Уния: дела давно минувших дней?

Темой очередного круглого стола, состоявшегося в Свято-Преображенском храме (нижнем храме Витебского кафедрального Свято-Успенского собора), было сопротивление православных насаждению унии на нашей земле в первой половине XVII века. Казалось бы, кого сегодня могут интересовать «…дела давно минувших дней, преданья старины глубокой»? Но оказывается, эта тема является на удивление злободневной.

Уния не умерла в 1839 году, когда государь император Николай Павлович своим указом вернул униатов в лоно православной церкви – иначе почему уже в наши дни установка памятника Патриарху Московскому и всея Руси Алексию возле стен Свято-Успенского собора вызвала бурю эмоций у отдельных граждан, по мнению которых, на этом месте должен был стоять монумент печально знаменитому «душехвату» и «папежнику» Иосафату Кунцевичу.

О том времени и борьбе православного населения Полоцкой епархии против насаждения унии рассказал заведующий кафедрой истории Беларуси ВГУ имени П.М. Машерова, кандидат исторических наук, доцент Анатолий Дулов.

- После Брестской унии православные старались отстаивать свои права – шла полемическая борьба в литературе и политическая на сеймах, где православная шляхта выступала с протестами. Но простой народ до поры до времени был слабо затронут этим противостоянием – тем более, что престарелый архиепископ Полоцкий Гедеон (Брольницкий) не заботился о насаждении унии. Ситуация разительно изменилась, когда на его место был назначен молодой, энергичный и не приемлющий православия Иосафат Кунцевич. Простое население – мещане и крестьяне – встретили его настороженно. В 1618 году, когда Кунцевич собрался провести ревизию церквей, переводя их в унию, могилевские православные не пустили его в город, выкатив пушки на стены. Это было приравнено к бунту против королевской власти, и зачинщиков приговорили к смерти. Симпатий это Кунцевичу, которого православные считали отщепенцем и «латинником», не прибавило.

Особенно резко выступали против Кунцевича витебляне. В 1620 г. проезжавший через земли Речи Посполитой иерусалимский патриарх Феофан возвел в сан архиепископа Полоцкого Мелетия Смотрицкого, который тут же стал рассылать листы, что именно он является законным архиепископом. Соответственно, непопулярный Кунцевич становился просто узурпатором. Витебские жители тут же признали Смотрицкого своим пастырем, после чего противостояние вылилось в борьбу за храмы, за их традиционную православную принадлежность. Король Сигизмунд III издал универсал, в которым провозгласил патриарха турецким шпионом, а Мелетия Смотрицкого – самозванцем. Однако этот универсал не возымел эффекта. Когда в 1621 г. Кунцевич попытался провести службу в Благовещенской церкви, то не был туда допущен горожанами. Подобная история повторилась, когда вскоре он с процессией направился к храму Святого Духа. В итоге по воле Кунцевича православные храмы в Витебске были запечатаны…

К тому же времени относится и известное письмо к Кунцевичу канцлера Великого Княжества Литовского Льва Сапеги, который упрекает униатского архиепископа за притеснения православного населения. (Кстати, некоторые ученые, а также греко-католики пытаются доказать подложность этого письма, но если исходить из логики событий и общественно-политических воззрений Льва Сапеги, то оно не вызывает сомнения в подлинности). Ссылаясь на волю короля, Сапега призывал Кунцевича распечатать закрытые православные церкви, иначе он сделает это сам. Но Иосафат решил не уступать… Витебские жители вынуждены были построить два «шалаша», где стали проводить свои богослужения. В рассказах об этом времени часто упоминается, что Кунцевич приказал выкапывать из земли умерших православных и бросал их на корм собакам. На самом деле был случай в Полоцке, где тело умершего православного было погребено без отпевания священником-униатом. Узнав об этом, Кунцевич приказал выкопать труп и отпеть его как положено. Родственники отбили тело у служек архиепископа и похоронили снова…

Сломить твердость православных Кунцевич не смог, поскольку те стойко держались веры предков; а если и были редкие отступники, то с ними зачастую переставали общаться их друзья и родственники. Постепенно напряжение в обществе достигло той точки, когда народ стал превращаться в возбужденную массу – не удивительно, что на Кунцевича в то время было совершено пять покушений, которые этот религиозный фанатик воспринимал как возможность претерпеть за Христа. Достаточно было любого повода, чтобы эта масса взорвалась.

