IFMC-2011: день третий. «Капитуляция»

Под занавес третьего дня на IFMC-2011 фестивальная публика увидела одноактный балет «Капитуляция», идея, хореография и сценография которого принадлежат культовому для Витебска хореографу Евгению Панфилову.
Одноактный балет «Капитуляция».  Пермский государственный театр «Балет Евгения Панфилова». IFMC XXIV. Витебск. Фото Сергея Серебро

Премьера этой работы состоялась десять лет назад, опять же на витебской сцене – в рамках концертной программы XIV Международного фестиваля современной хореографии в 2001 году. Вчера же поклонникам танца была представлена версия этого балета, которую в Пермском государственном театре «Балет Евгения Панфилова» восстановили недавно, уже после трагической смерти мастера.

Одноактный балет «Капитуляция».  Пермский государственный театр «Балет Евгения Панфилова». IFMC XXIV. Витебск. Фото Сергея Серебро

«Капитуляцию» Панфилов поставил на музыку групп «Ноктюрн», «Блад Эксис», «Сопор Этернус» и Наташи Атлас. Эпиграфом к балету хореограф выбрал слова Фридриха Ницше: «Передо мной ужасное, тягостное зрелище: я откинул занавес, скрывавший человеческую порчу...». Спектакль очень напряженный. Может быть, даже страшный. Каким еще может быть мир, который катится в пропасть?

Одноактный балет «Капитуляция».  Пермский государственный театр «Балет Евгения Панфилова». IFMC XXIV. Витебск. Фото Сергея Серебро

Человек капитулировал перед собственным пороком и жестокостью и даже не заметил этого. Эта мысль Панфилова бьется-пульсирует во всем. И в этих странных бесполых существах в плащах-халатах. И в пляске трех огромных кукол из секс-шопа, которые в один из моментов «нависают» над зрителями. И в бешеном «дирижировании» вождя с красными флажками.

Одноактный балет «Капитуляция».  Пермский государственный театр «Балет Евгения Панфилова». IFMC XXIV. Витебск. Фото Сергея Серебро

...И в этой пронзительной финальной сцене: артисты снимают балетные юбки и одиноко, укоризненно-молча стоят – уже без своего искусства, без мыслей, а значит без жизни. А потом дворник как-то уж очень расчетливо, не спеша, сметает эти пачки со сцены. Как белые, невесомые души. Последний взмах метлы – и вот уже нет ни этих душ, развращенных пороком, ни надежды, что что-то или Кто-то их спасет. Полная капитуляция – добра перед злом, света перед мраком. Оказывается, бывают и такие сказки – с недобрым, катастрофическим концом.

Одноактный балет «Капитуляция».  Пермский государственный театр «Балет Евгения Панфилова». IFMC XXIV. Витебск. Фото Сергея Серебро

«Капитуляцию» называют "балетом-болью" и "балетом-провидением". В нем знаменитый хореограф из Перми предсказал теракт 11 сентября 2001 года в США. Перед началом спектакля ведущий концертов на IFMC Эдуард Чернивчан поведал зрителям: «Этот балет родился на свет как-то сам. В то время в театре Панфилова были заняты совершенно другими постановками. Но этот балет так упрямо рвался наружу, что время от времени Панфилов возвращался к его отдельным мизансценам. Балет был практически готов, но не было названия. Хореограф буквально извелся. А в этот день он проснулся с легким сердцем и четким ощущением: есть название! Панфилов с большим настроением шел в театр: и спектакль вырисовался, и жизнь хороша. И только придя в театр после обеда, он узнал, что случилось. А это было 11 сентября 2001 года, когда с визитной карточки Нью-Йорка исчезли «башни-близнецы»… Вот такая мистика».

Одноактный балет «Капитуляция».  Пермский государственный театр «Балет Евгения Панфилова». IFMC XXIV. Витебск. Фото Сергея Серебро

Сегодня в исполнении «панфиловцев» зрители увидят фрагмент их новой работы – спектакля «Пунктирная линия» на музыку Сергея Курехина в постановке Елены Прокопьевой.

