Карикатурист Петр Козич: Чтобы понять «Шарли Эбдо» – нужно быть французом

Спустя два месяца после того, как в Париже была расстреляна редакция сатирического журнала «Charlie Hebdo», мы встретились с витебским коллегой французских карикатуристов Петром Козичем, чтобы поговорить об опасности профессии и о том, куда исчезла белорусская сатира.
Петр Козич. Фото Дмитрия Миртича

«Вы русского в туалет посадили!»

– Петр Серафимович, ваша профессия становится в последнее время одной из самых опасных?..

– А она всегда была небезопасной. Вот вообразите: к вам в кабинет вдруг влетает один из чиновников и истеричным голосом орет: «Почему вы ненавидите русский народ?» «В чем дело?» – спрашиваю спокойно. «А вот ваш рисунок последний». Показывает. А сюжет такой: стоит туалет на Луне, прилетает американец в скафандре, а из туалета – голос русского: «Занято!» Я говорю: наоборот, мол, он же первый прилетел и даже туалет успел построить. «Нет, – кричит чиновник, – вы не понимаете, что рисуете! Вы русского в туалет посадили!..»

Карикатуры Петра Козича публикуются с любезного разрешения художника

– Без комментариев. Но чиновник все же не террорист, как в Париже…

– Да, с Парижем у меня связано много вещей, немало знакомых живет. Там отнюдь не один сатирический журнал существует. Там их целая прорва! Знаете, у нас некоторые писали, что в «Charlie Hebdo» одни моральные уроды работали. Это неправда! Но для того, чтобы понять до конца этих художников, нужно быть французом.

– То есть художником «Charlie Hebdo», рисующим карикатуру на пророка
Мухаммеда, вы себя вообразить не можете?

– Нет, никогда. Я даже не могу себя представить сотрудником редакции польских «Шпилек». Был как-то в Варшаве, зашел в редакцию, купил водки. Вот водка нас объединяет! Но дальше дело не пошло… Мне показывали рисунки, от которых я шарахался… Шаржи у них смелые. Я сейчас тоже шаржи рисую для одного издания. И боже упаси, если что-то выйдет не так…

Карикатуры Петра Козича публикуются с любезного разрешения художника

«Самая жесткая цензура – в голове…»

– Белорусы перестали относиться к себе с иронией и улыбаться?

– А у нас без водки сейчас вообще праздника нет! Люди нахмуренные, понурые. Что-то им мешает. Они считают себя несостоятельными, наверное. Не знаю даже. Социальное давит. Каждый думает, как выжить и как семью прокормить. На Западе этот вопрос так остро не стоит. Ну и воспитаны по-другому.

– А этично ли вообще высмеивать пророков?

– Только мы об этом говорили: нам французов не понять! Ну, хорошо, выскажу свою позицию. Никогда в жизни я б эту тему не начинал. Она опасная. Она опасна для полиэтнической страны. Она опасна и для нашей страны. Для Беларуси. Но она страшней и опасней для России. И мы же знаем, что такое исламисты…

Карикатуры Петра Козича публикуются с любезного разрешения художника

Ну вообразите: если у наших обычных людей простые темы вызывают агрессию, то что будет, если мы заговорим, как «Эбдо»? Я нарисовал как-то армянина в шапке такой, с широким козырьком – «аэродроме». На следующий день приходит пятеро армян. С угрюмейшими лицами! И говорят: ты неправильно нарисовал эту шапку… То есть, мол, я нарисовал грузинскую, а не армянскую шапку. И мне пришлось извиняться, иначе был бы конфликт. После этого я стал очень внимательно относиться к этой сфере.

Так и здесь. Французские карикатуристы получили предупреждение. Но это ведь французы! Они просто делали то, что, по их мысли, обязаны делать и как считают правильным делать. Конечно, с моих позиций, не следовало провоцировать. Но они Козича не послушали и начали рисовать (улыбается). И, я уверен, будут рисовать дальше. И их никто не остановит. У нас другая ситуация.

– Цензура?

– Цензура есть, но самая жесткая цензура – вот здесь, в голове. Я вот рисую, и вдруг что-то меня останавливает. Нет, страхом это назвать нельзя. Останавливает… воспитание, культура, в которой мы живем.

А Франция – свободное и самостоятельное государство, в котором каждый выражает свое мнение как хочет. Не нравится – проходи мимо. Нарушил закон – отвечай. Они закон не нарушали. Об этом заявили юстиция, президент и тысячи людей, вышедших на улицы Парижа. Это реакция на дикарство. Потому что убивать людей за их взгляды, за рисунки, за слово или внешний вид могут только дикари.

Карикатуры Петра Козича публикуются с любезного разрешения художника

Рисунок в «Крокодиле» – две зарплаты

– Вы начали рисовать еще в 1970 годы. В Советском Союзе сатирическая карикатура была в силе.

– В каждой республике СССР существовали сатирические журналы. Именно сатирические! У нас был «Вожык», в Украине – «Перец», в Латвии – «Дадис», В России – «Крокодил» и т.д. Я со всеми сотрудничал, очень тиражные и влиятельные издания. Тираж «Крокодила» достигал нескольких миллионов. У «Вожыка», вообразите себе, был миллионный тираж!

Конечно, главная тема тогда была борьба с мировым капитализмом. И я пробовал себя в этой области. Но не получилось. Однажды известный художник Анатолий Волков мне сказал: «Хлопец, это не твое. Твое дело – юмор». И я пошел по другому пути, бытовые темы и т.д.