Утром 12 ноября 1623 года православный священник Илья, переправлявшийся через Двину на службу в «шалаш», был схвачен слугами Кунцевича и помещен под стражу на кухне архиепископа. Весть об этом мгновенно распространилась, и хотя священника вскоре отпустили, остановить витеблян уже ничто не могло. В результате стихийного народного восстания, в котором, по свидетельству источников, участвовало «до колку тысеч» человек, Кунцевич был убит, а тело его утоплено в Двине… Главной причиной этого стала фанатичная деятельность архиепископа, который не признавал прав православного большинства и не желал идти на малейшие компромиссы.

Комиссарский суд 22 января 1624 года признал виновными в убийстве архиепископа всех витебских жителей, постановил казнить около ста витеблян, в том числе бурмистров Наума Волка и Сымона Нешу. Правда, казнено было только 19 человек, взятых под стражу, так как остальные успели бежать; 10 человек было оправдано. Витебск был лишен Магдебургского права. Поскольку восстание началось по сигналу ратушного и некоторых церковных колоколов, то из этих колоколов предписывалось отлить большой колокол в память об убийстве, жители должны были также «вновь великолепно отстроить» соборную Пречистенскую церковь, возле которой был убит архиепископ. Но выполнять судебное решение горожане не спешили – так, еще в 1630-е годы витебляне конфликтовали с униатским архиепископом Антонием Селявой, не желали отстраивать Пречистенскую церковь, тайно собирались на православные богослужения. В 1637 году колокол в память об убийстве Кунцевича так и не был отлит… А в 1641 году Витебску было возвращено право на самоуправление.

В дальнейшем, при внешней лояльности унии, витебляне сохраняли верность православию – когда в 1646 году умерла мать витебского бурмистра Матвея Лытки, то ее, пронеся мимо униатских храмов, захоронили по православному обряду. Кунцевич не смог отнять у наших предков их веру, а сама уния заложила в Королевстве Польском те конфессиональные проблемы, которые впоследствии стали одной из причин исчезновения этого государства с политической карты Европы…

Пресс-центр Витебской епархии

От "ННВ": Публикуемые мнения и оценки могут не совпадать с мнением редакции.


Меткі: ,

Падобнае

    41 каментарый

    1. Володя  
      27/Чэрвень/2013 у 12:56

      Спасибо православной церкви за содействие толерантности и религиозному миру на белорусской земле. С такими круглыми столами и подгонкой выступлений историков под свои "шапки" всё у нас получится.

    2. Litvin  
      27/Чэрвень/2013 у 14:22 1

      Но оказывается, эта тема является на удивление злободневной
      До сих пор москали боятся униатов? Уния не умерла в 1839 году
      Что ж от неё осталось то?

    3. Sergey Sesitsky  
      27/Чэрвень/2013 у 14:36 2

      боятся москали, что получат под зад как в Украине...там пришлось храмы отнятые в сговоре с гэбьем вернуть....ловко у них выходит...«душехвату» и «папежнику» Кунцевичу принявшему мученическую смерть не надо памятник, зато агенту Дроздову самое место...кстати, это тот самый Мелентий Смотрицкий, который с Кунцевичем боролся, а потом сам униатом стал?...:mrgreen:

    4. cinic  
      27/Чэрвень/2013 у 17:28 3

      Не попы,а политиканы самые настоящие. Так всё подвывернули . И на поляков так,между делом ,какнули . Святое дело , в смысле дело ж святое. Интересно кто там в епархии отвечает за идеологию ????

    5. Сесицкий Сергей  
      27/Чэрвень/2013 у 18:04 4

      Да Циник. Так и есть. Служат давно не Богу, а Маммоне и политбюро.

    6. rezoner  
      27/Чэрвень/2013 у 18:43 5

      Sergey Sesitsky пісаў:

      «душехвату» и «папежнику» Кунцевичу принявшему мученическую смерть не надо памятник,

      Я спокойно к религии отношусь, но с точки зрения города не сделать памятник Кунцевичу на Успенской горе, это неимоверная глупость.
      Во-первых, где еще в Беларуси жил человек, признанный Ватиканом святым, причем в реально задокументированное время.
      Во-вторых, он принял по-настоящему мученическую смерть на самом видном месте Витебска.

      Изображать из себя ревнителями православия Косинцу и Николайкину смешно и неприлично.

    7. Михась Барановский  
      27/Чэрвень/2013 у 19:24 6

      @ rezoner:
      @ rezoner:
      памятник то можно, например в виде человека с петлей на шее, чтобы никому в будущем насаждать что-то не хотелось насилием

    8. cinic  
      27/Чэрвень/2013 у 19:29 7

      Как вы "апалитычна " рассуждаете ...

    9. Сесицкий Сергей  
      27/Чэрвень/2013 у 19:51 8

      Если выбирать между Ридигером и Кунцевичем, то выбор, с точки зрения истории страны, города и масштаба фигур, очевиден. Первый второму в подметки не годится ни по каким показателям. Но лично я против любого памятника. Простого креста достаточно. Кстати, посмотрел давеча на статуй Ридигера. Сложилось впечатление, что всунули на площадку "ня важна куды, абы было".

