Выставка Алексея Леонова в Витебске: Небесная Россия или «русский мир»?

Представленные в Витебском художественном музее произведения молодого скульптора являются выражением несомненной духовной миссии, возложенной на него, о контроверзах восприятия которой мы и поговорим в нашей статье.
Алексей Леонов. Победа

Ещё известный русский философ Владимир Соловьёв говорил о том, что следует различать «воинство Христа» и «христолюбивое воинство». Если первое обладает духовной санкцией и является универсальным для человечества и не только для него, то второе есть выражение ползучей агрессивно-инертной великодержавной среды. Большим пространствам свойственна тенденция расширения, как утверждали классики геополитики. Однако мы, в свою очередь, добавим, что эта тенденция отражает непросветлённость того, что русский мистик Даниил Андреев назвал «демоном великодержавной государственности».

Мы не зря вспомнили и Владимира Соловьёва, и Даниила Андреева, потому что и философия всеединства первого, и интеррелигиозное учение о Розе Мира второго, отлично сходятся с идейным посылом скульптурных произведений Алексея Леонова. И ещё, конечно же, существует явная параллель с учением Николая Рериха о «мире через культуру». Следует отметить, что большое количество скульптур Алексея Леонова украшают Музей имени Н.К. Рериха в Москве, находящийся на Малом Знаменском переулке. А если процитировать главный труд Даниила Андреева «Роза Мира», то, несомненно, становится очевидной эта реализация великих духовных проектов в искусстве скульптора.

Алексей Леонов. Дар Ориона, Н.К. Рерих

Так, описывая Триумфальные Сады или храмы России будущего в «Розе Мира», Даниил Андреев говорит о характере изображений ровно в том же смысле, как это воплощает в своём творчестве Алексей Леонов. Приведём пример из книги русского мистика и поэта, где он, рассказывая о зале «россианского» храма, даёт описание портретов и скульптур:

«Не стены – только колоннады отделяют этот зал от кольцеобразного вокруг него придела: там, в полусумраке высоких ниш, приподнятых рядом ступеней над полом, затуманенно сияют узкие, высокие метапортреты родомыслов, гениев, вестников и праведников нашей страны. Перед каждым из них в урочный день зажигаются огни, совершаются служения, и, быть может, у этих служб будут некоторые черты сходства с акафистами православия. По наружной же стене храма, в соответствующих нишах, белеют скульптурные портреты – портреты в общепринятом смысле этого слова, – такие образы этих людей, какими обладали они при жизни». Действительно, полное совпадение по мысли и духу, на наш взгляд…

Алексей Леонов. Св. Сергий, Объединитель

Даниил Андреев полагал, что всечеловеческое учение Розы Мира будет распространено из России, и в этом он видел её всемирную миссию. Не стоит, наверное, и говорить, что исполнение миссии всечеловеческого духовного объединения со стороны России мистик видел как исключительно духовное и пацифистское. Что, несомненно, расходится с внешнеполитической практикой современного Российского государства в его взаимоотношениях с Украиной. На открытии выставки, которое проходило 18 марта, неоднократно подчёркивалось, что Алексей Леонов является украинским скульптором, работы которого в зале белорусского музея представляет ныне Россия. Действительно, много говорилось об «объединении славянских народов», однако подлинная сущность противоречий, выраженных в современных реалиях, подавалась зачастую односторонне.

Директор Витебского художественного музея Ольга Акуневич, упомянув о подготовки к празднованию «юбилея Великой Победы», затронула и злободневную современную тематику: «В этом тревожном мире сегодня понятие «мир» как никогда важно для нас. Дружба между народами имеет такое огромное значение, а дружба между нашими, славянскими народами, между русским, белорусским, украинским народом сегодня имеет особое значение».

