Светлый реализм Александра Доманова

Огромная любовь к жизни, выраженная в картинах, и трагический уход из неё – это объединилось в судьбе художника, выставка которого была открыта 6 февраля в Витебском художественном музее.
Юбилей. 2010 г. Александр Доманов

Александр Доманов добровольно ушёл из жизни в прошлом году в возрасте 74 лет, после смерти жены, оставшись один и будучи уже физически совершенно больным человеком. Детей у семьи не было. После смерти художника практически все работы, которые находились в его квартире, пропали. Похитители так и не были выявлены. Сохранилось только 12 живописных произведений Александра Доманова, которые художник при жизни подарил Витебскому областному краеведческому музею. Они и составляют экспозицию, открытую 6 февраля.

Натюрморт с грибами. 2007 г. Александр Доманов

Кажется, что трагический шлейф неудачи и несчастья протягивается за живописцем и после его смерти. Мероприятие открытия выставки, сперва назначенное на четыре часа пополудни, было перенесено на полчаса вперёд, потому что на это время поставили открытие юбилейной экспозиции «В поисках Атлантиды». Таким образом, посетители, пришедшие в Витебский областной краеведческий музей на «Атлантиду» опоздали в Художественный музей, и открытие выставки Александра Доманова прошло при совсем небольшом количестве человек. Тем не менее, необыкновенно светлые произведения, коих сохранилось ничтожно мало, но этим они ещё более ценны, открыты для просмотра.

Голубая вода. 2006 г. Александр ДомановГолубая вода. 2006 г. Александр Доманов

Реалистический метод Александра Доманова сопряжён со свежим, почти детским взглядом на мир, потому некоторые его картины находятся почти на границе с примитивизмом, правда, её не переступая. Художник фиксирует действительность, как бы остановив мгновение, замирая во внутреннем восхищении перед ней и созерцая её кристальную ясность, чистоту и простоту. Это выраженное одномоментное переживание просветлённой природы всех вещей придаёт картинам необыкновенный символизм, который, казалось бы, не должен быть присущ в столь выпуклой форме произведениям реалистического искусства. Однако здесь символический ряд выражен очень ярко: лошади, вода, дом, птицы.

Дикие утки. 2007 г. Александр Доманов

Лошадь в древних традициях являлась обозначением души, так, например, «конь-ветер» символизировал её несгибаемое намерение. Также лошади – это чувства человека, которые, опять же, связаны с его душевным состоянием. Александр Доманов, демонстрируя светлые образы реальности, всё же остаётся реалистом в восприятии актуального социума. Его лошади находятся не в свободном, устремлённом в пространство и его разрезающем, а в подневольном состоянии, в лучшем случае – неспешно пасутся в табуне. Вообще, спокойствие ритма характеризует все картины художника.

Пейзаж с лошадью. 2003 г. Александр Доманов

Такая же у него тихо текущая река или застывший в безмолвии пруд, воды которого лишь разгоняются дикими утками. Кстати, птицы у художника все совершенно мирные – те же дикие утки или домашняя птица. Живописец склонен к успокоенному лицезрению реальности, которая находится в состоянии безмятежности, что противоположно какой бы то ни было внешней экспансивности. Ситуацию дополняет образ дома, символизирующий мировоззрение человека. По аналогии с другими символами, здесь всё также лишено внешнего блеска, и мы видим в подавляющем большинстве своём неприхотливые частные строения, вписанные в естественную среду обитания.

Домик у реки Витьба. 2009 г. Александр Доманов

Таким образом, Александр Доманов – художник естественной среды, передающий её спокойный пульс, даже когда он изображает городские условия. В этом отношении показательна картина «Всадница». На совершенно общем и непритязательном городском фоне девушка на лошади является частью другого по отношению к индустриальной действительности мира. Она предстаёт вестницей иного измерения и иных возможностей, что подчёркивает зелёный ряд деревьев, сливающийся с ней и разрезающий видимое городское пространство надвое. Художник до конца остался верен воспеванию простоты и естественности бытия, его органической целостности и его маленьких радостей, и этим сохранил свой целостный образ, а также образ своего творчества в памяти современников.

Всадница. 2007 г. Александр Доманов


Меткі: , ,

Падобнае

    Каментаваць