    10. rezoner  
      27/Чэрвень/2013 у 20:00 9

      Михась Барановский пісаў:

      чтобы никому в будущем насаждать что-то не хотелось насилием

      Вы, конечно, извините, но постсоветские православные батюшки меньше всего напоминают ревнителей Веры.
      По облику и повадкам, это типичные крепкие хозяйственники, плюс чиновники из идеологического отдела.
      В том же витебском интернете, если кто и спорит о Вере, то или какой-нибудь полусумасшедший сектант или мусульманин. Православным не до этого, не интересно. Бюджет осваивают.

      И дешевые продергивания здесь не пройдут 🙂
      Разве вменяемый человек будет оценивать события 400-летней давности сегодняшними мерками. Причем, принимая доводы только одной стороны 🙂

    11. Сесицкий Сергей  
      27/Чэрвень/2013 у 21:10 10

      Представляю даже аргументы, которыми установку "статуя Дроздова" пробивал "паломник" в Таиланд товарищ Д. "Вон мол смотрите, конкуренты поставили своему (правда хрен знает где в спальном районе). А мы ж тут канонические." Бабки на базаре, а не слуги Божьи, чесс слово.

    12. fast  
      27/Чэрвень/2013 у 21:14 11

      Это точно был "круглый стол"? А как же дискуссия и обсуждение разных идей и мнений?
      Всё это больше похоже на партсобрание.
      Людей выворачивает от того, что кто-то 400 лет назад что-то там насаждал. Словно не было красного террора, разрушенных храмов и гор трупов расстрелянных священников.
      Михась Барановский, в Витебске есть памятники тем, кто насаждал насилием свою коммунистическую веру. Не хотите набросить петли на их шеи?

    13. Andy  
      27/Чэрвень/2013 у 21:21 12

      @ rezoner:
      Я мог бы тебе перечислить как минимум 10 нормальных священников Витебска, но тебя всё равно не переубедить. А так же рассказать истории про старцев(если ты понимаешь -это слово), которые даже есть и у нас в Беларуси.

    14. Сесицкий Сергей  
      27/Чэрвень/2013 у 21:27 13

      10 "нормальных" попов в 350 тысячном "православном" городе?! А остальной батальон какие? Те, которых я в Великий Пост с тележкой водяры в магазине фоткал?

    15. Сесицкий Сергей  
      27/Чэрвень/2013 у 21:29 14

      Сяржук. Вы бы пригласили на форум носитей идей, изложенных в статье.

    16. Andy  
      27/Чэрвень/2013 у 21:40 15

      @ Сесицкий Сергей:
      1438 человек по Беларуси.
      http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C

    17. rezoner  
      27/Чэрвень/2013 у 22:12 16

      Andy пісаў:

      Я мог бы тебе перечислить как минимум 10 нормальных священников Витебска, но тебя всё равно не переубедить. А так же рассказать истории про старцев(если ты понимаешь -это слово)

      Вот! Именно об этом и речь!

      Проще заниматься своей бюрократической рутиной (пост сдал - пост принял). Обсасывать подробности своей мышиной возни, кому какую лычку присвоили.
      А вот говорить с людьми о Вере никчему. Пустое. Кому это интересно.
      Тут думать надо и есть вероятность ошибиться.

      Поэтому и церковных тёток повсеместно дрессируют как цепных собак.
      Главное порядок и приход-расход 🙂

      За что ж вас уважать?

    18. Сесицкий Сергей  
      27/Чэрвень/2013 у 23:52 17

      Аааа. 1438 всего и из них норальных 10?! Не верю. Хотя бы 20 точно есть.

    19. Andy  
      28/Чэрвень/2013 у 0:06 18

      @ rezoner:
      Вот возьмем к примеру недавнее маленькое событие в России, никого не убили, не бастовали. 60 тысяч человек. 6 дней пути. Великорецкий крестный ход.

      Наши любимые СМИ молчат.
      А вот про какое-нибудь ДТП со священником, сотни баннеров с надоедливой рекламой.
      Так и ты смени ключевые слова в поисковике. Например: отец валерьян смиловичи

    20. rezoner  
      28/Чэрвень/2013 у 7:44 19

      @ Andy:

      Великорецкий крестный ход

      Грустно всё это.
      Вы сами не понимаете о чемговорите.

      В отличии от вас, я в Кирове жил 🙂 и знаю, что такое православие в своих исконных местах.
      Далеко ездить не надо, посмотрите на Смоленск и Псков, а потом сравните с Витебском и вообще с Беларусью.
      У нас следов православия практически нет, это явно наносное недавнее.
      Архитектуру и иконы не обманешь.

