Хэллоуин отпраздновали в Витебском колледже культуры и искусств

В Витебском коллеже культуры и искусств 30 октября состоялось празднование Хэллоуина, которое проводилось с национальным, и даже краеведческим уклоном, по мотивам книги Николая Никифоровского «Нечистики, свод простонародных в Витебской Белоруссии сказаний о нечистой силе».
Хэллоуин отпраздновали в Витебском колледже культуры и искусств. Фото Георгия Корженевского

Группа «Народные праздники и обряды» под руководством известного режиссёра Игоря Бояринцева продемонстрировала зрителям театральное представление в рамках образовательной программы. Но занятие выходило за пределы обыденного, да и сами посетители выглядели тоже соответствующим образом, и не были похожи на обычных учеников. Представление прошло за день до официального празднования в мире, и, вероятно, послужило для ребят хорошей эмоциональной подготовкой к следующему, уже совершенно неформальному вечеру.

Хэллоуин отпраздновали в Витебском колледже культуры и искусств. Фото Георгия Корженевского

Между прочим, в этот день стало известно, что Витебский колледж искусств прошёл государственную аттестацию, с чем мы его рады поздравить. Так что самое время было расслабиться… А в городе в этот же день состоялась выставка картин Олега Захаревича, раскрывающего мир лабиринтов бессознательного, магического гнозиса и символов сновидений. О ней мы расскажем в следующей своей статье. В общем, приятно констатировать, что в культурной ауре города всё в этот вечер происходило один к одному…

Хэллоуин отпраздновали в Витебском колледже культуры и искусств. Фото Георгия Корженевского

Представление, созданное учащимися группы под руководством Игоря Бояринцева, разбивает сразу несколько стереотипов. Да и сами разрушительные тенденции Хэллоуина, которые возникают в воспалённом воображении религиозных ортодоксов, на самом деле оказываются ломкой устоявшихся консервативных штампов восприятия. А это даёт возможность для проявления новых тенденций во всех областях общественной жизни. Первый стереотип заключается в том, будто бы Хэллоуин не соотносится с культурой восточных славян. Отнюдь нет, предания нашего родного края дают огромное количество образов, абсолютно соотносящихся с духом и содержанием праздника. Труд Николая Никифоровского, изданный ещё в 1907 году, это абсолютно подтверждает.

Хэллоуин отпраздновали в Витебском колледже культуры и искусств. Фото Георгия Корженевского

Следующий стереотип проявляется в представлениях, согласно которым Хэллоуин является чем-то демоническим и противоположным христианству. Однако это заблуждение православных клерикалов, так как в католических школах, к примеру, он отмечается совершенно официально, да и в ряде протестантских номинаций тоже. В особенности активны в праздновании Хэллоуина на Западе представители Викки, включающей в себя различные направления, основанные на возрождении дохристианской духовности. И эти направления никогда активно не противопоставляли себя христианству, существует даже Христианская Викка. Потому на самом деле никакого зла этот праздник не несёт.

Хэллоуин отпраздновали в Витебском колледже культуры и искусств. Фото Георгия Корженевского

Ещё один неприятный стереотип, который с успехом разрушали учащиеся группы Игоря Бояринцева, заключается в бытующем восприятии белорусского народа как преимущественно «шматпакутлiвага» и «няшчаснага». Это не соответствует действительности, белорусы могут интегрировать и творчески преосуществлять содержание иных традиций. Хэллоуин – тому пример. И, между прочим, интерес к нему показывает, что культурная и ментальная интеграция в пространство западноевропейской цивилизации у нас всё же происходит. И она не противоречит белорусскости, а, напротив, способна раскрыть то, что лежало под спудом гнёта патриархально-подданической системы общественных отношений.

Празднование Хэллоуина – также отличный повод посмеяться над своими страхами и стереотипами мышления. Необходимость самоиронии отлично понимал Николай Никифоровский, который писал, что согласно народным представлениям, бесы, наводя на непотребные деяния, пользуются «физическим изнеможением, скудным запутанным материальным положением, невзгодами общественного и семейного положения жертвы, страстями её, между которыми наиболее удобною следует считать притяжение к рюмке». Разумеется, все вышеуказанные «причины» вполне себе под силу исправить самому человеку, выведя своих «бесов» на обозрение. Хороший повод для этого как раз и предоставляет Хэллоуин.

