV. Витебск. Фото Сергея Серебро

Те, кто ожидал от канадцев эффектных хип-хоповских трюков, были разочарованы. Но то, что в Витебск приехали настоящие демоны танца, понимал каждый. Зачем полубогам трюки? Ведь они могут покорить и жестами попроще. Пожалуй, самой «трюковой» была стойка на голове, которую выполнила одна из танцовщиц в конце спектакля.

Выступление RUBBERBANDance Group (Канада). IFMC XXIV. Витебск. Фото Сергея Серебро

По ходу постановки квинтет из Монреаля то и дело рассыпался на дуэты или трио. Были моменты, когда «центр тяжести» брало на себя чье-то соло. Совершенно сверхъестественным существом выглядел сам Виктор Квиджада. Кстати, танцующий хореограф и автор этого умопомрачительного зрелища внешне чем-то похож на врубелевского «Демона сидящего». Как и его спектакль на лермонтовское: «Он был похож на вечер ясный – ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет». Ближе к развязке на сцене загорелась яркая – то ли путеводная, то ли Вифлеемская звезда. Казалось, вот он, свет, победа добра над злом, радость и всеобщее ликование. Все с надеждой идут за этой звездой. Но… нет. Закончился спектакль грустно.

Выступление RUBBERBANDance Group (Канада). IFMC XXIV. Витебск. Фото Сергея Серебро

А потом Квиджада и его артисты получили столько аплодисментов, сколько могли получить только в Витебске. По их реакции было заметно, что они не ожидали такого горячего приема и такой искушенной публики в глубинке маленького, но гордого государства.

Выступление RUBBERBANDance Group (Канада). IFMC XXIV. Витебск. Фото Сергея Серебро

После спектакля “Народныя навіны Віцебска” поинтересовались, какое впечатление этот спектакль произвел на талантливого белорусского хореографа, руководителя минского театра современной хореографии D.O.Z.S.K.I. Дмитрия Залесского.

Выступление RUBBERBANDance Group (Канада). IFMC XXIV. Витебск. Фото Сергея Серебро

Тему этой работы Дмитрий «прочитал» как «дыхание времени». Но удовольствие больше получил не столько от самой постановки, сколько от мастерства актеров.

Выступление RUBBERBANDance Group (Канада). IFMC XXIV. Витебск. Фото Сергея Серебро

«Мы видели репетиции, и репетиции обещали! Поэтому я ожидал от спектакля чего-то большего. Местами очень сильно забирало, а местами – не забирало. Такое ощущение, как будто у них нет хореографа, и они сами собрались, поимпровизировали и что-то придумали. Мне показалась очень слабой композиция. Отсутствовала внятная мысль, что сказать. Хотя очень драматичный кусок был там, где все было выстроено, как, например, вот этот квадрат в левом углу. А там, где было «мы просто тут двигаемся» или «просто тут деремся» (причем делали они это очень долго), не очень понравилось. И даже вот этот луч в конце туннеля так и ушел смазанным. Чего-то канадцам не хватило… Хотя я сейчас говорю, как все критики: дескать, все можно было сказать в пять раз короче, в пять раз понятней… Наверное, беда еще и в том, что сам хореограф танцевал – он не видел со стороны всего действия. Да и в круглом зале это зрелище смотрелось бы абсолютно по-другому. Но местами, как танцоры, они просто – вау!» – поделился Дмитрий Залесский.

Выступление RUBBERBANDance Group (Канада). IFMC XXIV. Витебск. Фото Сергея Серебро

И добавил: «Кстати, похожий большой спектакль сейчас делаем мы. К сожалению, мы не смогли привезти его на конкурс – не успели доделать». Остается напомнить, D.O.Z.S.K.I. участвуют в нынешнем конкурсе белорусской хореографии на IFMC. И что-то в этом мире будет не так, если они уедут отсюда без награды.

Выступление RUBBERBANDance Group (Канада). IFMC XXIV. Витебск. Фото Сергея Серебро

Выступление RUBBERBANDance Group (Канада). IFMC XXIV. Витебск. Фото Сергея Серебро

Выступление RUBBERBANDance Group (Канада). IFMC XXIV. Витебск. Фото Сергея Серебро


Меткі: , , , ,

Падобнае

    2 каментарыя

    1. uoldo  
      19/Лістапад/2011 у 16:48

      Ну незнаю незнаю. Меня вставляло местами. А в основном было ощущение стеклянной стены между сценой и зрительным залом. Может виновата эта сволочная засветка со сцены, а может я просто был не в настроении.

    2. Пробегая_мимо  
      11/Ліпень/2014 у 9:45 1

      Вот саранча налетела...

    Каментаваць