«Эхо» Валерия Дурова в Витебске

В Витебском художественном музее 20 мая состоялось открытие выставки «Эхо», посвящённой памяти замечательного белорусского графика.
Выступает Игорь Дуров, сын Валерия Дурова. Фото Георгия Корженевского

Тема памяти значима вдвойне по отношению к самой выставке и мероприятию её открытия. Первый и наиболее явный смысл – это необходимость того, чтобы имя художника не было предано забвению, к тому же учитывая высокий профессиональный и духовный уровень его творческого наследия. Произведения Валерия Дурова выражают глубину его внутренних переживаний и мировидения. Они остаются свидетельством о нём как о масштабной творческой личности, что и было отмечено куратором выставки, искусствоведом Михаилом Цыбульским: «Для нашчадкаў, памяць пра творчасць мастака, які завяршыў свой зямны шлях, працягвае “жыць” ў яго творах. Яна нібы то рэха вяртае да нас думкі і пачуцці творцы, яго унікальны погляд на свет».

Валерий Дуров. Ветер. 1998 г.

В открытии выставки принимал участие и сын художника, Игорь Дуров. Он также говорил о том, что его отец «старался выразить свой внутренний мир и свои представления об искусстве». А выступавшие отмечали важность наличия крепких семейных традиций, которые после ухода художника из жизни способствуют сохранению его творческого наследия. И в этом смысле Игорь Дуров прикладывает все усилия для сохранения памяти о своём отце, что и выразилось в организации данной экспозиции. Культурный опыт, переданный в семье, теперь может быть распространён в городе и во всей стране. Между прочим, Игорь Дуров подарил несколько из экспонированных работ Витебскому художественному музею. А всего выставлено 37 художественных произведений и 27 фотоснимков из фонда семьи.

Другой смысловой аспект темы памяти выражался в самом содержании выставки. Действительно, многие работы художника имеют ретроспективный характер, они погружены в созерцание и осмысление культурно-исторического прошлого. К тому же это связано с проницательной чувствительностью к ритмам космической жизни, драматическому, а подчас и трагическому выражению этого ритма в национальной истории. На что красноречиво указывают, в том числе, и названия работ: «Волны времени», «Прерванное время», «Зов души». Валерий Дуров ощущал трагический распад «связи времён», и силой своего творчества пытался наметить пути к её восстановлению.

Валерий Дуров. Волны времени. 2001 г.

На выставки представлены работы совершенно разного характера, это и реалистические по изобразительному методу произведения, а также вполне модернистские по своему духу творения, наполненные символами и аллегориями. Эти работы выполнены в совершенно разных техниках: офорт, гравюра, смешанные техники, арт-объекты, ассамбляж (использование объёмных деталей или предметов, скомпонованных на плоскости как картина). Такое многообразие говорит о мастерском владении многочисленными средствами художественной выразительности.

Валерий Дуров. Сосны. 1992 г.

Художник Вячеслав Болтович отмечал, что всегда восхищался разнообразием технических умений Валерия Дурова, тому, что он был мастером на все руки, работавшим с многочисленными металлами и владевшим искусством мозаики. При этом, как говорил другой известный художник Владимир Вольнов, хорошо знавший Валерия Дурова лично, ему был свойственен лаконизм художественного выражения, в чём проявлялось ещё одно его характерное свойство творца: «Привлечение деталей – мастерство, а опускание деталей – искусство».

Выступавшие подчёркивали и уникальные личные качества художника, оставившие в памяти современников его несомненно светлый облик. Вячеслав Болтович говорил о таких чертах личности, присущих Валерию Дурову, как вежливость, спокойствие, внутренняя уравновешенность. Феликс Гумен сказал о его отменном эстетическом вкусе, отметив, что развитое эстетическое чувство гармонично соединялось в нём с этическими качествами: «В нашей жизни много хамства, а он был интеллигентным человеком. И в своей манере общения это был настоящий интеллигент. Валерий Дуров являлся необыкновенно совестливым человеком».

Феликс Гумен на открытии выставки. Фото Георгия Корженевского

Феликс Гумен отозвался о произведениях Валерия Дурова как о подлинных шедеврах. А шедевры принадлежат вечности. Мысль о том, что произведения художника уже преодолели ограниченные временные рамки, и принадлежат уже чему-то несравнимо большему, глубоко выразил Михаил Цыбульский: «Хочацца спадзявацца і верыць у тое, што РЭХА ЖЫЦЦЯ, РЭХА ТВОРЧАСЦІ Валерыя Дурава, застанецца лунаць назаўжды ў Прасторы Вечнасці, у Прасторы Мастацтва, прыносячы асалоду ад спаткання з ім усё новым і новым пакаленням аматараў мастацтва графікі».

Игорь Дуров и Михаил Цыбульский. Фото Георгия Корженевского

Таким образом, «Эхо» Валерия Дурова принадлежит вечности и из вечности исходит. Фундаментальность и грандиозность идей, заложенных в его творчестве, подчёркивают непреходящее содержание произведений художника. Они уже вышли за пределы условных временных границ и принадлежат содержанию национального коллективного бессознательного. Выставка «Эхо» продлится до 5 июня, и те, кому удастся её посетить, несомненно, смогут соотнести своё личное существование с живыми отголосками Бесконечности.


Меткі: , , ,

Падобнае

    Каментаваць