Таким образом, на сцене аудитории Витебского колледжа культуры и искусств предстали разные «потусторонние персонажи»: леший, кикимора, вампиры, оборотни, русалки, ведьмы… И, конечно же, не могло обойтись без главного «врага рода человеческого» – Люцыпыра или Сатона дьябольского. Празднование отличалось весьма разнообразным и подобранным со вкусом, как художественным, так и мистическим, музыкальным сопровождением. Были исполнены также пластические номера и элементы обрядов. В общем, фантазия ребят, между прочим, учеников ещё только первого курса, соответствовала уровню праздника.

Как говорил руководитель группы Игорь Бояринцев, проведённое представление является подготовкой к освоению более сложных форм обрядовых действий. А обряд, согласно традиционным представлениям, является способом связи с реальностями иного порядка. Потому пожелаем ученикам нашего именитого режиссёра и далее продвигаться вглубь постижения пространства национального мифа.


Меткі: , ,

Падобнае

    15 каментарыяў

    1. Немец  
      31/Кастрычнік/2014 у 18:14

      Во бред.

    2. Владимир Атращёнок  
      31/Кастрычнік/2014 у 23:52 1

      @ Немец:
      Сгинь!Тьфу,тьфу,тьфу!

    3. С.СЕ.  
      31/Кастрычнік/2014 у 23:58 2

      в Витебской Белоруссии ?, гэта памылка, патрэбна " Беларусi" ?

    4. Владимир Атращёнок  
      1/Лістапад/2014 у 0:06 3

      Георгий:smile:Спасибо -сейчас шёл и о Никифоровском вспомнилось-а тут такая замалёўка!!!Дзякуй!(Без иронии-спасибо).

    5. Ingwar  
      1/Лістапад/2014 у 16:32 4

      Сегодня во всех католических костелах Витебска прозвучало однозначно: Хэллоун - сатанинский празник, и отмечать его католикам-христианам -- большой грех. так что ненадо тут авторам вводит в заблуждение читателей, что в " католических школах он отмечается совершенно официально". Не может "праздник в честь Люцыпыра или Сатона дьябольского", и прочих «потусторонних персонажей»: леших, кикимор, вампиров, оборотней, русалок, ведьм отмечаться христианами - и католиками. и православными.

    6. Владимир Атращёнок  
      1/Лістапад/2014 у 21:50 5

      @ Ingwar:
      "Не надо"-пишется раздельно(ну,по-русски),а точка ставится в конце предложения!Какого хрена лезешь на русско-беларускі сайт с двойкой по орфографии и пунктуации!:?:

    7. Владимир Атращёнок  
      1/Лістапад/2014 у 21:59 6

      А з другога боку-Вам,Інгвар,скандынавам шмат чаго даруецца!Гаў!:smile:

    8. George Korzhenewsky  
      3/Лістапад/2014 у 6:52 7

      Владимир Атращёнок пісаў:

      Георгий:smile:Спасибо -сейчас шёл и о Никифоровском вспомнилось-а тут такая замалёўка!!!Дзякуй!(Без иронии-спасибо).

      Спасибо, Владимир, подобные синхронии всегда действительно интересны…;-)

    9. George Korzhenewsky  
      3/Лістапад/2014 у 6:53 8

      С.СЕ. пісаў:

      в Витебской Белоруссии ?, гэта памылка, патрэбна ” Беларусi” ?

      Как ни странно, именно таково оригинальное название… Тогда так принято было говорить «Витебской Белоруссии», потому что Беларусь воспринималась, как край. Ну и у автора вообще свой особый стиль, даже для того времени несколько старомодный. Он часто употребляет очень длинные предложения, бывает, чуть ли не на полстраницы одно. Много точек с запятой.

