Алексей Леонов: слово о мире, любви и творчестве

Завершение экспозиции произведений скульптора в Витебском художественном музее ознаменовалось встречей с почитателями его творчества и со всеми, у кого оно вызвало в силу ряда причин неподдельный интерес.
Встреча с Алексеем Леоновым. Фото Георгия Корженевского

Встреча с Алексеем Леоновым собрала людей с подчёркнуто духовными интересами, пусть эти интересы и были различны. Православные, рериховцы, педагоги, представители творческих профессий – столь большое разнообразие находящихся в духовном поиске или уже всё нашедших напоминало распространённые встречи в 90-е годы. Правда, уже не в том количестве, когда заполнялись большие залы, но, тем не менее, явные параллели проводились легко. Ведь творческие личности, подобные Алексею Леонову, не могут не вызывать интерес в любые времена.

Уникальность его художественного дара основана на ярко выраженной духовной миссии, которая им совершенно чётко осознаётся. Скульптор признавал наличие мистического опыта, который и стал основанием его работ: «Мой авторский мотив заключается в том, чтобы давать пережитые мой ответы. То, что для меня стало ясно, я этим делюсь». Далеко не всё, что говорил автор выставки, воспринималось однозначно всеми. Было очевидно изначально определённое «заданное» и, можно сказать, подозрительное отношение к нему некоторых посетителей, что и выражалось в определённых вопросах.

Неудобные вопросы

Начнём с того, что, как мы уже говорили в статье об открытии выставки, Алексей Леонов является украинским скульптором, но его нынешняя деятельность тесно связана с Россией. В свете современных военных событий на территории Украины, инспирированных имперской политикой российского великодержавия, такая ситуация для некоторых из присутствующих была неясной. Это и породило иногда довольно странные вопрошания. Так, известный витебский скульптор и художник Сергей Сотников задал вопрос об отсутствии украинской тематики на выставке, который никак не сообразовался с её конкретными целями и задачами на данный момент. Алексей Леонов потом не раз обращался к данному вопросу, отмечая, что скульптурные произведения украинских деятелей культуры у него, вообще-то, имеются:

«Был вопрос, почему нет украинской темы… Тут не попали некоторые работы, всего выставок на данный момент шесть, и большинство работ находится там, где им и положено быть, где эта тема раскрывается, но смысл не в этом. Смысл в том, что я украинский скульптор, и это уже очень важно, и я переживаю за то, что там происходит, как, я думаю, и все мы. Само отношение дружбы становится очень актуальным: кто друг, а кто враг. История так меняется и есть темы, которые очень подвижны… Ведь тема культуры и создаёт пространство, где мы можем находить компромиссы, находить общий язык, можем в диалоговом формате решить какие-то проблемы. В конечном счёте глобализация состоялась… Вся тема выставки посвящена мировой нравственности».

Алексей Леонов. Учитель Любви

Другой вопрос был настолько же странным, и касался пределов материальных потребностей самого Алексея Леонова. Однако данный вопрос не принимал в расчёт далеко не познанные пределы человеческой алчности и ненасытности, которые относятся к столь же неразгаданным тайнам вожделения, присущего любому человеку. Потому скульптор ограничился примерами отношения ко всем этим явлениям согласно духовным традициям, что устроило не всех. Правда, нужно сказать, что второй приведённый нами вопрос возник из выражения Алексеем Леоновым негативного отношения к современным тенденциям развития Западной цивилизации.

Современный Запад: дегуманизация и бездуховность?..

Тема «заката Европы» после Освальда Шпенглера воспроизводится до бесконечности и уже давно стала чем-то вроде расхожего эсхатологического заклинания. Не обошёл её и Алексей Леонов, обращаясь к воздействию Западной цивилизации на восточнославянскую общность:

«Наш современный мир говорит, что Европа декларирует ценности гуманизма. Мы говорим о толерантности. Да, наша культура за последние столетия европейская. Мы взяли лучшее из Европы. А сейчас Европа переживает не лучшие процессы. Так зачем же брать худшее?.. Если мы это видим, особенно в христианской проекции… Есть очевидные вещи, которые очень остро противоречат заветам Христа. Всем это понятно, так зачем же это брать?»

От проблем культурного воздействия скульптор перешёл к вопросам уязвимости «техногенной цивилизации», ведь так или иначе, Запад стоит у истоков технического прогресса:

«Мы так засорили космос спутниками, что это стало глобальнейшей проблемой, которые все страны сообща теперь пытаются решить. Как собрать этот мусор, чтобы новые спутники не сбивали данный металлолом? Мы ведь зависим от спутников. Убрать сейчас спутники, а это Интернет, и мобильная связь, и всё, мы окажемся как дети, не имеющие ходить. И вот это обнуление происходило, согласно мировой мифологии, уже много раз. Обнулялось человечество уже неоднократно. Ну, самое последнее и близкое – это всемирный потоп. А почему? Потому что уровень нарушения законов доходил до той степени, что дальше уже это угрожало всему окружающему жизненному пространству. И вот находится решение, природа может взбунтоваться в любой момент. Даже с точки зрения нравственной это лучше, чем мы друг друга уничтожим, лучше уж природа всё расставит по своим местам».

Алексей Леонов. Моисей

Греховность и несоответствие божественному замыслу о человечестве «общества потребления» оборачиваются, согласно Алексею Леонову, тотальной дегуманизацией:

«Вообще, понятия любви, добра, красоты, это ведь вечные категории, они сейчас как-то расплылись, их используют, но как понятия они не имеют под собой реальной основы. Потому сейчас мы живём в такой период глобального потребления. Эта идеология потребления уже обрекла себя на уничтожение, ведь она конечна. Все религии и экологи мира дают нам максимум 50 лет, если не поменять парадигму развития человечества. Иначе нам придётся переходить в какие-то ужасные футуристические формы из страшных фильмов о будущем, где вообще понятие нравственности утрачивается. Где всё построено только на эффективности. Но для кого это эффективно?..»