    21. corum  
      28/Чэрвень/2013 у 8:16 20

      бле, почитал статью и гляжу там серьезный уклон в ПГМ, потом гляжу ниже - все в порядке: подпись Витебская епархия. ))))
      надо бы про Кунцевича почитать. Да желательно независимую версию. А то местные "нормальные попы" понапишут.

    22. Litvin  
      28/Чэрвень/2013 у 9:01 21

      cinic пісаў:

      Интересно кто там в епархии отвечает за идеологию ????

      Ну, видимо тот, кто в погонах под рясой, тот и отвечает за идеологию...
      Andy пісаў:

      недавнее маленькое событие в России

      Вы хотите, что бы ННВ писало о событиях в России?

    23. Астр  
      28/Чэрвень/2013 у 10:29 22

      rezoner пісаў:

      У нас следов православия практически нет, это явно наносное недавнее.
      Архитектуру и иконы не обманешь.

      Какие неимоверные глупости Вы говорите. Советую хоть немного почитать историю религии в наших краях. Да и историю архитектуры - все похожие на католические храмы были построены только в 18 веке, а до этого была православная архитектура, что-то среднее между украинской и русской.

      А что верующих у нас меньше, чем в Смоленске, так это из-за советского периода, когда все храмы разрушили в городе (кроме Казанской). Съездите в Брест, в Пинск, даже в Глубокое возле Литвы -- там с православием всё гораздо лучше, чем у нас.

      Православие у нас уничтожали сначала униаты с иезуитами, а в 20 веке большевики.

    24. Бляблин  
      28/Чэрвень/2013 у 10:46 23

      Данная статья, кроме отдельных журналистских вставок, вполне умеренная, взвешенная и научная, так как материал изложен специалистом. И хватит уже впадать в крайности. То Альгерд святой, а Владимир Святославович убийца и насильник, то наоборот. Одни крайности! У всех рыльце в пушку, хотя и по разному.... И Кунцевич, сядя по историческим источникам, ангелом во плоти не был, и город не просто так поднялся против него и против власти. За свои обычаи и права витебчане сражались до последнего. А уже потом это стали использовать все стороны конфликта в своих целях... Кто-то стал святым, кто-то стал поливать грязью вторую сторону... А Смотрицкий вообще, после посящения двора патриарха, принял унию... Правда на этом в православной среде Дулов не стал ставить акценты. А памятник Кунцевичу и горожанам всётаки поставить стоит. Скульптурную компазицию "Витебчане убивают Кунцевича". Каждый будет поклонятся своим героям. Вот вам и решение спорных вопросов)))))))))))))

    25. rezoner  
      28/Чэрвень/2013 у 10:59 24

      Астр пісаў:

      Советую хоть немного почитать историю религии в наших краях. Да и историю архитектуры - все похожие на католические храмы были построены только в 18 веке, а до этого была православная архитектура, что-то среднее между украинской и русской.

      Перечислю только монастыри Витебска в 18 веке
      базилианский,
      иезуитский,
      пиарский,
      бернардинский.
      мариавиток,
      доминиканский
      Свято-Духов монастырь тоже в то время был униатским.

      Православным являлся только Марков монастырь, да и тот не в самом городе.

      Где в это время хранилось православие? В сердцах?
      Да в Беларуси, пожалуй, нет ни одной старой иконы, не говоря уже о древних.

    26. corum  
      28/Чэрвень/2013 у 11:05 25

      Каментатар писал:
      <b>rezoner</b> пісаў:

      Какие неимоверные глупости Вы говорите. Советую хоть немного почитать историю религии в наших краях. Да и историю архитектуры - все похожие на католические храмы были построены только в 18 веке, а до этого была православная архитектура, что-то среднее между украинской и русской.

      А что верующих у нас меньше, чем в Смоленске, так это из-за советского периода, когда все храмы разрушили в городе (кроме Казанской). Съездите в Брест, в Пинск, даже в Глубокое возле Литвы — там с православием всё гораздо лучше, чем у нас.

      Православие у нас уничтожали сначала униаты с иезуитами, а в 20 веке большевики.

      вы из Витебской епархии? ))

    27. Евгений  
      28/Чэрвень/2013 у 11:24 26

      Астр. Православие у нас уничтожали сначала униаты с иезуитами, а в 20 веке большевики? Полная ерунда. Православие само себя погубило - попы пьянствовали и якшались с верхами (это запечатлено в фолклоре - сказках, частушках, поговорках). Православие не сдержало революции. А в 19-20 веках ни православие, ни католичество не были доминирующими, а вот иудаизм был. 49% населения Витебска были евреи.