    10. George Korzhenewsky  
      3/Лістапад/2014 у 7:00 9

      Ingwar пісаў:

      Сегодня во всех католических костелах Витебска прозвучало однозначно: Хэллоун - сатанинский празник, и отмечать его католикам-христианам — большой грех. так что ненадо тут авторам вводит в заблуждение читателей, что в ” католических школах он отмечается совершенно официально”. Не может “праздник в честь Люцыпыра или Сатона дьябольского”, и прочих «потусторонних персонажей»: леших, кикимор, вампиров, оборотней, русалок, ведьм отмечаться христианами - и католиками. и православными.

      Нет, на Западе, кто хочет, тот и празднует Хэллоуин в католической среде. Там есть дискуссии, но толерантность очень широкая. Кстати, вот статья богослова о католических корнях Хэллоуина:

      А вот перевод на доминиканском сайте:

      Всё дело в том, что Беларусь в своё время получила жёсткую инъекцию русского православия, с его мессианством, идеей богоизбранности и представлениями о религиозной исключительности. Отсюда, в итоге, партикуляризм практически такой же, как и в России, проявляющийся в господстве чрезвычайно консервативных представлений и патриархально-подданической культуры, не способной к динамике и трансформациям. Нужно также понимать, что католические священники также зависимы в оценках от господствующего типа культуры, и не особенно хотят тут дразнить православие, для коего Хэллоуин – несомненно дьявольское явление. Но для православия (в особенности русского) ведь вообще, всё, что не является им – от дьявола. То есть здесь происходит подстраивание под господствующий менталитет. В странах с демократическими традициями – не так. Вот ещё несколько ссылок на русском и английском, повествующих о позитивном отношении к Хэллоуину, как с католической, так и греко-католической позиций:

    11. George Korzhenewsky  
      3/Лістапад/2014 у 7:03 10

      Чего-то ссылки не прошли... Ещё раз...

      Ссылки на богослова:

    12. George Korzhenewsky  
      3/Лістапад/2014 у 7:05 11

      И позитивное отношение к Хэллоуину в католической и греко-католической среде:

      http://www.cerkva.od.ua/index.php?option=com_content&task=view&id=903&Itemid=2

      http://www.theknot.com/submit-your-wedding/photo/79407e25-cb2a-47a2-86e3-f5352fb6f797/Fall-Irish-Catholic-Halloween-wedding

      http://romancatholicblog.typepad.com/roman_catholic_blog/2006/11/another_hallowe.html

      http://australiancatholicfamilies.blogspot.com/2011/11/feasts-of-halloween-all-saints-and-all.html

    13. George Korzhenewsky  
      3/Лістапад/2014 у 7:23 12

      Кстати, вот ссылка на мэтра традиционализма Рене Генона, его статья "О смысле карнавальных праздников", как раз о сакральной сути явлений, подобных празднованию Хэллоуина. Читать обязательно, и там станет всё понятно даже для ортодоксов...

      http://kitezh.onego.ru/karnaval.html

    14. rezoner  
      3/Лістапад/2014 у 12:48 13

      George Korzhenewsky пісаў:

      Рене Генона, его статья “О смысле карнавальных праздников”, как раз о сакральной сути явлений, подобных празднованию

      Ну уж про карнавализм никто лучше Бахтина не написал, а его взгляды, как мы знаем, формировались как раз в Витебске.

    15. George Korzhenevsky  
      3/Лістапад/2014 у 16:06 14

      @ rezoner:
      Нет сомнений...;) Михаил Бахтин рассмотрел эту тему наиболее всесторонне. Рене Генона я здесь привёл потому, что у него специфически религиозный взгляд на проблематику, при этом он не выходит в данной связи за пределы монотеизма. Но его взгляд гораздо более глубок, нежели чем у неофитов и морализаторов от религии.

      Да, и ссылки на богослова опять куда-то исчезли, вот они:

      http://www.ucatholic.com/blog/the-catholic-origins-of-halloween/

      http://dominicanes-ua.blogspot.com/2014/10/blog-post_30.html

      Тут мы как раз видим, что религиозность и научно-исторический подход вполне могут уживаться друг с другом, в отличие от поверхностного фундаментализма и партикуляризма.

    Каментаваць