IFMC-2011: закрытие и награждение. D.O.Z.SK.I – «Про балет»
В общем-то, интриги, кому достанется своеобразный «Гран-при» конкурса среди белорусских мастеров танца модерн на ХХІV Международном фестивале современной хореографии в Витебске (IFMC), не было. «Лучшей постановкой» предсказуемо стала миниатюра «Про балет» хореографа Дмитрия Залесского, который руководит минским театром D.O.Z.SK.I.
Этот коллектив очень молод – ему всего 6 лет. Вместе с Дмитрием работает еще один хореограф – Ольга Скворцова-Ковальская. Театр действует на базе Национального центра художественного творчества детей и молодёжи. Артисты «досок» сочетают танец с великолепной актёрской игрой. Спектакли театра всегда запоминаются: в них неординарные хореографические ходы, со вкусом подобранные костюмы и музыка.
Залесский может "заколотить" красивую девушку в деревянный ящик (одноактный балет Homo sapiens), опоэтизировать «цветок зимы» – рябину (одна из его ранних работ «Зима»), показать взросление джигита («Зрелость»), превратить день рождения в грустный праздник («Дэ-Рэ»), показать яркий контраст между европейским танцем и нашим («Ничего общего»)…
В этот раз молодой хореограф размышлял «Про балет». Об этой конкурсной работе Дмитрий рассказал в интервью «ННВ» за день до того, как узнал, что она принесет ему победу. «Я к этой работе очень просто отношусь. Она для «балетных», не для современной хореографии. Хотя я подумал, почему бы и нет: такая современная хореография тоже может быть. Может, это и самонадеянно, а вдруг это тоже станет каким-то новым шагом… В этой работе точно есть костюмы, чего иногда не хватает современной хореографии. Хотя отсутствие костюмов – это тоже не всегда плохо. Этот номер длится всего три минуты, что нонсенс для современной хореографии, особенно для Витебска. У нас все по-быстрому… И стоило восемь человек везти сюда ради трех минут?.. Это мыслишка на тему про солистов и кордебалет. Такая зарисовочка – без глубины, без ничего… Просто красота форм», – скромничал накануне раздачи призов хореограф.
Кроме того, миниатюра «Про балет» отмечена в номинации «Исполнительское мастерство». И еще один подарок, который получили D.O.Z.SK.I на нынешнем фестивале. Одна из их танцовщиц была вынуждена уехать из Витебска, и финальный выход коллектива на гала-концерте оказался на грани срыва. Но… чудо! Заменить уехавшую артистку согласилась солистка «Балета Евгения Панфилова» Мария Тихонова! «Пять лет назад мы приезжали на фестиваль, смотрели и думали: «Маша! Маша! Боже мой!». А сейчас она с нами танцевала, хоть у нее еще было два своих спектакля. И была заинтересована с нами поработать. Для нас это, конечно, уникальный опыт. Маша – большой профессионал, и репетировали мы с ней нашу миниатюру всего полтора часа», – поделилась солистка театра D.O.Z.SK.I. Екатерина Квятковская.
В копилке «досок» уже много побед на IFMC. Два года назад в белорусском конкурсе они тоже были отмечены в номинации «Лучшая постановка» (за одноактные балеты «Камень, ножницы, бумага» и «Homo sapiens»). На состязании хореографов из разных стран мира в 2008 году театр был удостоен первой премии в номинации «Одноактный балет» за постановку «Зрелость». В 2010-м коллектив завоевал первую премию в номинации «Хореографическая миниатюра» за работу «Ничего общего». Прошлогодний конкурс также принес Д.Залесскому премию имени Евгения Панфилова.
С остальными номинациями на IFMC-2011 конкурсная комиссия распорядилось следующим образом. Одноактный балет «Перевод» в исполнении театра-студии современной хореографии Центра культуры «Витебск» принес победу в номинации «Хореограф» трем своим создателям – Диане Юрченко, Сергею Толкачу и Марине Кушнеровой.
Самыми артистичными на конкурсе были признаны солисты ансамбля кафедры хореографии Белорусского государственного университета культуры и искусств Александр Филиппов и Алла Погодская. Исполненная ими миниатюра «Давай вспомним» (хореограф - Владимир Иванов) очень тронула всех своей теплотой и нежностью.
Впервые на IFMC приехали могилевчане. И уедут не с пустыми руками – с дипломом «За экспрессию и искренность» в номинации «Постскриптум». Увезет его народный хореографический ансамбль «Алеся» Могилевского государственного колледжа искусств, которым руководит хореограф Игорь Шувалов. Их «Одиночество» было пронизано любовью со светлым отблеском грусти…
«Постскриптум» с могилевчанами разделили гродненцы. Проект Влада Терещенко за эмоциональное, волнующее «Либер-танго» получил диплом «За чистоту стиля» в этой же номинации.
Помимо названных коллективов, на гала-концерте закрытия фестиваля также выступили витебская студия современного танца «Параллели» и солист балетной школы имени Феликса Парнелла из польской Лодзи.
И, конечно же, блистали звезды – «Балет Евгения Панфилова» и «Киев модерн-балет». "Панфиловцы" представили две свои миниатюры, а также опять порадовали новым произведением. И хоть в этот раз это была не целая работа, а только ее фрагмент – «Меланхолия» из спектакля «Пунктирная линия», но зрители, как всегда, утопили пермских гостей в целой Двине своих аплодисментов.
В прошлом году IFMC завершился под аккомпанемент «Дождя» – спектакля украинского хореографа Раду Поклитару. Он же поставил точку и в нынешнем фестивале – своей интерпретацией «Болеро», в которой хотел сказать о возможности борьбы каждого из нас «за свободу от многоголового, многорукого спрута по имени «толпа». К слову, Раду признался, что завидует нашему городу белой, но огромной завистью: "Говорят, что Украина и больше, и богаче Беларуси. Но у нас в области хореографии нет ничего подобного по масштабу на то, что происходит в Витебске". И добавил, что, если бы у него была шляпа или парик, то он снял бы их перед бессменным организатором фестиваля - Мариной Романовской.
Бесподобно зрелищно, но очень-очень грустно смотрелась финальная сцена – когда все участники фестиваля прощались со зрителями, стоя с чемоданами и дорожными сумками, готовясь вот-вот отправиться на вокзал. Но организаторы уже говорят, что новый, 25-й, праздник танца к своему юбилею подготовит нечто «на три головы выше» предыдущих. Верим, что так оно и будет.