    28. В.Лом  
      28/Чэрвень/2013 у 12:45 27

      rezoner писал:
      <b>Астр</b> пісаў:

      Перечислю только монастыри Витебска в 18 веке
      базилианский,
      иезуитский,
      пиарский,
      бернардинский.
      мариавиток,
      доминиканский
      Свято-Духов монастырь тоже в то время был униатским.
      [/quote]
      так ить захапали внаглую чужое

      Свято-Духов монастырь
      Церковь Святого Духа упоминается в привилее 1503 года, данном жителям Витебской земли польским королём и великим князем литовским Александром Ягеллончиком: «Штож нам в домы церковный, в дом Божий светое Богородицы, и в дом Божий Светого Духа, и теж в дом Божий Благовещенья Пречистое и в иные церькви не вступатися.»

      до унии

      Первый исторический документ, говорящий о существовании христианской церкви на Лысой горе, написан в 1406 году. Это «Отступная запись Гридьки Дружиловича на землю и людей к церкви Пресвятой Богородицы», которая «писана у Витебску, в лето 6.900-ное 14»[3].
      Из привилея (правовой акт) 1503 года на права и вольности боярам и мещанам Витебска, можно сделать выводы, что именно в церкви Пречистой Богоматери хранился Привилей Витебской земли.[4]Предположение о том, что церковь была соборной можно сделать и из содержания привилея 1509 года.[5]
      При соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы находился «двор его милости архиепископский».[6]
      В 1619 году, с назначением Иосафата Кунцевича полоцким архиепископом, Пречистенская церковь передаётся униатам и становится архиерейской. Соседний церковный дом Кунцевич избирает своей резиденцией

      и здесь захапали чужое

      Витебская Благовещенская церковь неоднократно перестраивалась и меняла облик. В 1619 г. по приказу короля Сигизмунда III Вазы этот православный храм был передан униатам. В XVII в. аутентичные покрытия закомар сменились двускатными крышами, однако купол сохранился, что отражено на известном чертеже Витебска 1644 г.

      и тут ворьё ихображает из себя пострадавших

      Православный храм Святого Духа построен при князе Ольгерде около середины XIV века При храме был основан женский монастырь, чаще считается, что его основательницей была вторая жена Ольгерда Иулиания (Ульяна), которая была в нём и похоронена
      В Инвентаре 1618 года церковь названа в числе каменных. В конце первой четверти XVII века церковь переходит к униатам.

      и тут без всякой совести стырили

      Спасо-Преображенская (Спасская) церковь — церковь, находившаяся на Остро-Спасской горе. Не сохранилась.
      Первоначальный храм относится к XV—XVI веку. Впервые упоминается в витебском Инвентаре 1552 года
      По меньшей мере до 1619 года церковь оставалась православной, позже стала униатской.

      ещё в копилку воровства со стороны униатов

      Деревянная церковь Воскресения Христова на посаде Заручайском упоминается в Инвентаре имущества Полоцкой архиепископии 1618 года. Основанный как православный, храм вскоре повторил судьбу остальных православных церквей города и перешёл в ведение униатов. В 1624 году священник Воскресенского храма Илья Давидович был заочно приговорён к смертной казни за участие в восстании православных витеблян против действий униатского архиепископа Иосафата Кунцевича, в ходе которого архиепископ был убит.

      ещё

      Церковь святых апостолов Петра и Павла. Храм упоминается в Инвентаре имущества Полоцкой архиепископии 1618 года как «Церковь деревянная /за рекою Двиною/, заложене Светаго Петра». Петропавловской церкви принадлежало несколько дворов и огородов на посаде Русь (где храм и располагался). Построенный как православный, храм вскоре стал униатским.

      Первоначально, храм Иоанна Крестителя располагался на правом берегу ручья Дунай, в районе современных домов №№ 15, 17 по проспекту Фрунзе. Деревянная церковь упоминается в Инвентаре имущества Полоцкой архиепископии 1618 года: «Церковь за Дунаемъ, заложене Светаго Ивана Крестителя». Построенный как православный, храм вскоре переходит к униатам.

