«Витебск-сюита»: от Юзефа Пешки к Василию Васильеву

26 мая в Витебском областном краеведческом музее открылась выставка, посвящённая бескрайнему городскому небу и пограничному состоянию города.
Василий Васильев и Елена Зорина на открытии выставки. Фото Георгия Корженевского

На выставке представлены копии акварелей Юзефа Пешки, на которых изображён Витебск, совместно с картинами Василия Васильева. Польский художник был известен своими путешествиями, во время них он писал городские и природные пейзажи. И вот произведения нашего современника являются сегодняшним откликом на отстранённые благостно-идиллические работы художника конца XVIII – первой половины XIX века. Все картины Василия Васильева написаны в текущем году.

Заведующая научно-просветительским отделом Краеведческого музея Елена Зорина говорила о совпадении аспектов судьбы Юзефа Пешки и Василия Васильева: творчество обоих приходится на слом веков, и оба, между прочим, замечательные педагоги. По её словам, сотрудники музея, увидевшие работы художника в день открытия выставки, были поражены тем, что открыли для себя нового Василия Васильева. Елена Зорина отметила совершенно необычное, космическое и космополитическое мышление, проявившееся в этих картинах.

Василий Васильев. Вид устья Витьбы. 2015 г.

Барочная неуспокоенность

Открытие выставки сопровождали мелодии Жана-Батиста Люлли, который жил в XVII веке и являлся «композитором камерной музыки» во дворе французского короля Людовика XIV. Елена Зорина рассказала о том, что юбиляр выставки сам выбрал музыку, ибо она «легла на сердце и на чувства художника». Мелодии композитора, сочинявшего тогда балеты Времени, Флоры, Ночи, Времён года, Невозможностей, соответствовали общему приподнятому восприятию мира и утончённости чувств, выражавшихся в картинах Василия Васильева.

Василий Васильев. Успенский собор. 2015 г.

Для посетителей мог оказаться интересным тот факт, что Василию Васильеву, по его словам, «музыка XVIII – XIX веков была ранее совершенно враждебна, и всё тогдашнее искусство тоже, за исключением Жана Батиста Шардена и ещё пары художников». Проводя параллели с геометрическими фигурами, живописец сказал, что «если для ХХ века характерен угол, то для барокко – это овал. А ведь Витебск, который изображал Юзеф Пешка – это отголосок барокко, которое тогда уже закончилось в Европе». Художник даже напомнил строки из стихотворения «Гроза» Павла Когана:

Я с детства не любил овал!
Я с детства угол рисовал!

Конечно, учитывая известность абстрактных работ Василия Васильева, который, кстати, является куратором известного по всей республике проекта «Abstract», может показаться и неудивительной нелюбовь к классическим формам. Но дело в том, что барокко отнюдь не есть «спокойное» и «гармоничное» искусство. Будучи контрреформационным ответом на тенденции протестантского рационализма, барокко как раз и являлось странным, причудливым, неправильным, изломанным, эмоционально насыщенным, склонным к эффекту потрясения сознания созерцателя. Так что «Гроза» Павла Когана вполне сопоставима и с барокко:

Косым, стремительным углом
И ветром, режущим глаза,
Переломившейся ветлой
На землю падала гроза.
И, громом возвестив весну,
Она звенела по траве,
С размаху вышибая дверь
В стремительность и крутизну.
И вниз. К обрыву. Под уклон.

Небесный перекрёсток

Всех, кто открывает для себя Витебск, поражает, как свидетельствовал Василий Васильев, его «огромное, колоссальное небо». Оно примиряет действительно многие противоречия и раскрывает возможности не подвластного рассудку синтеза, что и случилось, в итоге, с художником: «Впечатление о витебском небе и впечатление о враждебном мне барокко с возрастом всё же пересеклись и каким-то образом совместились». Живописец раскрыл тайну, что когда он увидел изображения Юзефа Пешки, то сразу понял, что ему нужно делать. Проявляя скромность, он думал, что кто-либо его опередит и догадается создать подобного рода проект, однако никто не догадался…

Вид Витебска со стороны Задунавья. 2015 г.

