В Витебске проходят заключительные показы актёрской группы мастерской Юрия Лизенгевича

Молодые актёры Витебского государственного колледжа культуры и искусств демонстрируют программу «Прощай, колледж! Спасибо, колледж!»
«Хористка». Людмила Журавлёва (жена Колпакова) и Юлия Ладик (Паша). Фото Георгия Корженевского

За годы обучения в колледже у режиссёра Юрия Лизенгевича, известного в Витебске и за его пределами ещё и в качестве великолепного педагога, учащиеся получили действительно серьёзную театральную школу. Результаты распределения не заставили себя ждать, шестеро выпускников пополнят состав Могилёвского драматического театра (главный режиссёр Варнас Саулюс), и один принят в НАДТ имени Якуба Коласа. Вместе с Юрием Лизенгевичем с курсом работали актрисы коласовского театра Тамара Кобяк и Анжелика Барковская. А 16 июня будет показан спектакль с куклой «Русская народная почта», постановкой которого в качестве педагога-режиссёра руководил известный актёр Белорусского театра «Лялька» Александр Маханьков.

В мастерской Юрия Лизенгевича всегда культивировался выбор серьёзного драматического материала. Мы уже освещали экспериментальный спектакль «Васса Железнова» в первой редакции пьесы, не ангажированной социалистическим реализмом, проходивший в стенах Витебского государственного колледжа культуры и искусств. Что же касается первого дня нынешней театральной программы, он был ознаменован демонстрацией инсценировок четырёх рассказов А.П. Чехова «Злоумышленник», «На чужбине», «Хористка» и «Хирургия».

«Хирургия». Азиз Азимов (Ефим Михеич) и Вадим Артименя (Сергей Кузьмич). Фото Георгия Корженевского

Зрители могли увидеть рассказы различных содержательных жанров, в любом из которых молодые актёры чувствовали себя органично. Даже в пределах одной инсценировки пародийность и фарс могли переходить в драматизм и даже трагедийность. Не зря Антона Чехова называют не только тонким и проницательным психологом, но и писателем страшным, раскрывающим пределы пошлости социального бытия и неустранимость общественных пороков. Совершенно не зря его также называют родоначальником литературы абсурда. И актёрам удалось достоверно передать нюансы перехода от комического к мраку и безысходности, пожирающих существование персонажей.

Метафизический абсурд социального бытия дополняется у Чехова критикой смирения и того, что на белорусском языке именуется «прыцярпеласцю». Так, «маленький, чрезвычайно тощий мужичонко в пестрядинной рубахе и латаных портах» в «Злоумышленнике» выражает типичное отношение ко всем, кто имеет над ним власть: «На то вы и образованные, чтобы понимать, милостивцы наши... Господь знал, кому понятие давал...» А помещик Камышев в рассказе «На чужбине» формулирует широко распространённые стереотипы восприятия, обращённые к представителям западной цивилизации: «По-вашему, всё русское скверно».

«На чужбине». Алексей Анисеня (m-r Шампунь) и Азиз Азимов (помещик Камышев). Фото Георгия Корженевского

Обращаясь к гувернёру с весьма символическим ныне именем m-r Шампунь, Камышев обнаруживает типичные предрассудки и психологические проекции, свойственные в том числе и современным представителям «русского мира»: «По-вашему, лучше французов и людей нет. Ученый, умный народ. Цивилизация! Согласен, французы все ученые, манерные... это верно... Француз никогда не позволит себе невежества: вовремя даме стул подаст, раков не станет есть вилкой, не плюнет на пол, но... нет того духу! Духу того в нем нет!» Конечно же, во всех несчастьях, как всегда, виноват Запад и неблагоприятное стечение обстоятельств: «Русский ум – изобретательный ум! Только, конечно, ходу ему не дают, да и хвастать он не умеет...»

Таким образом, в инсценировках, представленных мастерской Юрия Лизенгевича, мы видим ещё и актуальный социальный смысл. Актёры удачно выразили все те человеческие свойства, которые подпитывают ощущение общественной безысходности: непросветлённость, чванство, коварство, безответственность, беспомощность, потакание чужой алчности. В окружении условных сценических декораций проявился подлинно абсурдистский дух, который оказался очень современным.

«Злоумышленник». Сергей Юрьев (Следователь) и Вадим Артименя (Денис Григорьев). Фото Георгия Корженевского

Все показы мастерской Юрия Лизенгевича проходят в здании Витебского государственного колледжа культуры и искусств в 19.00 (аудитория 018). Приглашаются все желающие, вход свободный. Представляем вниманию читателей расписание оставшихся показов:

15 июня – У. Шекспир. Монологи. Педагог-режиссёр – Тамара Кобяк.
16 июня – Олег Багаев «Русская народная почта». Спектакль с куклой. Педагог-режиссёр – Александр Маханьков.
17 июня – М. Горький «Мать» (1-й вариант пьесы «Васса Железнова» 1910 г.)


Меткі: , ,

Падобнае

    Каментаваць