      и тут лапы загребущие протянули к чужому

      Церковь св. Симеона упоминается в документе 1539 года. Позже о существовании храма говорится в инвентаре имущества архиепископии Полоцкой, составленном в 1618 году для униатского полоцкого архиепископа Иосафата Кунцевича
      К этому времени церкви принадлежал 1 дом и 7 участков земли. Очевидно, что храм был заложен как православный, а позже стал униатским (такая судьба сложилась у всех православных храмов Витебска первой половины XVII века)

      Деревянная «церковь Святаго Миколы, за рѣкою Видьбою» упоминается в Инвентаре имущества Полоцкой архиепископии 1618 года. Построенный православными, храм вскоре переходит к униатам
      .........
      короче униаты в то время тырили всё что не прибито гвоздями. А что прибито - недолго думая обьявляли своим, показывая законным владельцам известную фигуру

    29. ВЭД  
      28/Чэрвень/2013 у 12:53 28

      Михась Барановский пісаў:

      мятник то можно, например в виде человека с петлей на шее, чтобы никому в будущем насаждать что-то не хотелось насилием

      + 1000 500
      :mrgreen:

    30. Ingwar  
      28/Чэрвень/2013 у 14:40 29

      Документальное взвешенное исследование витебского историка о событиях , связанных с убийством Кунцевича:
      Михаил ПАВЛОВ. УБИЙСТВО ИОСАФАТА КУНЦЕВИЧА

      Подробное жизнеописание Кунцевича в книге польского историка :
      Тадеуш Жихевич. Иосафат Кунцевич — мученик за единство Церкви

      Также об "облико морале" Кунцевича:
      София Сеник. Духовный профиль св. Иосафата Кунцевича

    31. Ingwar  
      28/Чэрвень/2013 у 14:46 30

      ""СЛОВО ОБВИНЯЕМЫХ

      После прочтения этих исков бурмистры, ратманы, лавники и витебские мещане персонально и добровольно перед судом сказали следующее. Архиепископ Иосафат Кунцевич прибыл в Витебск на владычество и предъявил листы нашего милостивого великого князя и короля, мы приняли его как пастыря. Мы заметили, что он не делал никаких перемен в обрядах Божьей церкви, но всё отправлял по правилам соборов и Святых отцов, во всём держал веру древнего греческого закона. И так продолжалось три года.

      Потом же, в наказание за грехи наши, Мелетий Смотрицкий прислал какого-то Сильвестра в монашеском одеянии с другими особами, с письмами своими в Витебск. Эти якобы чернецы, вместе с ними поп Иван Каменец, местный подданный короля, который и теперь находится возле писаря Гурки, с витебским писарем гродским Адамом Косовым и другими особами, упомянутыми в протестации отца архиепископа, пришли в ратушу марта третьего дня 1621 года и отдали лист, в котором Мелетий Смотрицкий именовал себя архиепископом Полоцким, владыкой Витебским и Мстиславским, и что будто бы он с ведома и позволения короля был высвячен на этот сан, а отца Иосафата Кунцевича назвал отступником.

      В это же время граждане, бывшие с упомянутыми чернецами, и некоторые старшины, как Наум Волк, Семён Неша, пришли в ратушу и приказали читать этот лист, а прочитав – внезапно, не посоветовавшись с нами и несмотря на наши уговоры, возмутились против отца владыки Иосафата Кунцевича.

      Они перешли на сторону Смотрицкого и подписали обязательства ему, изготовленные и подписанные упомянутыми гражданами и шляхтой, а потом отобрали церкви и гвалтом заставили попов перейти на сторону Смотрицкого. Когда же пришли от короля листы, и воевода и войт наш хотел судить виноватых, тогда простой народ и некоторые старшины, возбудившие смуту, судить себя не позволили, отца владыку едва не убили, да и сам воевода находился в большой опасности.

      Хотя церкви и вернули, согласно приказов короля, отцу владыке, однако с той поры бунтовщики ему не подчинялись. В 1623 году они построили для сходок своих два шопа, один за Двиной, второй на Задунавье. Когда же некоторые из нас хотели прекратить это, другие наши товарищи, приняв сторону простого народа, не допустили нас наказать виновных и остановить своеволие.

      Меж тем приехал к нам отец владыка. Он был предупрежден об опасности, но своей добродушностью, сочувствием и спокойствием надеялся привлечь к себе и привести в покаяние, считая себя невиноватым, даже в построенные шопы сам не ходил и слуг своих не посылал. Услышав же оскорбительные крики из шалашей за рекой, говорил: «Они сами не ведают, что творят!» и молил Бога за них.

      12 ноября, когда архиепископ был на заутрене в соборной церкви, витебский поп Воскресенской Заручавской церкви (перед этим подчинялся отцу Иосафату, но потом присоединился к возбужденному народу) часто и без необходимости прохаживался возле дома Кунцевича и был задержан слугами архиепископа, но владыка приказал отпустить его. Народ же, будучи в заговоре против Кунцевича, использовал этот случай за предлог для исполнения своего преступного намерения, ударил в колокола и ужасным насилием вломился в дом владыки, осуществил это страшное убийство и пролитие невинной крови. Те, кто был на заутрене, и мы в том числе – должны были от такого гвалта спасаться бегством, так как нам бы было то же самое, если бы начали перечить.