Художники XVIII – XIX веков обладали, по словам Василия Васильева, совсем иным мышлением, они изображали Божий Мир. И вот живописец дал творческий ответ с позиции современного восприятия этого Божьего мира. Его ответ получился не кондовым и обусловленным, как это часто бывает в картинах, где есть подверженность влиянию институциональной религиозности с обязательными акцентами на храмах, куполах, крестах, прочей атрибутике, и непременной «воцерковлённостью». В работах Василия Васильева выражена всеобъемлющая полнота импрессии, и то, что в проекции духовного универсализма называется «глобальной перцепцией», свидетельствующей о непрерывности ткани мироздания. Как говорил сам художник: «Нужно постоянно напоминать о связи между Небом и Землёй».

Василий Васильев. Октябрьский мост. Вид на Ратушную площадь. 2015 г.

Председатель Витебской областной организации Белорусского союза художников Светлана Баранковская также высказала мысль об интегративности творчества Василия Васильева. Она говорила о способности его работ быть всеобъемлющими, и, соответственно, проникать в сознание воспринимающего субъекта: «І тое, што ён зараз зрабіў, яшчэ і адчуванне таго, чым ён займаўся ўсё сваё жыццё: гэта вельмі сучаснае праектнае мысленне, калі робіцца не проста карціна, не проста нейкая выява, а цэлы сусвет. І гэты сусвет выкладаецца ў нейкую прастору, у якую уваходзіш, і з захапленнем проста выдыхаеш толькі калі выходзіш з гэтай прасторы. І потым яна прадаўжае жыць знутры цябе».

Говоря о картине Василия Васильева «Вид на Ратушу и Воскресенскую церковь» искусствовед Валентина Кириллова отметила, по всей очевидности, важнейшую особенность витебского пространства: «Вот эта улица, которая разделяет Воскресенскую церковь и Собор святого Антония – это “памежжа”, в котором мы живём. Человек, который родился и живёт в Витебске, где бы он не находился, что бы с ним не происходило, он не может уйти от этого порубежья, “памежжа”».

Василий Васильев. Вид на Ратушу и Воскресенскую церковь. 2015 г.

Магизм витебского «памежжа» родственен священной реальности перекрёстков, в пространстве которых, согласно традиционным воззрениям, пересекаются различные планы бытия. Валентина Кириллова передала содержание одного из разговоров в Варшаве, когда к ней обратились с такими словами: «Вам было Богом предназначено чувствовать и понимать, на какой земле вы все находитесь… Межа, которая лежит в Витебске, она не относится к небу. Витебское небо – другое, оно никогда никому не принадлежало и той линии раздела человека, земли, судьбы и неба не существует».

Юзеф Пешка. Вид со стороны Иезуитского костёла на Бернардинскую площадь и Фарный костёл в Витебске

Таким образом, небесный перекрёсток Витебска, как и всякое пограничье в сакральном измерении, не разделяет, в отличие от профанных границ, а объединяет и интегрирует в пространствах человеческих культур всё, что принадлежит Вечности. Такого рода идея вечного «Неба над Витебском» (здесь есть перекличка с названием и идеей знаменитого фильма Вима Вендерса) и проявлена в картинах Василия Васильева. Духовный универсализм, в них выраженный, соответствует культурно-историческим тенденциям эволюции человеческого осознания.

На открытии выставки. Фото Георгия Корженевского


Меткі: , , ,

Падобнае

    17 каментарыяў

    1. WWED  
      28/май/2015 у 13:15

      лечить

    2. Пробегая_мимо  
      28/май/2015 у 14:11 1

      Мне понравилась выставка Елены Поплыко, логично будет посетить выставку курантора "Абстракта"... 🙂WWED пісаў:

      лечить

      О, вот и "искусствоведы" подтянулись... Анамнез Вашей болезни, скорее всего, заинтересует д-ра Хайдоркина, возможно, он в силах Вам помочь. За координатами и контактным телефоном обращайтесь к Гуглу...

    3. Krasota  
      28/май/2015 у 15:39 2

      Супер ! Это действительно погранично ))) , прекрасно и улетно ))) .Еще интересно послушать музыку Жана-Батиста Люлли , которая «легла на сердце и на чувства художника» .

    4. WWED  
      28/май/2015 у 18:39 3

      @ Пробегая_мимо:
      ещё есть палаты пограничных состояний, а пациетов называют пограничники 🙂

    5. Пробегая_мимо  
      28/май/2015 у 19:06 4

      @ WWED:
      Ну, никто ж и не спорит, что Никита Хрущёв в своё время был самый сильный спец по живописи... 🙂 А Вы - продолжатель его позиции в искусстве?

