Космический абстракционизм Елены Толобовой и Татьяны Наговицыной

В Витебском центре современного искусства проходит выставка «COSMOGONY» Елены Толобовой и Татьяны Наговицыной.
Татьяна Наговицына и Елена Толобова. Фото Георгия Корженевского

Даже среди иных абстрактных экспозиций, эта отличается подчёркнутой элитарностью и особым обращением к содержанию культурного и духовного опыта зрителя. Сразу бросается в глаза контраст работ Елены Толобовой и Татьяны Наговицыной, который, правда, замечательно дополняет друг друга. Очень сдержанные по средствам выразительности, лаконичные, углублённые сами в себя картины Елены Толобовой, и яркие, эмоциональные, выполненные в богатом многообразии смешанной техники произведения Татьяны Наговицыной.

Напомним, что сами представления о космогонии являются составной частью космологии. И если космография даёт нам описание мироустройства, а эсхатология повествует о последних судьбах мира и человека, то космогония – это учение о происхождении вселенной. Таким образом, художницы задались целью дотронуться до самых истоков изначального.

Елена Толобова. Скит Елены

Произведения Татьяны Наговицыной являются своего рода взглядом на Вселенную через магический кристалл. Существовала такая практика ещё в древнейшие времена, когда друиды использовали прозрачные камни для предсказания будущего. В Средневековье стали использовать прозрачные шары, сделанные из берилла, а потом из кварца, при этом практике общения с кристальным шаром должен был предшествовать сложный магический ритуал.

В случае работ Татьяны Наговицыной, он, по всей очевидности, соответствует сложной смешанной технике, а о кристалле также напоминает стекло, создающее дополнительные блики и световые преломления. Работы Татьяны Наговицыной подчёркнуто радостны и ритмичны и создают впечатление вселенского карнавала рождения новых миров. Это неизбывный космический оптимизм, характерный для того времени, когда Вселенная была ещё ребёнком. А размещённые вместе произведения художницы создают впечатление джазового ритма и мы не знаем, куда нас дальше поведёт космическая музыка. Как говорил в своём «Заратустре» немецкий философ Фридрих Ницше: «Надо носить в себе ещё хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду»…

Искусство Татьяны Наговицыной

Картины Елены Толобовой совершенно иного рода. Нет, они не пессимистичны, понятия оптимизма или пессимизма здесь уже давно преодолены. Если произведения Татьяны Наговицыной сопоставимы с карнавалом и, соответственно, с театральным действом, то работы Елены Толобовой вызывают ассоциации с очень глубокой литературой. А ещё точнее – с чернокнижием… «Чёрная книга езидов», чёрные гримуары, книги Теней…

Речь не идёт о каком-либо банальном или даже вселенском зле, в данном случае «чёрный» означает запретную тайну, тщательно скрытую за системой глобального консенсуса человеческой среды. А речь в картинах Елены Толобовой идёт о внечеловеческом. О чём также говорят их названия: «Левиафан», «Тёмная материя», «Мёртвое озеро», «Маракат». К примеру, Маракат – это дух смерти и её предвестник. Но, как известно, смерть – это не конец, после неё, согласно учениям древности, следует возрождение.

Елена Толобова. Маракат

Замечательная современная ведьма Франческа де Грандис в книге «Будь богиней!» писала: «Это то, с чем мы имеем дело в ведьмовстве: чем больше вы учитесь и чем больше вы погружаетесь в Мистерии, тем больше вы имеете дело с устрашающими тёмными природными силами всей Вселенной, такими как торнадо или энергия звезды, и со сравнимыми с ними невидимыми духовными мистериями Богини». Так, чёрные дыры, согласно некоторым физическим теориям, могут не только поглощать, но и порождать миры, достигнув стадии переизбытка энергии.

Именно такова тьма в картинах Елены Толобовой: тьма светящаяся, испускающая чёрные лучи в пространство бездонного космоса, способные освещать души живых существ. Этот свет открывает путь к чёрным вратам посвящения, указывающим дорогу в иные планы Бытия. Уместно вспомнить также о каббалистической бездне Даат, минув которую через окончательное уничтожение своего эго, адепт возрождается как вечное существо. На что и указывает картина Елены Толобовой «Эдем»: чёрная воронка, в глубине которой виднеется спектр Великого Непознанного.

Как передавал свой опыт Алистер Кроули: «Лишившись эго, которому они повиновались до сих пор, мои разум и тело освободились и получили возможность проявляться в мире сообразно своему характеру, дабы помогать человечеству в его эволюции». Картины Елены Толобовой и Татьяны Наговицыной различными средствами, выходящими за пределы художественной образности, приоткрывают внимательному зрителю тайны Сотворения.

Елена Толобова. Эдем

Меткі: , , ,

Чытайце яшчэ