      После убийства многие участники его разбежались, их список мы передаем суду, тех же, кого мы сумели схватить - держали в тюрьме и сейчас передаем. ""
      Михаил ПАВЛОВ. УБИЙСТВО ИОСАФАТА КУНЦЕВИЧА

    32. fast  
      28/Чэрвень/2013 у 15:15 31

      Andy пісаў:

      Я мог бы тебе перечислить как минимум 10 нормальных священников Витебска. А так же рассказать истории про старцев

      Это значит 10 нормальных священников смогут все грехи РПЦ отмолить? А старцами оправдаетесь на Страшном суде за свою алчность, рвачество, ложь? За то, что благословляете кровавую власть, у которой в кумирах Гитлер и Сталин?
      Когда историки говорят об ужасных войнах с Московией, о том, что творили на нашей земле Иван Грозный и Алексей Михайлович, о геноциде и угнанном в рабство нашем народе, вы говорите: "Это было давно. Давайте не будем вспоминать прошлое". Но когда это говорят вам, вы не слушаете. Как будто не понимаете, почему возникла уния.
      Вы забыли одну русскую пословицу: "Котора вера гонима - та и правильна". Сегодня православие внешне процветает, а внутри смердит. А своей ненавистью и непрощением вы лищь помогаете греко-католикам.

    33. Ingwar  
      28/Чэрвень/2013 у 15:16 32

      @ В.Лом:
      На самом деле униаты ничего не захватывали - после Берестейского Собора, когда все белорусские епископы перешли в Унию с Римом - Греко-Православная Церковь на Беларуси сменила свою юрисдикцию и вошла в подчинение Папе Римскому. Это было одобренно властями РП, и следовательно - все церкви и священники, находящиеся в подчинении этого униатского епископата - атоматически становились униатскими и единственно законными. Захватывать униатам ничего не надо было - хозяевами этих церквей по каноническому праву оставались все-те же епископы, а не бунтующая часть прихожан, пытающаяся отторгнуть у иерархов храмы. Так что речь не о "захвате униатами незаконного имущества", а о противодействии законным отныне униатам незаконной с точки зрения власти РП православной оппозиции. Их попытки создать параллельную структуру под началом священников, отказавшихся подчинится своему епископу и признавших своим владыкой незаконно назначенного альтернативного "архиепископа белорусского" Смотрицкого - по тем временам было просто расколом и самосвятом. Кстати, сам Смотрицкий в организации раскола, в незаконном провозглашении себя "епископом витебском" и в организации убийства законно архиепископа витебского Кунцевича - вскоре покаялся и сам перешел в Унию монахом-чернецом.

    34. Пьер Нора  
      28/Чэрвень/2013 у 19:41 33

      @ Ingwar:
      А с каких пор М.Павлов стал историком. Он конечно человек увлекающейся, но критически оценить многочисленные источники не мог (не позволяло медицинское образование). Да и ранний и наивный национализм не позволял взвешено подойти к вопросу. Хватит бросаться в крайности. Просто так горожане никогда бы не пошли против власти. Значит всё-таки достали их... Хотя и хаить униатов при этом не стоит. Именно уния позволила сохранить исконно православные традиции белорусской земли... А подом история повторилась с точнгостью до наоборот... Такая уж наша судьба...

    35. rezoner  
      28/Чэрвень/2013 у 19:43 34

      В.Лом пісаў:

      униаты в то время тырили всё что не прибито гвоздями. А что прибито - недолго думая обьявляли своим, показывая законным владельцам известную фигуру

      Так, да не совсем.
      Из всех перечисленных мной монастырей только у Свято-Духова православная история.
      все остальные были изначально построены не православными.

      Вы ведь не будете спорить, что облик Витебска задавали (и задают) как раз униатские и католические постройки.

      И перестраивали именно их под православные храмы.

    36. corum  
      28/Чэрвень/2013 у 22:06 35

      rezoner писал:
      <b>В.Лом</b> пісаў:

      Вы ведь не будете спорить,

      мне кажется будут. И еще этак страниц на десять. Сначала будут рассказывать как они это понимают, потом приведут пару попов из витебской епархии, а в конце могут и очевидцев откопать..

    37. zveroboy  
      28/Чэрвень/2013 у 22:24 36

      В.Лом пісаў:

      короче униаты в то время тырили всё что не прибито гвоздями.