Алексей Леонов. Идиллия

Российский общественный деятель Николай Макаренко, доверенное лицо скульптора, открывавшего свои выставки несколько дней назад в Калькутте и Йошкар-Оле, сказал, что «только через утверждение приоритетов культуры в жизни общества, через утверждение прекрасного в мыслях и настроениях, только это может нас сблизить, устранить все эти недоразумения, которые приводят к печальным последствиям». На «недоразумениях» он остановился особо: «Я могу сказать, что на Украине, в ходе тех событий, которые начались с февраля прошлого года, уничтожено 1054 памятника. Вот сейчас… Помимо того, что там уничтожаются памятники Ленину, там уничтожают всё, что связано с деятелями русской культуры, истории, всё уничтожают. И Петру Первому, и Суворову, и Кутузову, и Ушакову, всё…»

На открытии выставки. Фото Георгия Корженевского

Между прочим, Николай Макаренко рассказал ещё и об этнографическом парке-музее «Этномир», который находится в Калужской области, и где создаётся культурно-образовательный центр: «Пока сделано только 15 процентов от задуманного, но уже сейчас всё поражает масштабами и грандиозностью. Там практически каждой стране мира выделен определённый участок в виде пчелиных сот. И уже Индия, Непал, Белоруссия, Украина много сделали для того, чтобы свой участок наполнить образцами культуры».

Выступает Николай Макаренко. Фото Георгия Корженевского

Известный витебский художник Юрий Зуев, который в числе своих званий является ещё и Почётным членом Российской академии художеств, выразил в своём выступлении благодарность устроителям выставки: «Спасибо этим людям, организаторам и кураторам, которые продолжают наше объединение и нашу жизнь».

И уже после окончания официальной части открытия выставки некоторые из участников мероприятия обсуждали в приватных беседах темы «бандеровцев», которые «трусливы», и говорили о том, что Запад хочет отнять «у нас» Великую Победу. Вот тут-то и происходит идейный диссонанс с духовным содержанием экспозиции. Ибо если бы Россия «завоёвывала» культурой, духовностью и высоким искусством, она, возможно, и приблизилась бы к реализации проекта, о котором говорил Даниил Андреев. А ведь Алексей Леонов является несомненным духовным последователем этого русского мистика.

Алексей Леонов. Леонардо да Винчи

Потому, конечно же, имперские поползновения в данном случае представляются совершенно неуместными. И скульптурные произведения Алексея Леонова, на наш взгляд, всё-таки следует воспринимать как выражение идеи Небесной России или всечеловеческой метакультуры вообще, а не политически навязчивого «русского мира». Между прочим, как отмечалось на открытии выставки, скульптор обязательно приедет в Витебск на её закрытие. И потому все желающие могут встретиться с ним 19 апреля в 12 часов дня в Витебском художественном музее, и задать интересующие вопросы.

Алексей Леонов. Деваки и Кришна


Меткі: , ,

Падобнае

    9 каментарыяў

    1. круто  
      24/сакавік/2015 у 13:52

      духовные скрепы?

    2. cinic  
      24/сакавік/2015 у 14:17 1

      Я дико извиняюсь ,но на втором фото скорее молодой ульянов -ленин с мацой...

    3. Поговорка  
      24/сакавік/2015 у 14:44 2

      cinic пісаў:

      Я дико извиняюсь ,но на втором фото скорее молодой ульянов -ленин с мацой…

      Ленин 100-пудов, а Леонардо на Карла Марла смахивает, эти гении лепки лепили в 70-80-х бюсты великих вождей, идеология прошла, а ручки то помнют.

    4. German Zveroboy  
      24/сакавік/2015 у 18:12 3

      Скрепы духовные, да...руки к небу, кресты вверх - помолимся братья славяне за русь великую, триединую! 🙂
      А результат для великих, впрочем, как и всегда один:

    5. German Zveroboy  
      24/сакавік/2015 у 18:29 4

      Глюки.
      Во, духовные скрепы. Россия огромная - места всем хватит!

    6. Глория  
      24/сакавік/2015 у 19:42 5

      @ Поговорка:
      Автор ещё молод. Поэтому ленина он лепил не в этой жизни))))

    7. rihter  
      25/сакавік/2015 у 15:10 6

      позорище. готовят витебскую народную республику

    8. Виктор Кирпиченко  
      25/сакавік/2015 у 18:27 7

      Россия основательно принялась за духовную колонизацию Беларуси

    9. 1itwin  
      26/сакавік/2015 у 8:03 8

      а разве оккупация прекращалась?

    Каментаваць