Но все равно на художника были надеты шоры, которые не позволяли ему браться за определенные вещи. Тема секса закрыта, тема национальных отношений – боже упаси и т.д. Хорошо это или плохо по тем временам, не могу судить.

– Как государство расплачивалось за вашу лояльность?

– Государство очень заботилось о карикатуристах. «Прикармливали» – это не то слово. Два рисунка в «Вожыке» – это целая зарплата на тот момент. А рисунок в «Крокодиле» – две зарплаты. Естественно, это привлекало огромное количество как талантливых, так и бездарных художников.

«У тебя все попы смешные и добрые»

– Антирелигиозная тематика была в тренде?

– Это естественно, раз государство взяло курс на воинствующий атеизм… А сегодня расхлебываем. Правда, желания рисовать в этой теме у меня тогда не было. Но в перестроечные времена открылась другая сторона – юмористическое отношение к церкви. И тут какие-то рисунки пошли. Взял на себя грех, как говорится.

Но удивительно, что священники меня поддерживали и не обижались. А один даже сказал: «Петр, у тебя все лица людей – добрые. В твоих рисунках нет негатива. У тебя и пьяницы добрые! У тебя все попы смешные и добрые». И мне это очень приятно было слышать. И на этих позициях стою до сегодняшнего дня.

– Но сатирических журналов в нашей стране, по сути, уже нет?

– Да, сатирических журналов как таковых сейчас вообще не существует на территории постсоветского пространства. Думаю, по нескольким причинам. Во-первых, это были политические решения: закрыть сатирические издания «как порочащие жизнь людей». Во-вторых, мне кажется, само общество этого хотело и ждало. Вот говорят, народ не виноват. Но вдруг наступает какой-то период, когда у народа изнутри что-то такое прет…

В какой-то момент дошло до того, что с моего кабинета в редакции газеты «Витьбичи» пришлось снять табличку. Потому что приходили и старики, и люди среднего возраста. И спрашивали: «Где Козич?» А я прекрасно знаю, зачем они пришли, и говорю: «Вы знаете, он уволен». "Ну, бл…! Я б ему показал!.." Чего они все принимали на свой счет? На рисунках не было ни подписей, ни фамилий, ни даты. Редактору звонили, мол, уберите его к чертовой матери!

Вот я и говорю, что общество чего-то вдруг… повернулось. Чего-то испугалось. Чего-то захотелось ему такого чистенького, тепленького и пушистенького. В итоге получили что хотели…

А что тогда рисовать?..

– «Вожык» тоже исчез?

– По поводу «Вожыка» было принято хитрое решение. Мол, ничего не закрывается. Но сейчас выходит только два номера в год. Называется он теперь альманахом. Выходит на гладкой глянцевой бумаге. Никакой сатиры! «Вожык» как бы есть, но как бы его и нет. Купить его невозможно. Рассылается только по библиотекам. Сейчас, по-моему, выходит под крылом "Звязды".

– Сейчас куда рисуете?

– Существует еще частное издание, в котором я и работаю, которое меня и держит. Издательство «Шапокляк» издает газету «15 суток». Тоже никакой сатиры не несет.

Есть еще ряд российских изданий, с которыми я дружу. Они сразу прислали мне список: вот это нельзя! Причем в списке священники идут на первом месте. Кроме этого – никаких намеков на гомосексуальность и поменьше тюремной тематики. А сейчас еще просят не затрагивать сексуальную сферу. Не рисовать курильщиков. Так я задался вопросом: а что рисовать тогда? Говорю: «Ребята, вы вообще все убьете…»

«Занимаемся ерундой какой-то…»

– Когда же наши люди начнут улыбаться, а сатирические журналы вернутся в газетные киоски?

– Когда вернутся сатирические журналы, тогда наши люди начнут улыбаться (смеется).

Тут в 2006 году издали толстый сборник «Белорусы смеются». На обложку книги поместили мой большой рисунок. Обычный веселый рисунок. Редактор издательства посмотрел и говорит: «Ай, не надо людей раздражать!» И приказал убрать рисунок. Чтоб сборник вышел как бухгалтерская книга! Такой и вышел…

– Как-то грустно…

– Грустно... А с учетом того, что всех художников вынудили еще и отказаться от гонорара, то совсем печально. Многие из тех художников за эти 9 лет уже ушли из жизни, причем в возрасте 40-50 лет! Некоторые – ушли из жанра, потому что нечем кормить семью. У нас практически не осталось учеников…

А оглядываясь назад, думаешь: что мы сделали? Пьянство уничтожили? Да ничуть! И что мы тогда делаем? А ничего, занимаемся ерундой какой-то… (смеется). Но уметь посмеяться над собой – это очень важно! Очень!

Петр Козич: белорусский художник-карикатурист из Витебска, автор более 8 тыс. рисунков. Первые работы опубликовал в сатирическом журнале "Вожык" в 1971 году. Активно сотрудничал с журналами "Крокодил" (Москва), "Перец" (Киев), "Дадис" (Рига), "Чаян" (Казань) и др. Лауреат премии газеты "Труд" (1976-77 гг.). В 1977 году рисунки Козича вошли в "Антологию мировой карикатуры", изданную в Габрово (Болгария). Автор трех сборников карикатур. Работал в газете "Витьбичи», ведущий собственной рубрики-вернисажа в газете. Издавал юмористическую газету "Козёл". Живет в Витебске.

Меткі: , ,

Чытайце яшчэ