      Лом, что нам здесь униатам "тырить" - мы, белорусы сами разберёмся, без поповских холуёв из Лубянки. Съездите в город Грозный. Вроде ваши москальские пидарасы его "завоевали". Ну и много ли там найдёте "православных" церквушек? Если и есть одна, так окружена танками, чтобы не сожгли, а попа не подвесили за рёбра. Вот и здесь тоже самое будет с РПЦ - она держится исключительно на автоматах Калашникова и омоновских дубинках. Не приходит в голову, что у каждого народа есть только одна национальная вера?

    38. fast  
      28/Чэрвень/2013 у 22:40 37

      Пьер Нора пісаў:

      А с каких пор М.Павлов стал историком. Он конечно человек увлекающейся, но критически оценить многочисленные источники не мог

      Зато доцент Дулов на этом "круглом столе" всё очень критически оценил.
      Ingwar привёл фрагмент первоисточника. Ни больше, ни меньше.
      Пьер Нора пісаў:

      Да и ранний и наивный национализм не позволял взвешено подойти к вопросу.

      Подозреваю, что образец "взвешенного подхода" для вас это - "Краткий курс истории ВКП(б)". Ну, или что-нибудь, напечатанное в типографии Московской Патриархии.
      Пьер Нора пісаў:

      Просто так горожане никогда бы не пошли против власти. Значит всё-таки достали их…

      Вот! Вот они, великие мысли историка. Ключевский отдыхает.

    39. Ingwar  
      1/Ліпень/2013 у 10:14 38

      Пьер Нора пісаў:

      @ Ingwar:
      А с каких пор М.Павлов стал историком.
      Просто так горожане никогда бы не пошли против власти. Значит всё-таки достали их…

      Его, Павлова, исследование в данном случае - почти буквальный пересказ документов того события. Налицо тот факт, что три года витебляне худо-бедно мирились с униатством Кунцевича и потихоньку все больше приходили в его церковь на Литургию его послушать - проповедником он был пламенным. Поэтому православной оппозицией, недовольной ростом популярности униатского пастыря в городе и возглавлямой некоторыми войтами, был сделан "черно-пиаровский" вброс,
      1) что Кунцевич - "архиепископ ненастоящий", а настоящий - Смотрицкий;
      2) что Кунцевич вот-вот переделает пусть униатские, но все-таки греческого обряда церкви - в "польско-латинские костелы" , униатских попов - в "польских" ксендзов, а витеблян-униатов -автоматом превратят в латинян-католиков-ляхов. Нашлись даже "свидетели" , что в Варшаве Кунцевич уже передевается ксендзом и служит мессы в костелах с поляками, а в Беларуси - маскируется униатом до времени.
      Далее напоить толпу, устроить провокацию с задержанием провокатором-попа-растриги и начать орать: "православные, умрем, но не пойдем в католики" - было делом техники.

    40. Ingwar  
      1/Ліпень/2013 у 10:35 39

      Кстати, не очень понятно желание православных священников Витебска ворошить тему унии, зачем-то наезжать на Куцевича ныне и нарушать существующее межконфессиональное статус-кво: ведь святой Кунцевич - официальный небесный опекун Римско-католической Витебской епархии, епископом Вл. Блином три года назад в Россонах освящен новенький костел в честь Иозафата, а в Витебске на 2-й улице Войкова, 6а (район между Полоцким базаром и Юрьевой горкой) - находится легальная греко-католическая церковь Воскресения Христова.
      Зачем нам православно-католические терки в городе из-за католического святого? Его в церквях почитать не заставляют православных - как и св. Невского и не поминают, но и не порочат в костелах.

    41. Litvin  
      1/Ліпень/2013 у 11:04 40

      Бляблин пісаў:

      То Альгерд святой

      Кто его святым назвал? Или бла-бла-бла?
      Бляблин пісаў:

      За свои обычаи и права витебчане сражались до последнего.

      Блин, аки Брестская крепость-Герой....до последнего издоха - здали всех зачинщиков и тихо выдохнули с облегчением, когда Леон Сапега порядок навёл.
      Бляблин пісаў:

      “Витебчане убивают Кунцевича”.

      Кунцевича не витбляне убили, а проплаченые ублюдки.
      В.Лом пісаў:

      короче униаты в то время

      Вот такими ублюдками и был убит Кунцевич - типа Лома, который судит о наших религиозных и межконфессиональных проблемах со своей колокольни (подливая маслица), сам не имея никакого отношения к нашей земле. Белорусы сами разбирутся, что и чьё - без помощи мигрантов.

      Пьер Нора пісаў:

      Просто так горожане никогда бы не пошли против власти. Значит всё-таки достали их…

      Не просто так....но никто никого не доставал - надо учитывать специфику того времени, когда взбунтовать группу людей можно было довольно легко, особенно выстовив пару пару ведёр водки.

    Каментаваць