«Афинские вечера» в коласовском театре

Премьера спектакля «Афинские вечера» в постановке Валерия Анисенко стала несомненной творческой удачей Национального академического драматического театра имени Якуба Коласа.
Премьера спектакля «Афинские вечера» в постановке Валерия Анисенко. Фото Георгия Корженевского

По поводу премьерного спектакля не может сразу же не вспомниться вечное крыловское: «Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, / А сапоги тачать пирожник». Когда менеджментом театра занимается тот, кому это и положено по образованию, и когда Валерий Анисенко не ставит экспериментальные спектакли, как в случае небезызвестного «Плинтуса» и не выходит на сцену в качестве актёра в постановке, требующей острой памяти и харизмы «светского льва», дело начинает «идти на лад».

Спектакль «Афинские вечера» не изобилует сложными сценическими решениями, в постановочном плане он весьма аскетичен, это очень добротное, крепкое, ансамблевое произведение, где каждый находится на своём месте, и нет ничего лишнего. Спектакль наполнен пронзительной душевностью, ради которой и стоит приходить в театр, и потому отклик зрительного зала такой живой и искренний.

Премьера спектакля «Афинские вечера» в постановке Валерия Анисенко. Фото Георгия Корженевского

Действие происходит в современной реальности, на рубеже столетий. Комплекс вопросов, охватываемых в пьесе, поистине значителен: это и родительский авторитаризм, и тема Серебряного века в российской культуре, и антисемитизм, и сталинские репрессии, ломавшие судьбы людей, и, конечно же, тема любви и внутренней верности.

Пьеса Петра Гладилина органично соединяет в себе настоящее и историческое прошлое, и театр оказался на уровне постановки проблем, данных в драматическом материале. Более того, произведение содержит в себе и оккультную тематику, а именно ставится вопрос о возможности управляемой реинкарнации, идея которой очень удачно отражена средствами образной выразительности.

Светильник, являющийся аллюзией божественного сияния, а также присутствия провиденциального начала в жизни персонажей, в конце его опускается на сцену и превращается в детскую колыбель. Достойно пройдя свой многосложный жизненный путь, графиня Анна Ростопчина, лично знавшая великого Николая Бердяева и ряд других представителей Серебряного века, обретает новое рождение.

Премьера спектакля «Афинские вечера» в постановке Валерия Анисенко. Фото Георгия Корженевского

В процессе подготовки спектакля Валерий Анисенко вряд ли руководствовался мхатовской методологией, предполагающей глубокую и детальную проработку подтекстов и «вторых планов» персонажей. Репетиции длились около месяца, однако постановка не создаёт впечатления аврала. Каждый из актёров очень точно и исчерпывающе передаёт внутреннюю жизнь своего персонажа, каждому созданному образу присуща внутренняя целостность.

Особо хочется подчеркнуть творческую удачу Анастасии Ревченко, студентки Витебского колледжа искусств, исполняющей роль Наташи, внучки графини Ростопчиной. Основная на данный момент «кузница кадров» театра имени Якуба Коласа продолжает готовить хороших актёров.

Отметим также, что режиссёр остался верен себе в том, что новый спектакль, как и прежде, содержит два состава актёров. Посмотрев один состав исполнителей, создаётся полная уверенность в том, что и другой также остаётся на высоте поставленных задач. Причиной этому является крепкая режиссёрская рука, и, конечно же, сильный актёрский состав. Так, роль отца-музыковеда играют Геннадий Гайдук и Георгий Лойко, а образ его жены воплощают Наталья Аладко и Светлана Жуковская. Мы видим, что состав очень даже звёздный…

Премьера спектакля «Афинские вечера» в постановке Валерия Анисенко. Фото Георгия Корженевского

Основная проблематика спектакля и пьесы выходит за пределы обычного конфликта поколений. Зритель сталкивается с последствиями трагизма советского прошлого, когда великий модернистский проект Серебряного века, воплощённый в образе графини Ростопчиной был раздавлен тёмными реминисценциями традиционализма в сталинскую эпоху. Эти традиционалистские комплексы воплощаются в образах родителей Наташи с их одержимостью идеями «правильности», предсказуемости во всём, родительского контроля и воспитания.

Премьера спектакля «Афинские вечера» в постановке Валерия Анисенко. Фото Георгия Корженевского

Интересно, что образ графини перекликается с персонажем из другого спектакля коласовского театра, речь идёт о «Гарольд и Мод». Также как и Мод, Анна Ростопчина является воплощением архетипа «мудрой старой женщины», имеющего ряд божественных аналогов в языческой традиции Старой Европы. Потому сама тема афинских вечеров, которые культивировались представителями Серебряного века и восходили к древним оргиастическим празднествам, приобретает дополнительный смысл. Вечер жизни старой графини, уходящий в ночь смерти, и последующее перерождение в ребёнка…

Есть здесь также и известные христианские параллели из Псалтири: «Если я пойду и долиной смертной тени, то не убоюсь зла, потому что Ты со мной» (Пс. 22: 4). Постановка Валерия Анисенко «Афинские вечера», несомненно, заслуживает зрительского внимания, её можно позиционировать как поистине народный спектакль, в котором зритель найдёт не только глубокий смысл, но и ряд ассоциаций с собственной жизнью.

Меткі: , , ,

Чытайце яшчэ