В Витебске открылась выставка «Сакральное прикосновение»

Выставка графических и живописных работ латышской художницы Элги Гринвальде «Сакральное прикосновение» открылась в Музыкальной гостиной Витебска.
В Витебске открылась выставка «Сакральное прикосновение». Фото Георгия Корженевского

После «Территории Солнца», о которой мы рассказывали в предыдущем материале, в Витебске состоялось открытие новой выставки, наполненной многообразным сакральным содержанием. Её название «Сакральное прикосновение» говорит о приближении к средоточию того глобального феномена, который именуется Традицией. Данное понятие выступает в своей неразделённости, здесь нет расчленения и противопоставления одной священной формы – другой. Традиция воспринимается как переживание опыта, составляющее неотъемлемое основание человеческой сущности.

Работа Э. Гринвальде

Слово «прикосновение» в названии выставки указывает на интуитивный путь познания. Это не рациональный выбор какой-либо одной формы откровения, данной человечеству, а путь через всю множественность частных проявлений сакрального, минуя навязчивые концептуальные предпочтения. Тут своего рода дзенский подход к пробуждению осознания, в котором могут парадоксально сочетаться, казалось бы, несочетаемые вещи в процессе исторического развёртывания мировых традиций. Но есть Традиция, с большой буквы, и частные традиционные формы, замутнённые в человеческом восприятии процессами конфронтации друг с другом и конформизма с глобальным профанным социумом. Творчество Элги Гринвальде, представленное на выставке, являет собой попытку выйти за пределы частных исторических обусловленностей к метафизическому, над-историческому восприятию и смыслу сакрального.

Работа Э. Гринвальде

Отметим, что это в то же время и женский подход, основанный, как мы уже указывали, на интуитивном постижении трансфизической реальности. Тема Вечной Женственности через подчёркнуто женское восприятие очень органично звучит на выставке. Так уж давно сложилось в известной нам человеческой истории, что мужчине дано лишь трактовать понятие «женственности», а не переживать и приобщаться к ней в её изначальности. На выставке «Сакральное прикосновение» посетитель может быть свидетелем глубокого и органичного переживания Мировой Женственности как явления всеобъемлющего духовного порядка.

Работа Э. Гринвальде

Здесь органично переплетаются тонкость и эстетизм с восприятием идеи материнства, которая в данном случае лишена какой-либо социальной обусловленности совершенно мужскими понятиями «долга» и «достоинства». Материнство у Элги Гринвальде это не «социальное предназначение» женщины и не погружённость в материальное воспроизведение, как в образах «Палеолитических Венер». Это вопрос о сущности бытия и акт передачи духовной красоты и гармонии человеческому миру. Тут мы видим выражение тончайших лунных инспираций Танит, восприятие которых придаёт существованию человечества смысл, превышающий обывательский и среднестатистический.

Работа Э. Гринвальде

Любая множественность, будь это воспроизведение жизни, или культурное многообразие, интуитивно выражается Элгой Гринвальде как отблеск изначального единства. Стилизация православных форм иконописи вовсе не имеет коннотаций с конъюнктурными потребностями современной церковной иерархии. Это выражение над-исторической сущности и метафизического облика православия. В работах латышской художницы мы также видим параллели с индо-малайской метакультурой, и выражение духовных влияний доведической Индской цивилизации. В духе неизменного единства традиционных форм проявляется в том числе и пересечение этих различных влияний. Так, в картине «Мотив Новгорода» в лике Богоматери явственно выражается доисторический образ «дамы в капоре», обнаруженной близ Брассемпюи. Он родственен по своему духу дравидической культуре, только несравнимо древнее.

Э. Гринвальде. Мотив Новгорода. 2012 г.

Посетив выставку Элги Гринвальде, жители и гости Витебска, несомненно, смогут приобщиться к миру сакрального. Более того, исходя из интуитивной сущности работ художницы, отмеченных отблесками трансмифов метакультур, для посетителей открыта возможность обнаружить собственные точки соприкосновения с миром Традиции. Ибо глубина символических параллелей в живописи и графике, представленных в экспозиции, несомненна.

Э. Гринвальде. Николай. 2014 г.


Меткі: ,

Падобнае

    Каментаваць