Выставка без крыши: фоторепортаж с открытия арт-проекта Zabor в Витебске

Картины ушли из пыльных музеев и галерей. И сами шагнули к людям. Это что-то совершенно фантастическое! Уличные шагаловские плакаты к годовщине революции Витебск уже успел основательно подзабыть. Поэтому такого интереса масс к искусству, как вчера, в нашем городе не было уже лет сто. Картины на заборе ботанического сада в рамках республиканского арт-проекта Zabor народ брал чуть ли не штурмом.
Открытие выставки арт-проекта Zabor в Витебске. Фото Сергея Серебро

Это уже тенденция: в последнее время отечественный бизнес активно меценатствует в культуру. Идея экспонировать современных белорусских художников прямо на городских заборах принадлежит инвестиционной компании «Зубр Капитал» и ее директору Олегу Хусаенову. Необычный проект поддерживает Министерство культуры страны.

Открытие выставки арт-проекта Zabor в Витебске. Фото Сергея Серебро

На вернисаже Олег Хусаенов перерезал символическую алую ленточку. Но, в отличие шаблонных ленточек, которые перерезают власти, и здесь был креатив. Выставка растянулась почти вдоль всей ограды ботанического сада со стороны улицы Урицкого. Это около 120 метров живого искусства. Так вот, на всем этом расстоянии на вернисаже стояли улыбающиеся ангелы на ходулях. Как и полагается, за спиной у них были крылышки, а на лицах – абстрактные картины-маски. Ангелы ростом в пол Успенской церкви, которая возвышалась у них за спиной, просили зрителей оставить на алой ленте свой автограф и какое-то пожелание – на память организаторам. Ну как можно отказать небесным существам? Поэтому пришлось бессчетное количество раз писать: «Народныя навіны Віцебска» – у захапленні!».

Олег Хусаенов на открытии выставки арт-проекта Zabor в Витебске. Фото Сергея Серебро

Вообще, все это походило даже не на вернисаж, а на яркий, веселый карнавал. Улица. Забор. Картины. Люди. Ангелы. Улыбки. И над всем этим – много-много пронзительно голубого весеннего неба. Выставка без крыши. Супер!

Открытие выставки арт-проекта Zabor в Витебске. Фото Сергея Серебро

«Зубр», Zabor – это здорово! Я потрясен!» – а это комплимент в адрес организаторов от витебского участника проекта – художника Александра Досужева. На открытии выставки он был так же краток и емок, как и его авторская концепция «ПЛИП» (Поверхность, Линия, Пятно), в которой мастер работает уже около 10 лет, и работы из которой вошли в экспозицию. Художник сравнивает «ПЛИП» с клипом и поясняет, что это «суровая геометрия Малевича, соединенная с романтизмом Шагала».

Открытие выставки арт-проекта Zabor в Витебске. Фото Сергея Серебро

Почему из всех витебских мастеров на «забор» попал именно Досужев? Так решило жюри, которое провело среди художников области конкурс и пришло к выводу, что этот автор и есть «наиболее кристальное проявление знаменитой витебской художественной школы».

Открытие выставки арт-проекта Zabor в Витебске. Фото Сергея Серебро

Всего на заборе ботанического сада – 45 репродукций. Кроме Досужева, здесь можно познакомиться с творчеством трех минских художников – Руслана Вашкевича, Владислава Стальмахова, Виктора Альшевского и Сергея Каваля, который живет и творит в деревне Якимова Слобода на Гомельщине.

Открытие выставки арт-проекта Zabor в Витебске. Фото Сергея Серебро

Руслан Вашкевич представил «Шкалу Рихтера» – серьезный концептуальный проект из 8 работ. «В нем я объединил двух Рихтеров – немецкого художника Герхарда Рихтера, известного своим фотореализмом – смесью живописи и фотографии, и американского сейсмолога, «режиссера землетрясений» Чарльза Френсиса Рихтера, именем которого названа шкала колебаний магнитуды земли. В ней 8 баллов. Поэтому и у меня 8 картин. Зритель, шагая вдоль забора, может сделать небольшую образовательную прогулку по всем стилям современного искусства – экспрессионизм, кубизм и другие, и при этом увидит кино в моем исполнении», – сказал Вашкевич.

Открытие выставки арт-проекта Zabor в Витебске. Фото Сергея Серебро

Приходите к этому забору! Наверное, только здесь на ваших глазах женщина с зонтиком вдруг возьмет да исчезнет с картины.

Открытие выставки арт-проекта Zabor в Витебске. Фото Сергея Серебро

Виктор Альшевский в необычном художественном ракурсе видит знаменитые архитектурные памятники Беларуси – Мирский, Несвижский замки, несколько достопримечательностей белорусской столицы.

Владислав Стальмахов работает в жанре «городского прикола». Его картины – это целые истории, иногда юмористичные, иногда драматичные, но всегда с иронией и подковыркой советской действительности. Не знаю, был ли на вернисаже директор витебского ТТУ Василий Павлючков, известный своей искренней и большой любовью к трамваям, но одна из работ Стальмахова ему бы точно понравилась. Потому что она посвящена этому виду городского транспорта.

Стальмаков поделился трогательными воспоминаниями: «Я прожил в Витебске 7 лет. Тут я первый раз в жизни увидел настоящий трамвай, пароходы, реку, мосты. И это до сих пор в моих картинах. Например, старый рижский трамвай. В Витебске был замечательный человек, и люди постарше, наверное, его помнят. Он объявлял все остановки… стихами! И обращался к пассажирам в стихотворной форме. Обычно он говорил: «Заяц бывает белый. Заяц бывает серый. А ты какого цвета, заяц без билета?» Также, стихами, он высаживал пассажиров без билета. Люди выходили сами. Потом этот человек куда-то делся, но этот трамвай остался в моей памяти. Вообще Витебск – город замечательных людей. Недаром в Петербурге нет Минского или Белорусского вокзала, а есть Витебский…».

Если в творчество Вашкевича или Досужева надо, как говорят, «въезжать», то работы Сергея Каваля доступны и неподготовленному зрителю.

– Слушайте, вот это художник точно с натуры рисовал, – говорит мне пожилая женщина, показывая на картину Каваля «Мая вёска Якімава Слабада”.

– Да, я там живу. С натуры, – подтверждает высокий импозантный мужчина в шляпе. Так получилось, что автор проходил мимо, услышал и остановился рядом. Но женщина не узнает в нем художника и продолжает делиться впечатлениями:

– Вы только посмотрите, что делается в этой деревне! Здесь же только несколько человек работает. Вот бабушка доит корову, мужичок дрова колет, вон там – пасечники, а там – жнут на комбайне. А остальные жители отдыхают – загорают, пляшут, на лодочках катаются, в копне сена любятся. А вон и вовсе через забор что-то воруют, тащат. Красиво, конечно, нарисовано, но прикольно! Это же нашу жизнь показывает – никто работать не хочет. Я не знаю, как только эта деревня живет, если в ней все гуляют! А вот еще, посмотрите, картина – “Сялянскае вяселле”. Так тут нравы вообще опустились так, что люди даже шапки за столом не снимают. Ну, молодец, этот художник – все точно подмечает, как наш Козич в газете!

Жаль, что Каваль к этому времени отошел. А так был бы наверняка доволен, ведь главный критик, что ни говори, это не заумный искусствовед, а самый обычный зритель.

В Витебске искусством на заборе можно любоваться в течение двух месяцев. 24 мая проект переедет в Гомель, где к числу участников присоединится местный художник.

Меткі: , , , , , , , , ,

Чытайце яшчэ