Чудесный микромир Анастасии Шупрановой

Выставка «Моль» в Витебском центре современного искусства открыла посетителям новые возможности восприятия через погружение в таинства микромира.
Выставка «Моль» Анастасии Шупрановой. Фото Георгия Корженевского

Нет сомнений, что в микромире внимательному взгляду может открыться нечто большое и величественное, ведь совсем не зря оккультная истина гласит, что в микрокосме отражается макрокосм. Собирание совершенно особого мира восприятия может произойти через вглядывание в тонкости передачи «живой моли», сменяясь обобщённым созерцанием изображаемого. Это позволит отразить уже в своём внутреннем космосе некоторые общезначимые символические параллели. Сложная техника гравюры, требующая детальной кропотливой работы, соответствует многообразию смыслов, вносимых уже индивидуальными ассоциациями каждого из зрителей. Аналитические тенденции – несомненное свойство современной цивилизации. Они проявляются как в общественном производстве, так и в множественности социальных различий. Но без детального анализа не может быть и качественного синтеза. Потому неудивительно, что через выражение тончайшего и подробного вы можем увидеть обобщённое и грандиозное, как, например, в одном из эстампов известный в духовных традициях образ Вавилонской башни.

Выставка «Моль» Анастасии Шупрановой. Фото Георгия Корженевского

Тонкости офорта

Необыкновенность взгляда на реальность соответствует в творчестве художницы необычности техники офорта. Напомним, что офорт предполагает изготовление печатной формы на металлической пластине, после чего краска из углублённых печатающих элементов переносится на бумагу. Техника сухой иглы отличается тем, что в ней не используется травление металла азотной кислотой. Как рассказывала нам Анастасия Шупранова, только после XIX века её начали считать самостоятельной, а не только простым дополнением. И с ней начали глубоко и серьёзно работать на профессиональном уровне.

Учителем Анастасии Шупрановой на художественно-графическом факультете Витебского государственного университета являлся Олег Костогрыз. На открытии выставки, состоявшемся 6 января, он охарактеризовал данную технику как сложный процесс, требующий большой концентрации внимания: «Эта техника представляет собой ручной труд: берут пластину, стальной стержень, и все эти рисунки гравируются на металле. Не то, чтобы этот процесс требует очень больших физических усилий, но он крайне ответственен, как, например, каллиграфия, ибо совершенно не допускает ошибок».

Анастасия Шупранова в беседе с нами рассказала об особых изобразительных возможностях техники сухой иглы: «Её классическая особенность заключается в том, что при процарапывании металла алмазными либо тонко заточенными стальными иглами со специальными держателями, когда наносится гравировка, остаются заусенцы. В профессиональной терминологии они называются «барбы». Именно эти барбы создают уже непосредственно при печати мягкий бархатистый штрих. Получается маленькая иллюзия, будто провели акварелью. Это основная отличительная черта сухой иглы. И вот эти заусенцы, барбы, оставляют пятнышки, неровности, дают глубину. Появляется лёгкость, некоторая размытость линии, чего нет в классическом офорте».

Выставка «Моль» Анастасии Шупрановой. Фото Георгия Корженевского

Теперь данную технику молодая художница может по праву называть своей: «Мне очень близка техника сухой иглы, я нашла себя в ней, и ещё на худграфе делала в этой технике дипломную работу; она действительно очень тонкая и изящная».

Бабочка как существо перехода

Символическое содержание творчества Анастасии Шупрановой объясняет глубокие аллегории, наполняющие её выставку. В нашей беседе художница говорила об интенциях, содержащихся в основании графической экспозиции: «Для меня символы имеют огромное значение. Исторически моль предстаёт под очень разными именами. Если посмотреть обобщённо, моль это ночное чешуйчатое насекомое, именно от неё пошли все подклассы разновидностей бабочек. Сама бабочка в христианской традиции изображается как символ жизни, смерти и перерождения. Также Будда первую свою проповедь читал бабочке. У славян, как многие считают, слово «бабушка» происходит от «бабочки». В этом есть связь бабочки, уже прошедшей через смерть, и старой женщины, которая готовится к переходу. В Японии белая бабочка является символом молодой умершей женщины, либо вообще души как таковой. Также говорят, что ночные бабочки, все разновидности молей, это души, которые ожидают чистилища. В этом тоже есть своя красота и свой мистицизм».