Одноактный балет «Капитуляция».  Пермский государственный театр «Балет Евгения Панфилова». IFMC XXIV. Витебск. Фото Сергея Серебро

Перед мэтрами из России, в первом отделении концерта 18 ноября, выступили финалисты белорусского конкурса современной хореографии на IFMC-2011. Зрители познакомились с шестью работами конкурсантов из Витебска, Минска, Могилева и Гродно.

Одноактный балет «Капитуляция».  Пермский государственный театр «Балет Евгения Панфилова». IFMC XXIV. Витебск. Фото Сергея Серебро

«Тад» в этот раз размышлял на тему человечности, вечности, постоянства и изменчивости в одноактном балете «ЧелоВечность без купюр». Одной из деталей костюмов стали яркие шали, которые на артистах трансформировались то в рубашку, то в набедренную повязку, то в знамя… Люди часто скрывают свою сущность под тонким, как шаль, покрывалом лицемерия, и человек, наверное, испугался бы самого себя, если бы жил постоянно, ежесекундно, без купюр.

Одноактный балет «Капитуляция».  Пермский государственный театр «Балет Евгения Панфилова». IFMC XXIV. Витебск. Фото Сергея Серебро

Эпиграфом к работе «Метаморфозы-я» пластического театра «Бармаглот» из Минска стали слова из поэмы Маяковского «Облако в штанах»: «И чувствую – «я» для меня мало. Кто-то из меня вырывается упрямо». Тоже размышление на тему человеческой сущности: каковы мы на самом деле, и какие превращения с нами происходят. Длинные перчатки-щупальца на руках танцовщиц – это, наверное, и есть символ морального уродства, которое время от времени выползает из человека на белый свет.

Одноактный балет «Капитуляция».  Пермский государственный театр «Балет Евгения Панфилова». IFMC XXIV. Витебск. Фото Сергея Серебро

На нынешнем фестивале на сцене любят пить. «Киев модерн-балет» наслаждался пивом, а вот театр-студия современной хореографии ЦК «Витебск» угостила публику «Яблочным чаем». В постановке хореографа Дианы Юрченко звучала музыка одноименной группы. Хореографическая миниатюра «Одиночество» получилась очень нежной – впрочем, как и название коллектива, который ее представил. Это ансамбль «Алеся» из Могилева. Артистов проекта Влада Терещенко из Гродно зрители вызвали на бис – они исполнили «Либер-танго» под музыку Астора Пьяццоллы. Театр современной хореографии «D.O.Z.SK.I.» показал миниатюру «Про балет» – с роскошными костюмами в красно-бело-черной гамме и потрясающей финальной сценой.

Одноактный балет «Капитуляция».  Пермский государственный театр «Балет Евгения Панфилова». IFMC XXIV. Витебск. Фото Сергея Серебро

Сегодня в драмтеатре имени Якуба Коласа состоится второе выступление участников конкурса. А вечером, на гала-концерте закрытия фестиваля, назовут имена его лауреатов. Последним аккордом нынешнего праздника танца станет спектакль "Болеро" руководителя "Киев модерн-балета" Раду Поклитару.


Меткі: , , , ,

Падобнае

    3 каментарыя

    1. uoldo  
      19/Лістапад/2011 у 16:37

      "Капитуляция" -руль.

    2. uoldo  
      20/Лістапад/2011 у 20:06 1

      ТАД - слабо. Или я бы даже скзал очень сыро. Много суеты. Они забили свой балет динамикой выше крыши. При этом постоянно шли технические ошибки, которые накапливаясь лавинообразно, создавали ощущение пре-альфа версии. То есть из этого и будет толк, только если как следует "допилить напильником".

      "Яблочный чай" - простовато. Хотя в этом есть своя привлекательность.

    3. rey  
      21/Лістапад/2011 у 20:40 2

      колькі сябе памятаю, тад бегаюць коламі па сцэне і выбудоўваюцца клінам. "капітуляцыю" было вельмі цікава пабачыць праз 10 год. глядзіш у параўнаннях і разумееш, як беларусам часам не хапае глыбіні.

    Каментаваць