В Витебске отметили юбилей белорусской Атлантиды

В Витебском областном краеведческом музее 6 февраля состоялось открытие 10-й выставки проекта «В поисках Атлантиды».
Екатерина Мясникова и Валерий Белый. Фото Георгия Корженевского

Проект имеет подчёркнуто национальный характер и направлен на возрождение ощущения подлинности белорусского наследия, которое извлекается из глубин прошлого в настоящее. Отсюда и возникает архетип Атлантиды, поднимающейся из пучин коллективного бессознательного народа, и становящейся осознанной. Художники, осуществляя пленэрную деятельность в забытых и полузабытых культурных местах Витебской области, способствуют извлечению на свет осколков национальной истории.

Яўген Липскі. Бацькаўшчына

Елена Зорина, заведующая отделом научно-просветительской работы краеведческого музея, особо подчеркнула эстетическую категорию «прекрасного», характеризующую данную выставку. Она отметила, что художники заново открывают все те забытые культурно-исторические места. И это не просто стремление вспомнить своё наследие, но и поделиться собственными открытиями. И как заметил заместитель директора музея по научной работе Валерий Шишанов, 10 лет – это значительный юбилей для такого художественного проекта, в особенности в наших непростых современных условиях. Наверное, мы столкнулись с юбилеем действительно атлантического размаха, который достигнут благодаря самоотверженному энтузиазму и предприимчивости организаторов проекта.

И. Иванов. Над вечным

Бессменным куратором проекта является художница Екатерина Мясникова. В своём выступлении она призналась, что когда всё начиналось, она не могла подумать, что дойдёт до такого юбилея. Уже само то, что до него «шли, шли и дошли», стало само по себе неожиданностью и открытием. Интересные исторические места, архитектурные памятники, всегда близки художникам для души, и каждый пленэр, как отметила куратор, производит новые открытия. На этот раз, в 2014 году, художники посетили Полоцкий район. В Островщине сохранились остатки запруды, где когда-то стояла мельница, и основание старой усадьбы. Деревней владели мелкие дворяне Островские, а один из молодых дворян, как утверждает предание, являлся прообразом главного героя повести Александра Пушкина «Дубровский».

Екатерина Мясникова. Солнечный день

Также на последнем пленэре художники посетили Бездедовичи, где сохранилась усадьба Александра Римского-Корсакова, государственного деятеля и родственника великого композитора. Последним местом назначения была деревня Быковщина. Там сохранилась усадьба дворян Поклевских-Козелов, многочисленные хозяйственные постройки, старый парк и остатки купальни. Весьма солидная география, и это только в одном районе!.. В итоге на выставке были представлены работы 20-ти художников, среди которых как молодые живописцы, так и солидные мастера, давно сделавшие себе имя.

С. Рабцевич. Быковщина

Разумеется, сам характер пленэра обусловил преимущественное количество работ реалистической направленности. Но этим дело не ограничилось. Посетители выставки могут ознакомиться с картинами Валерия Счастного «Святы Мікалай» и «Без Дзядоў. ХХ стагоддзе». Они исполнены в его стиле знакового конструктивизма с привычным для него христианским традиционалистским подтекстом. Два диптиха Валерия Белого «Женский портрет» и «Шляхецкая мара» являют собой пример фантасмагорической живописи, выражающей глубину тайн и изломов национальной истории и души. А картины Владимира Вольнова «Ритуальный камень» и «Городище» позволяют проникнуться фундаментальностью духа дохристианской традиции.

Валеры Счастны. Без Дзядоў. ХХ стагоддзе

Выставка не ограничивается только живописными работами. Ещё представлены графика и гобелен. Так, гобелены Светланы Баранковской «Сцяжынкі. Толькі разам» и «Поле ільна» полны проникновением в чувственное содержание белорусской традиции. Они выражают эмоциональные переживания души белоруса, его близость к естественной среде и ценность для него душевно-сердечных отношений, основанных на любви.

Святлана Баранкоўская. Поле ільна

А вот в сфере возрождения национальной культуры и сохранения исторического достояния далеко не всё идиллично, и художники это отлично осознают. Данную проблему остро и честно поднял Владимир Вольнов в выступлении на открытии выставки: «Сегодня мы ищем не просто то, что исчезло. На наших глазах сегодня исчезает культура. Вот я смотрю на изображение деревянного дома и вспоминаю, что в мае прошлого года сгорела панская усадьба на родине Василя Быкова. Великолепный дом начала ХХ-го века в стиле модерн, это изюминка национальной культуры была. Он два года стоял раскрытый ветрам, пьяницам и кому угодно, загаженный. Мы написали письмо, как участники одного из пленэров, в Ушачский райисполком. А в итоге: отписки, отписки и отписки… И он сгорел!.. Как это так, в уме не укладывается: в Германии, чтобы перекрасить дом, хозяин должен цветовое решение согласовать. А у нас, если нет таблички, которую можно снять, значит всё будет бесхозным. Но это же дикость XXІ века! Мы останемся просто без ничего!.. Мы надеемся на восстановление, но сегодня уничтожается всё: исторические Борисовы камни, которых было у нас семь, их осталось, слава Богу, хотя бы три. В наше поколение это уничтожено, в то время, как в Шотландии фермерам платят деньги за то, чтобы они в своём ландшафте ничего не изменяли. А у нас всё исчезает… Кто-то высказал лукавые слова в своё время, что «рукописи не горят». Однако всё горит. Это создаёт ложное представление будто бы ничего, всё нормально, у нас ничего не горит и не рушится. А это страшная боль. И сегодня, то, что мы делаем, то, что мы запечатлеваем – правильно мы делаем, ибо всего этого может не быть. Это до упора реализм, потому что он оправдан временем, мы хотя бы фиксируем то, что завтра может сгореть. И здесь я вижу важные задачи пленэров. Не заниматься абстрактными работами, а писать, коль тут пленэр, а потом уж ты абстрагируйся. Но на пленэре надо писать, подлинно, в лоб, только тогда это будет иметь ценность: и историческую, и эстетическую. И в этом будет наша память».

Выступает Владимир Вольнов. Фото Георгия Корженевского

В итоге, пока подвижники пытаются запечатлеть наследие, прокричать о нём и вырвать его из пучин исторического дна, безответственность чиновников оказывает влияние прямо противоположное. Но энтузиазм художников, видимо, никогда не угаснет, и после окончания выставки многие из них остались, обсуждая место назначения нового «атлантического» пленэра.

В. Вольнов. Ритуальный камень.


Меткі: ,

Падобнае

    Каментаваць