Александр Веледимович: диалог с реальностью в фотографиях

Выставка фотохудожника Александра Веледимовича проходит в Витебском центре современного искусства и ставит вопросы о возможности непосредственности человеческого восприятия.
Выставка фотохудожника Александра Веледимовича проходит в Витебском центре современного искусства. Фото Георгия Корженевского

По словам самого фотохудожника, выбор между тем, чтобы «жить» и «создавать» наталкивается обычно на то, что реальность превращается в изображение, а искусство подменяет собой жизнь. Стремление к «созиданию», подменяет саму реальность представлениями о ней. Эта тотальность представления как воспроизведения вторичных образов порождает «представление» уже в качестве социальной категории, а именно «общества спектакля». А художник, испытывающий иллюзии относительно собственных возможностей «созидания», превращается в ремесленника, непрестанно воспроизводящего всё новые копии.

Фоторабота Александр Веледимовича

Желание заглянуть сквозь действительность как «проекта для публичной демонстрации» в подлинную реальность, понятно в проекции истории философии и духовных традиций. Совсем не зря Фридрих Ницше разделял в своё время «жизнь» и «мир», где жизнь предстаёт подлинной реальностью, дающей приобщение ко всему могуществу первичных стихийных сил, а мир – уделом прогрессирующего отчуждения. Отсюда и противоречие между «становлением» и «прогрессом» у философа. Становление всегда индивидуально и подлинно, оно ведёт к Сверхчеловеку, тогда как прогресс является безличностным и направлен на деиндивидуализацию. Александр Веледимович так или иначе осознаёт неизбежность этого шага окончательного выхода за пределы человеческой обыденности, потому его персонажи иногда приобретают неожиданные фантастические очертания.

Фоторабота Александр Веледимовича

Осознавая враждебность «общества спектакля» для себя, фотохудожник проявляет достаточно мудрости, чтобы не затеять с ним борьбу. Ибо борьба – это тот же процесс внешнего «созидания», когда человек вынужден «превращаться в свою вчерашнюю копию». Если уж и приходится «созидать», пока не стали бодхисатвами, необходимо максимально стереть границы, проходящие между людьми, и быть смиренным и самоотречённым в процессе фотографирования. Тогда есть перейти границу, за которой открываются возможности фиксации «искренне созданной неизвестности».

Фоторабота Александр Веледимовича

«Созданной», потому что субъект так или иначе что-то фиксирует, однако уже отказывается подчиняться внешним правилам своих действий, всецело полагаясь на поток непрерывности существования. Искренним и медитативным выражением этого потока предстают фотографии Александра Веледимовича. В них выражается реальность, в которой люди, предметы, события, максимально лишены закреплённых за ними социальных ролей. Потому и для каждого из посетителей раскрыта возможность непосредственного прозрения в существование через ассоциации, которые могут интуитивно возникнуть. Необходимо лишь желание смотреть на произведения фотохудожника не просто как на обычные фотографии, или «картинки с выставки», а как на выражение жизненного потока вне пределов человеческой рациональности.

Фоторабота Александр Веледимовича

Выставка называется вполне себе научно: «Теория истории». Как объясняет сам Александр Веледимович, фотографии – это невидимые истории. А «теория» – потому что их так или иначе разрывает ментальная конструкция. Выставка состоит их трёх проектов. Первый называется «Фотокарточка на память». Здесь в каждой фотографии выхватывается эпизод действительности, при этом посредством символических предметов, артефактов, движений и поз автор пытается проникнуть через внешний мир явлений в бытийную подлинность.

Фоторабота Александр Веледимовича

Второй раздел назван «Мир Кати». Тут главное – интуитивная связь предметов и явлений, перетекающих и трансформирующихся из фотографии в фотографию. В данном случае реальность обнаруживается уже в динамике отображаемого внутреннего пространства одного человека и сопутствующих ему знаков этого мира. Окружающий мир находит единство с внутренней реальностью, без чего и видимая нами действительность, и само наше существование становятся призрачными.

Фоторабота Александр Веледимовича

Третий раздел именуется «Кунсткамера». Данное слово по-немецки означает «кабинет редкостей». В случае представленной экспозиции мы видим «кабинеты», при этом каждый из них представляет собой определённый месяц в течение трёхлетнего периода съёмки, являя своеобразный аккорд реальности. Здесь довольно неожиданно проявляется темы Судьбы, Рока, Дахра, и автор предстаёт своего рода глобальным созерцателем, сливающимся с пространством. Интересно, что и сама форма расположения фотографий иногда напоминает расклады Таро, что ещё в большей степени подчёркивает неотвратимость реальности.