Выставка «Моль» Анастасии Шупрановой. Фото Георгия Корженевского

Внешняя невзрачность моли имеет духовный смысл неподверженности желанию как-либо выделяться, ведая о бренности мирских благ и почестей: «Моль – это насекомое, которое меня безумно вдохновляет своей лаконичностью и простотой. Также в процессе наблюдения за насекомыми, в частности за молью, видишь метаморфозы, которые с ними происходят. Эти метаморфозы являются образом того, что происходит с человеком в современном мире. Человек подвержен гонке времени и господству материального начала, но те, кого влечёт к духовному, стремятся выбраться из своих коконов. В метаморфозах моли скрыты аналогии, которые происходят с человеческой душой».

Выставка «Моль» Анастасии Шупрановой. Фото Георгия Корженевского

Олег Костогрыз на открытии выставки говорил об особом смещении восприятия, ниспровергающим границы обыденного и общепринятого, его и призвана вызвать данная графическая экспозиция: «Обычные люди шарахаются от упоминания о моли: «Как же так?.. Это существо, которое может съесть мою шубу!..» И дальше этого их рассуждения не идут. А ведь она является таким же живым существом, и не зря говорится в Библии: «Всякое дыхание да хвалит Господа». Ведь и моль существует не зря с нами на этой планете. А мы такие уже обособленные… И Анастасия показывает нам, что к воспринимаемому совершенно однозначно, можно иметь совсем другое отношение».

Выставка «Моль» Анастасии Шупрановой. Фото Георгия Корженевского

Связь поколений

В настоящее время Анастасия Шупранова живёт и работает в Могилёве, но неизменно поддерживает связь с друзьями и коллегами в городе, где она обучалась, и с которым у неё существует глубокая связь. Результатом этой связи и стала выставка «Моль» с её глубоким символическим содержанием. Олег Костогрыз на открытии отмечал глубокое чувство стиля, присущее художнице, и внутреннюю зрелость экспонированных работ, и вообще его речь во многом затрагивала тему связи поколений: «Хотелось бы вспомнить моего учителя Леонида Сергеевича Антимонова, во многом то, что графика ещё как-то живёт в Витебске, его заслуга. Именно он создал на худграфе эстампную мастерскую, много лет нянчился со своими студентами. Сейчас эту мастерскую продолжаю вести я, и когда появляются такие люди, как Анастасия, это замечательно, и не жалеешь времени и сил. Анастасия всегда стремилась делать стильные работы, и я рад, что за короткий отрезок времени после окончания худграфа, она продолжает развивать своё творчество. Чувство стиля здесь является колоссально важным, и я думаю, что ни одно учебное заведение научить ему не может. Этому человек учится сам, может быть, благодаря и учебному заведению, и своей работе с материалом, преодолению сопротивления материала, и общению с друзьями, коллегами».

Выставка «Моль» Анастасии Шупрановой. Фото Георгия Корженевского

В свою очередь в беседе с нами Анастасия Шупранова рассказала, какую важную роль может сыграть в творческом становлении внимательный и талантливый учитель: «Олег Данилович – человек, который утвердил меня на пути занятия печатной графикой. Ведь на худграфе курс печатной графики очень небольшой и сжатый. Я занималась ею в свободное время, и он направлял и вдохновлял меня на эти занятия. Он верил в меня и это немаловажно. Вообще, даже сама его мастерская на худграфе очень вдохновляет, видно, что она создана для творчества, там хочется находиться постоянно. Это очень важно, когда постоянно поддерживается дух творчества».

Выставка «Моль» молодой художницы Анастасии Шупрановой будет проходить в Витебском центре современного искусства до 28 января, и мы приглашаем гостей и жителей нашего города прийти и погрузиться в чудесные таинства микромира. Для внимательного зрителя они окажутся на самом деле расширяющими кругозор и возможности восприятия.

Меткі: ,

Чытайце яшчэ