В Витебске открылась выставка «Абстракт – 2015»

Выставка проекта «Abstract», куратором которого является художник Василий Васильев, проходит в Витебском центре современного искусства.
Говорит Василий Васильев. Фото Георгия Корженевского

Выставка отличается своим многообразием, являя блестящее доказательство безграничности возможностей творческих поисков, и в то же время она обладает несомненной целостностью. Ведь эти поиски осуществляются авторами с ярко выраженным космологическим мышлением, и сама экспозиция предстаёт своего рода платформой для духовных полётов в иные измерения бытия. Именно этот характер странствий в непредставимые высоты, или дали, а может быть и бездны существования, характеризует данную выставку. А путешествия, совершаемые самими художниками, раскрывают постижение глубочайших процессов и динамики бытия, его наиболее таинственных сторон.

Сергей Сотников. Солнце внутри

В мероприятии открытия выставки приминало участие 11 художников, их работы представлены в большом зале Витебского центра современного искусства. Хотя участников проекта, картины, скульптуры, арт-объекты которых посетители могут увидеть, на самом деле ещё больше. Среди них есть очень известные и именитые мастера, в особенности выделим Александра Соловьёва, Виктора Шилко, Александра Малея и самого куратора Василия Васильева, а также молодые художники, такие как Елена Толобова и Татьяна Наговицына. Все они выступили перед посетителями, среди которых было много студентов художественно-графического факультета Витебского государственного университета. Это придало церемонии открытия ещё более выраженное профессиональное звучание и более подчёркнутую направленность её философской составляющей.

Не секрет, что абстрактное искусство далеко не всегда воспринимается адекватно, часто его обвиняют в оторванности от реальности. При этом реальность воспринимается крайне узко и исключительно в соответствии с «миром описания» реципиента. По всей очевидности, реальность здесь путается с ограниченной действительностью, известной воспринимающему субъекту. Потому и реализм в художественном творчестве, несмотря на устоявшийся характер определения направлений, течений и стилей, по своему существу не ограничивается одной лишь описательностью. Об этом, в частности, говорил Василий Васильев: «Что такое реальность, и является ли реальностью то, что часто называют реализмом? Ибо под реализмом люди в основном понимают буквальность». Действительно, очень часто описательность предельно далека от самой жизни, так как является следствием крайне пассивного отношения к социальным процессам.

Виктор Шилко. Посвящение Мондриану

Виктор Шилко рассказывал о состоянии высшей импровизации, которое предполагает абстрактное искусство, и прийти к которому можно лишь на вершине собственного творческого развития: «Я хочу привести пример из музыки. Когда пианист, скрипач, или какой-либо музыкант ещё, играет по нотам, то я бы не хотел идти на такой концерт и слушать эту музыку. В мире существует такое явление, как джаз, когда человек играет нутром, и эту музыку, конечно, хочется слушать всегда. Так, наверное, и с изобразительным искусством. Ноты предполагают лишь то, чему тебя уже выучили… Не нужно быть на них зацикленным. Ты ведь свободный человек».

Александр Сольвьёв, Виктор Шилко, Галина Васильева. Фото Георгия Корженевского

О неизменной радости необусловленности и свободы, которую несёт абстрактное искусство, говорила Галина Васильева: «Абстракт выражает желание быть свободным. Это естественное желание для любого человека. И художнику, в том числе, хочется быть свободным от всего, делать то, что он хочет, и как он хочет, несмотря ни на что. Существование и развитие этого проекта показывает: быть свободным – это большое счастье». Мы же отметим, что эту радость может чувствовать не только творец, это ограничивало бы такое искусство узкопрофессиональными рамками, но и зритель. Здесь, кстати, ответ на вопрос о причинах популярности абстрактного искусства в настоящее время, ибо оно также разбивает стереотипные конвенциональные представления о бытии и самом человеке.

Галина Васильева и её работа «Золотой квадрат» . Фото Георгия Корженевского

Живая легенда Витебской художественной школы Александр Соловьёв говорил о силе любви к неизведанному, проявляющейся в абстрактном искусстве и преображающей унылую повседневность: «Я хочу, чтобы было непрестанное движение вперёд, и чтобы появлялись ещё более талантливые люди, которым бы светила путеводная звезда. Хочу, чтобы люди жили не сиюминутными заботами, а высокой интеллектуальной жизнью, дабы им открылось неизведанное, ранее не познанное. Нужны открытия, новый качественный взрыв, и пусть всё то прошлое, в котором мы жили, покажется мелочным и не особенно важным. Важны открытия, которые бы потрясли не только вашу душу, но и души окружающих вас людей. Но это мечты каждого подлинного художника, а каждый такой художник – это индивидуальность, которая не терпит толпы. Потому художник всегда по сути один, со своей душой.

Я желаю каждому художнику быть единственным в своём деле и открыть мир для всех, любящих искусство. Желаю всем счастья. Искусство – это счастье. Кто любит искусство, тот всегда и везде будет счастлив. Потому что это религия, которая не поддаётся никаким научным экспериментам, это некая будущая осознанность, которая выше обычного человеческого сознания. Потому что надо любить, и сего вполне достаточно, ибо это объясняет всё остальное. Любовь в искусстве – единственная подлинная свобода и достижение чего-то неизведанного и невозможного».

Александр Соловьёв. Поединок

Александр Малей, раскрывая внутреннее измерение уникальности абстрактного искусства, отметил, что оно «призвано раскрыть не реальность физического мира, а реальность души, реальность «другой реальности». Это такая же реальность, как и физический мир, мы её носим в себе». Являясь известным представителем современного авангарда, Александр Малей подчеркнул внутреннюю, сущностную религиозность такого искусства: «Мы очень мало говорим, мало привязываем понятие духовности к современному искусству. О чём угодно говорим, только не об этом. Только когда нарисован ангел с нимбом на голове, или какая-то евангельская тема, это сразу воспринимается за духовность… Понять, что искусство это такая же религия, и она творится по эстетическим законам, которые придумал Бог, очень непросто».

Александр Малей, Татьяна Наговицына, Елена Толобова. Фото Георгия Корженевского

Можно всецело согласиться с выступавшими художниками о приоритетах духовности, свободы и подлинного, а не описательного реализма в абстрактном искусстве. Ведь если типологически сравнивать различные художественные направления с религиозными феноменами, мы получим следующую картину. Тот описательный реализм, который преодолевает абстрактное искусство, соотносится с общепринятыми «классическими» национальными или мировыми религиями. Приоритеты символизма в художественной культуре будут соответствовать эзотерическим течениям, среди которых в Западной традиции наиболее выделяются масонство, розенкрейцерство, алхимия, Золотая Заря, Телема и некоторые другие.

Что же касается абстрактного искусства – это гносеологический «высший пилотаж», и ему в религиозной сфере соответствуют толтекская традиция, дзен, саньяса Ошо, абстрактная магия, некоторые формы шаманизма. Это традиции духовного радикализма, разрушающие предустановленные и навязанные способы «описания мира». Они уничтожают любую искусственную «картину мира» и раскрывают путь к постижению подлинной реальности, ту стезю, которая называется Путём Свободы.

Александр Малей. Композиция с экспрессивной линией

Меткі: ,

Чытайце яшчэ