Выставка фотохудожника Александра Веледимовича проходит в Витебском центре современного искусства. Фото Георгия Корженевского

Глобальное созерцание снимает в итоге мир объектов и аннигилирует возможности человеческого индульгирования. «Современный художник» исчезает, оставляя на незамысловатой конструкции, где должен был находиться его прах, слова философа-ситуациониста Ги Дебора: «В обществах, достигших современного уровня развития производства, вся жизнь проявляется как огромное нагромождение спектаклей. Всё, что раньше переживалось непосредственно, отныне оттеснено в представление». Конец вовлечённости во всеобщий спектакль актуального социума означает инициатическую смерть и возрождение в уже собственной вечной непостижимости.

Выставка фотохудожника Александра Веледимовича проходит в Витебском центре современного искусства. Фото Георгия Корженевского

Приглашаем витеблян и гостей «культурной столицы» посетить выставку Александра Веледимовича, фотохудожника и философа, и, возможно, открыть для себя неизведанное в обыденном. Выставка продлится до 2 февраля.


Меткі: , , ,

Падобнае

    10 каментарыяў

    1. Смолікаў  
      20/студзень/2015 у 21:17

      ...аннигилирует возможности человеческого индульгирования...злосна, незразумела, цікава, па-папоўскі, вымаўляць уголос па 4 разы раніцай і ўвечары...

    2. Пробегая_мимо  
      20/студзень/2015 у 21:26 1

      @ Смолікаў:
      ... или просто сходить на выставку и посмотреть... 🙂

    3. cinic  
      20/студзень/2015 у 21:29 2

      А вот это интересно. Завтра зайду...

    4. illustrator  
      21/студзень/2015 у 6:02 3

      Вся выставка бред ...
      Высказываю сугубо свое субъективное мнение!

    5. gan75  
      21/студзень/2015 у 14:49 4

      Нет, не пойду. Боюсь разочароваться. Боюсь что текст Георгия Корженевского окажется гораздо сильнее фоторабот Александра Веледимовича 😉 Кстати, откуда у него школьный пиджачок советских времён? Хорошая вещь была...

    6. мария  
      22/студзень/2015 у 3:10 5

      И у меня школьная форма (коричневое платьюшко "мини")есть.. Выпуск 1974 ну и...что?А фотки "клас-с-с".Мгновение,которое остановилось..
      Мниться мне если это не "селфи-селфи"
      "уточкой"губки..уже здорово..Есть дома фото более 100 лет им..очень статичны,но как они трогательны.. благодарю судьбу за то,что есть эти фотографии..

    7. gan75  
      22/студзень/2015 у 13:24 6

      мария пісаў:

      И у меня школьная форма (коричневое платьюшко “мини”)есть.. Выпуск 1974 ну и…что?

      Это та, которая обычно два года в шкафу пылилась и надевалась только на выпускной (причём всеми)? 🙂 А человеку на фото лет на 10 меньше, у него со школы не должно было оставаться.

    8. Пробегая_мимо  
      22/студзень/2015 у 19:49 7

      @ cinic:
      Таки зашли? 🙂

    9. cinic  
      22/студзень/2015 у 19:56 8

      Нет...Нема часу...

    10. George Korzhenewsky  
      23/студзень/2015 у 0:04 9

      Смолікаў пісаў:

      па-папоўскі

      Есть такое в определённом смысле... 😉 Глобальное созерцание возможно, когда реализуется осознание самого себя как одного из бесчисленного множества аспектов Великого Существа, находящегося за пределами личностного и безличного, превосходящего всевозможные двойственности. То есть это в своей изначальности действительно жреческая, брахманическая позиция. Но, к примеру, православные попы, номинально принадлежа этой же касте, никакого отношения к подобного рода идеям не имеют за редким исключением, перед ними ставятся куда более прагматичные задачи.

      @ gan75:
      @ cinic:
      Между прочим, в эту субботу в 12.00. Александр Веледимович обещает экскурсию по выставке, и даже будет поить, по его словам, "зелёным чаем в маленьких пиалах". Так что - добро пожаловать, можно и вопросы про пиджак задать, и разочарований не будет. 😉

    Каментаваць