Немного Парижа в солнечном Витебске: фоторепортаж с громкой выставки

Эту выставку в Витебске ждали. Она уже успела нашуметь в Минске и Гомеле. Но в наш город парижские импрессионисты, выходцы из Беларуси приехали в своем самом звездном составе.

В витебскую часть арт-проекта "Художники Парижской школы из Беларуси" вошло 27 работ из корпоративной коллекции "Белгазпромбанка", 19 картин – из музеев, и 10 произведений – из частных собраний. Выставка знакомит с творчеством 14 уроженцев Беларуси, работавших в Париже в первые десятилетия ХХ века. Среди них – Марк Шагал, Хаим Сутин, Григорий Глюкман, Михаил Кикоин, Пинхус Кремень, Осип Цадкин, Яков Балглей, Осип Любич, Евгений Зак, Роберт Генин… Единственное женское имя в этой плеяде – Надя Леже-Ходасевич.

К сожалению, «ННВ» не удалось побывать на вернисаже 7 мая, когда всем входящим на выставку дарили милые букетики подснежников. Открытие, по рассказам, было очень красивым. Но, с другой стороны, когда возле картин нет сутолоки, это даже лучше: можно спокойно постоять и поразмышлять возле работы.

Экспозиция разместилась в четырех залах художественного музея. Входим в «святая святых» выставки – в зал, где находятся работы Шагала и Пэна. Творчество знаменитого мастера, навсегда прославившего Витебск, представлено шестью картинами: "Влюбленные", "Видение Апокалипсиса", "Крестный путь", "Акробатка на лошади", "Автопортрет", "Иаков и ангелы". Наследие его великого учителя показано двумя работами: автопортретом Пэна и портретом его знаменитого ученика.

Эксклюзив арт-проекта в Витебске – показ картины Григория Глюкмана "Обнаженная". Это совершенно недавнее приобретение "Белгазпромбанка". Приятно, что с аукциона "Кристис" в Лондоне работа попала сразу на родину автора. Глюкман – тоже родом из Витебска. И вот спустя век он вернулся на родину.

Новинка витебской экспозиции – картина Хаима Сутина "Большие луга в Шартре". Эта работа после экспозиции в Национальном художественном музее Беларуси находилась на реставрации.

Но, пожалуй, больше всего впечатлил Пинхус Кремень. Он обожал музыку и считал, что художник должен управлять цветом подобно маэстро, который дирижирует оркестром. И каждый цвет в его работах – как отдельная музыкальная партия.

Выставку дополняет ретро-мебель (их фондов Витебского областного краеведческого музея): граммофон, шляпная коробка, старое кресло, напольные часы с боем… В Художественном музее также открылось кафе а-ля парижская «Ротонда», где любила отдыхать творческая богема. Кафе – это тоже часть арт-проекта. Потом оно уедет. Но пока в музее у всех желающих после знакомства с высоким искусством есть возможность выпить чашечку кофе.

Арт-проект «Художники Парижской школы из Беларуси» будет гостить в Витебске до 31 июля. Затем его ждет турне по другим городам нашей страны.

К слову, в Художественном готовят очень интересную программу в «Ночь музеев» 18 мая (с 18 до 23 часов). Праздник пройдет тоже в парижском стиле. Гостей ждут театральные постановки, модное дефиле, мастер-класс от известного витебского художника Феликса Гумена, работа салона причесок, выставка шляпок, мастер-класс по изготовлению диадем, файер-шоу и другие развлечения.


Меткі: , , ,

Падобнае

    12 каментарыяў

    1. cinic  
      12/май/2013 у 20:48

      Большое спасибо за статью. А Надя тоже наша ???