    6. German Zveroboy  
      28/май/2015 у 20:25 5

      @ Пробегая_мимо:
      Оно и правда, в небе трудно найти прекрасное... Зато проще его найти в бабах. Почему эти ваши художники их не рисуют? Ведь по городу толпы натурщиц шастают без дела...
      А Вы тогда были правы, не простили римлянам похищенных сабинянок. Пошли отбивать обратно. Но не тут то было. Они уже свыклись с истинными викингами, да и ребятишек успели завести...
      И войну остановили. Во, тут в центре жена самого Ромула - основателя Рима. разнимает воинов. Но мне больше нравиться вон та, черненькая, которая полусогнутая на коленях и прикрывающая собой детей. Будущая аристократка, истинная мать римской демократии!
      Пусть поучаться у Жака Луи Давида
      Сабинянки, останавливающие битву между римлянами и сабинянами. 1799
      Les Sabines

    7. Rick  
      28/май/2015 у 22:35 6

      @ German Zveroboy:
      Зверобойчик, всё то тебе бабы на уме. так покажи пример-пиши лучше маслом.

    8. Пробегая_мимо  
      29/май/2015 у 8:52 7

      @ Rick:
      Сдаётся мне, что Зверобой просто забыл поставить кавычки... 🙂

    9. WWED  
      29/май/2015 у 9:28 8

      @ Пробегая_мимо:
      я согласен с Феликсом Гуменым:
      - "И под эту лавочку недоучки, душевно больные недоноски, со всякого рода своими проектами объявили себя богами, вот так же, как этот Малевич, и победили всех."
      - "Почему им не сходить с ума по-своему?.. Пусть сходят, и это моё мнение. Запрещать это нельзя. А если говорить о таком искусстве, как о чём-то новом, это уже не новое, оно уже всё покрылось плесенью."

    10. Пробегая_мимо  
      29/май/2015 у 10:24 9

      @ WWED:
      Сильно подозреваю, что Феликс Гумен сказал это в контексте определённых событий по отношению к конкретным людям - и был больше эмоционален, чем справедлив...

    11. Пробегая_мимо  
      29/май/2015 у 10:24 10

      @ WWED:
      Сильно подозреваю, что Феликс Гумен сказал это в контексте определённых событий по отношению к конкретным людям - и был больше эмоционален, чем справедлив...

    12. WWED  
      29/май/2015 у 11:44 11

      @ Пробегая_мимо:
      вы повторяетесь 🙂 а в миру заикаетесь? от неуверенности? сильно подозреваете? тогда вам пора на выставку курантора 🙂
      лучше быть эмоциональным, чем пограничным

    13. Пробегая_мимо  
      29/май/2015 у 12:24 12

      @ WWED:
      Обсуждаем меня или творчество Васильева? 🙂 За ашипки меня уже вычитывает АВС, а имеет ли на это право человек, неправильно склоняющий фамилию "Гумен"? По поводу - кому что лучше - ну, некоторые считают, что деньги оправдывают любую подлость - и при защите своей позиции они очень эмоциональны... Поэтому, в данном случае, предпочитаю быть "пограничной". Имхо...

    14. WWED  
      29/май/2015 у 16:42 13

      @ Пробегая_мимо:
      — Ну что же, славно, славно! — вот все и выяснилось. Действительно, какой же смысл задерживать в лечебнице человека здорового?
      Я вас немедленно же выпишу отсюда, если вы мне скажете, что вы нормальны.

    15. Пробегая_мимо  
      29/май/2015 у 16:49 14

      @ WWED:
      Ну, ведь Шурик, как оказалось, был просто нормальным честным добрым романтиком... Если для Вас это - диагноз, то у меня - no comments...

    16. фигня  
      29/май/2015 у 22:23 15

      @ Пробегая_мимо:
      так вы вместе с Шуриком, белым и горячим. А Наполеон где?

    17. Пробегая_мимо  
      30/май/2015 у 5:31 16

      @ фигня:
      Понимаю жажду граждан Вашего отделения, но у нас только торты и полководцы, коньяков пока не завозили... 🙂

    Каментаваць