В Орше презентовали «Букварь» 1631 года

Знаменитый «Букварь» Спиридона Соболя 1631 года издания был презентован всем белорусам в пятницу, 10 октября, в Орше, где завершился недельный фестиваль «Беларусь православная».
В Орше презентовали «Букварь» 1631 года. Фото orshanka.by

«Букварь» был напечатан в известной Кутеинской типографии. Над полным факсимильным воспроизведением этого издания долго время работал Белорусский экзархат. А сотрудники Национальной академии наук разработали специальный комментарий к «Букварю», в котором пояснили для всех интересующихся, в чем состоит его ценность, и каковы его особенности.
Внешне представленный в Орше «Букварь» полностью соответствует оригиналу: он маленький – размером с ладонь, имеет кожаный переплет и изготовлен на специальной бумаге.

В музейном комплексе истории и культуры Оршанского края давно присматривались к «Букварю» Соболя. Более того, подобие этого издания были на хранении в фонде, однако они хоть и были похожи на тот самый «Букварь», но являлись всего лишь муляжом, а не точной его копией, представленной сейчас.

«Букварь» является самой известной с древних времен оршанской книгой. Полное его название гласило «Букварь сиреч, начало учения детям начинающим чтению из- выкати. В Кутейне изобразися. В типографии Спиридона Соболя». Название книги по краям страницы обрамлял орнамент.

«Букварь» Соболя являлся настоящим учебником, по которому учились грамоте наши предки. В него входил старославянский алфавит, красиво напечатанный в обычном и обратном порядке, по «Букварю» его читатели обучались правильной постановке ударений, о знаках препинания, склонении существительных и прилагательных. А для особо «продвинутых» там были изложены даже основы искусства стихосложения. На первых и последних страницах «Букваря» были напечатаны православные молитвы – те, с которых, по мнению его создателей, должно начинаться и которым должно заканчиваться любое учение. В кутеинском «Букваре» было около 80 страниц.
Выставление «Букваря» XVII века для наших современников- не первый проект, организованный совместно экзархатом, НАН РБ и международным благотворительным фондом «Семья – единение – отечество». Ранее благодаря их совместным усилиям белорусы смогли увидеть Полоцкое Евангелие и Слуцкое Евангелие, а также житие преподобной Ефросинии Полоцкой.

Кутеинская типография, в которой некогда был напечатан «Букварь» работала под Оршей – именно этот факт объясняет особый интерес оршанцев к данной реликвии. Однако сложилось так, что спустя столетия уцелела лишь одна копия «Букваря», и хранится она отнюдь не в Беларуси, а в Национальном музее г. Львова (Украина). На протяжении нескольких лет белорусы вели переговоры с украинцами о возможности получить фотокопии его страниц и создать его полный оригинал у себя на родине. Получилось!

Презентация «Букваря» Спиридона Соболя состоялась в рамках фестиваля «Беларусь православная», который прошел в Орше 10 октября. А еще на протяжении недели, с 2 по 10 октября, там же, на Оршанщине, проходил фестиваль православной культуры «Кладезь».

Интерфакс-Запад


Меткі: , ,

Падобнае

    2 каментарыя

    1. Viktar Stsiapanau  
      15/Кастрычнік/2014 у 3:07

      Тым часам працягвае разбурацца помнік архітэктуры -- жылы будынак былога кляштара базылянаў. Цяперашнія гаспадары будынка - прыход РПЦ -- так і не пабудавалі даху, нягледзячы на шырока абвешчаныя немалыя сумы, нібыта сабраныя на дабрачынным рахунку. Болей за тое, у іх знайшліся сродкі, каб пабудаваць у двары двухпавярховы будынак нібыта дзеля захавання будматэрыялаў, хаця больш лагічна было б зрабіць часовы дах над будынкам кляштара, і захоўваць матэрыялы там.
      Многія аршанцы неаднаразова звярталі ўвагу на парадокс: на тэрыторыі побач з помнікам архітэктуры ўзводзіцца ўжо другі новабуд (у дадатак да дыхтоўнай царкоўкі), а сам будынак, за валоданне якім РПЦ дужа змагалася, пакінуты разбурацца і надалей.
      Але праваслаўнае святарства лічыць за лепшае адмоўчвацца ў адказ на заўвагі і прапановы грамадства, а спадзяецца толькі на цяперашнюю ўладу.
      Зараз у Воршы збіраюцца подпісы пад лістом на адрас архіепіскапа Віцебскага і Аршанскага Дзімітрыя, дзе, у прыватнасці, гаворыцца:
      "Валоданне такім будынкам – гэта грамадская місія, якая накладае на ўладальніка дужа сур’ёзныя абавязкі.
      Хіба Вы не разумееце, што дэманстратыўным ігнараваннем гэтых абавязкаў царква проціпастаўляе сябе беларускай культуры, усім тым, у каго сэрца баліць за помнікі архітэктуры, сярод якіх ці не найбольшую частку складаюць святыні, і ў тым ліку праваслаўныя?
      У сваю чаргу мы не разумеем, чаму па ўсім горадзе растаўленыя скарбонкі, сродкі збіраюцца таксама падчас публічных мерапрыемстваў, арганізаваных праваслаўнай царквой, але гэтыя сродкі накіроўваюцца на будаўніцтва новых храмаў, у той час калі перададзеныя вашай царкве помнікі архітэктуры дзесяцігоддзямі не рамантуюцца і пакрысе разбураюцца. Даруйце, але мы не разумеем, як можна ў такіх умовах абвяшчаць аб намеры пабудаваць у абласным цэнтры яшчэ адзін Сафійскі сабор, які напэўна запатрабуе надзвычайных фінансавых укладанняў.
      У той жа час сам выгляд хрысціянскай святыні ў непрывабным, паўразбураным выглядзе, на фоне шматлікіх храмавых новабудоўляў, нехаванага дабрабыту святароў і шматлікіх ўпрыгожанняў інтэр’еру дзейных цэркваў не самым лепшым чынам удзейнічаюць на імідж праваслаўнай царквы ў беларускім грамадстве."

    2. Пробегая_мимо  
      15/Кастрычнік/2014 у 6:43 1

      @ Viktar Stsiapanau:
      Так у нас Витебская область - чемпион по новобудам. Поездишь по захидной Беларуси - везде исторические памятники с надписями - здание 14., 16в. там даже власти боятся старину тронуть. не то, чтобы перестроить/снести. А у нас бескультурье властей сравнимо разве что с их дуростью...

    Каментаваць