    2. Яна Ільіна  
      12/май/2013 у 21:11 1

      @ cinic:
      Наша. 🙂 Родилась в деревне под Витебском. Потом стала женой известного французского художника Фернана Леже.
      http://www.chebotar.net/article/83-2010-10-31-22-28-26.html

    3. DA  
      12/май/2013 у 22:48 2

      Но в наш город парижские импрессионисты, выходцы из Беларуси приехали в своем самом звездном составе.
      ??????????
      Яна, импрессионистов среди нет:)

    4. Яна Ільіна  
      13/май/2013 у 7:51 3

      @ DA:
      Это не мое мнение, а мнение искусствоведов. Марк Шагал, Хаим Сутин, Михаил Кикоин, Осип Цадкин, Роберт Генин, Надя Ходасевич-Леже и др. выходцы из Беларуси, относятся к представителям "Парижской школы", работавшим в начале ХХ века в стиле постимпрессионизма (а также кубизма и фовизма). Относятся наряду с такими грандами, как Пабло Пикассо, Амедео Модильяни.

    5. DA  
      13/май/2013 у 8:50 4

      постимпрессионизм и импрессионизм - разные вещи

    6. Alex  
      13/май/2013 у 17:13 5

      В этой интернет-помойке начитаешься разного. Сначала откроешь для себя, что Надя Леже родилась "под Витебском", да еще со ссылкой на другую страницу. Если ссылаетесь, то для начала сами прочитайте хотя бы. А Надя Ходасевич-Леже родилась так совсем "недалеко" под Витебском, что это на территории нынешнего Докшицкого района. Географией Беларуси займитесь друзья, в объеме школьного курса. Тогда будете читать информацию в интернете, критически оценивая ее.
      А потом еще, журналистам, даже если они пишут об искусстве, вовсе нет необходимости знать об этих Измах (импрессионизмах, постимпресионизмах, фовизмах и др.).

    7. Яна Ільіна  
      13/май/2013 у 18:09 6

      Alex пісаў:

      Если ссылаетесь, то для начала сами прочитайте хотя бы.

      Читала. Для общего развития. Но вникать, где конкретно находится эта деревня, родина художницы, поверьте, мне некогда и незачем. Кому надо - вникнет в деталях. А у меня сто работ на одни руки. Безумно ценно такое понятие как время. И вообще мое дело маленькое - поставлять вам информацию.

    8. Litvin  
      13/май/2013 у 19:32 7

      cinic пісаў:

      А Надя тоже наша ???

      🙂 "наша" - это таки чья?

    9. cinic  
      13/май/2013 у 19:35 8

      Наша.наша.наша... Так таки наши и гавагят...Мине интигэсно- такой балшой список- они все тавантливы ????

    10. Neooo  
      13/май/2013 у 22:54 9

      Материал понравился авторским восторгом и увлечённостью. А именно они, а не правильные искусствоведческие термины, нужны для пробуждения интереса к выставке.
      Хотя, не сказал бы, что у Яны что-то неправильно. И деревенька Нади Леже относительно Парижа - почти что витебское предместье. И импрессионизм имеет не только исторический контекст. И интернет-сайт, если вы в нём копаетесь - уже не помойка.

    11. rezoner  
      14/май/2013 у 8:17 10

      Neooo пісаў:

      Материал понравился авторским восторгом и увлечённостью. А именно они, а не правильные искусствоведческие термины, нужны для пробуждения интереса к выставке.

      Это и есть настоящий импрессионизм.
      Наивный, игнорирующий академические термины, взгляд на мир.

      А если говорить о связи Парижа с витебскими художниками (а не наоборот), то для Парижа на первом месте, всё же Осип Цадкин. Может потому что Жак Ширак был его большим поклонником.

      И поэтому, как я уже писал в комментарии к первой заметке о выставке.
      Руководству "культурной столице", а так же бесчиленным отделам культуры нужно как-то поднапрячся и повесить наконец мемориальную доску на здание училища, в котором учились (в одном классе) Шагал и Цадкин.

      Но кому это интересно?
      Это же не освоение миллиардных средств, а копеечная забота о туристах (и просвещение абсолютного большинства витеблян, вкючая университетский худграф и пр.заведения)

    12. acrid71  
      14/май/2013 у 19:30 11

      rezoner пісаў:

      Это и есть настоящий импрессионизм.
      Наивный, игнорирующий академические термины, взгляд на мир.

      Не соглашусь, Болеро Равеля на Гагарина -вот настоящий импрессионизм для такого лаптя,как я.
      Сколько картин из коллекции надо экспроприировать для воплощения прожекта в лямур тужур пипла?

    Каментаваць