Как отметил автор выставки, одной из важнейших задач его творчества является как раз указание на негативные аспекты современной цивилизации и необходимость их преодоления: «Так вот, выставка и то, что я делаю, она обращается к тому, что это возможно предотвратить».

А как же «русский мир»?

Надо сказать, что Алексей Леонов открестился и от бездуховных тенденций современного «русского мира», проявляющегося в политике экспансионизма. Тем более, после нашего вопроса об адекватности слов некоторых участников открытия его выставки относительно «националистов» и «бандеровцев» в Украине:

«Столько много дискредитации самого понятия «русского мира», что я нему как украинец отношусь болезненно. Ибо кто-то говорит слово «мир», а кто-то подразумевает агрессию и угрозу. И вот у меня противоречивое впечатление от этого понятия. А как философ я могу сказать, что идей много прекрасных, да только воплощение страдает. Может быть, и идея коммунизма была хороша, если отодвинуть потребительство у Маркса и оставить общину. Поэтому я всё-таки тяготею к древним философиям и учениям, потому что они издалека, через тысячелетия, подтвердили себя в личностях святых».

Алексей Леонов. Лао Цзы

По словам Алексея Леонова, нет никакой возможности втянуть его витебскую выставку «С миром и любовью» к тем концепциям «русского мира», за которыми стоит не человеческое братство, а ненависть и агрессия:

«Это дискредитирует то, что я хочу показать. Потому что эта тема в настоящий момент очень взбитая политически: там пропаганда, здесь пропаганда… А где же может быть бескорыстная пропаганда? Она ведь корыстная по своему существу, в этом её смысл. А я хочу уйти от пропаганды, и это совершенно не то, о чём хочу говорить. Я наоборот хочу, чтобы тема противостояния самой выставкой сглаживалась, чтобы люди понимали, что сегодня говорят таким образом, а через десять лет не будут».

Подрыльник «русского мира»

И вот это последнее оптимистичное утверждение Алексея Леонова было доказательно опровергнуто на выставке одной особой, слова которой свидетельствовали, что агрессивность представителей «русского мира» уйдёт лишь с уходом в «мир иной» носителей его авторитарных идей.

Есть вероятность, что явление указанной особы было призвано утвердить «патриотическую» пророссийскую позицию, за которой стоит ряд представителей областной и городской исполнительной власти. Получилась, в итоге, лишь дискредитация этих и так подозрительных, хотя и весьма распространённых носителей великодержавной идеологемы:

«Если кому не нравится, то «чемодан – вокзал – Европа». Наши народы не хотят жить так, как живут на Западе».

Автор статьи спросил у особы, кто же её уполномочивал говорить таким образом от имени всего белорусского народа, на что внятного ответа не последовало. Также мною было замечено, что подобная позиция является утверждением неизменности и оправданием «блага» коррупционных властных отношений. Автор же выставки отметил, что от «чемоданов» и до применения оружия совсем недалеко…

Духовный пацифизм и эйдосы

Алексей Леонов, по его словам, ставит своей задачей нести людям «мир через культуру» и увеличивать протяжённость тех «духовных просветов», которых было так недостаточно во всей истории человечества:

«Вся история человечества наполнена в основном войнами, и, к сожалению, стремлением себе подобных уничтожать. Но в короткие времена культурных ответов различных народов, будь то древние римляне, Древний Китай, Древняя Индия, Древний Египет, Древняя Греция, или эпоха Возрождения, которые являли вершины человеческих возможностей, через литературу, театр, поэзию, изобразительное искусство, архитектуру, скульптуру – именно это являет тот тонкий слой положительного следа человечества в мировой истории. Именно к нему я прибегаю».

Даже если в скульптурных произведениях Алексея Леонова изображены персонажи с оружием, это не имеет прямолинейного смысла. В частности, в ответ на наш вопрос относительно скульптурной композиции «Победа», её автор обратил внимание именно на спиритуальный смысл:

«Здесь мною выражен образ Предстояния, и символ меча является именно символом. Другое название этой работы имеет следующую формулировку: «Тот побеждает всё, кто самого себя сумеет победить». И в данном случае Дракон – это символ эгоизма. Отрубленные головы – удачно преодолённые искушения. Идея этой композиции ещё и в том, что моментов для расслабления в борьбе со своим внутренним зверем не бывает. И поэтому мы видим Предстояние с мечом. Меч здесь – тот, который отсекает грехи. И в основном в моём творчестве меч такое значение и несёт. То есть он символ «духовной брани», это меч духовный».

Алексей Леонов. Победа

Алексей Леонов согласился с тем, что его работы основаны на эйдосах, то есть на архетипических идеях и образах, укоренённых в высших мирах. Эти эйдосы он и воплощает в своём творчестве вследствие озарений мистического характера. При этом скульптор отмечает важность не только созерцательности или же рассуждений духовных, но и наличия активной позиции, являющей собой творческий ответ на божественный призыв: «Не столько важно правильно говорить, сколько важно правильно действовать».

Говоря о человеке, Алексей Леонов выразил убеждение в наличии целеполагающего смысла его существования: «Я верю, что есть реальное назначение человека, и оно сформулировано». Это тот смысл, которым живёт и сам скульптор. Его творчество движимо идеями высшего порядка. Вряд ли у кого-либо, кто видел его произведения, могут возникнуть сомнения в нахождении их автора на «прямом пути» и исполнения им безусловно светлой миссии.

Меткі: ,

Чытайце яшчэ