Александр Шаппо о семейных ценностях, роли женщины и издержках белорусского консерватизма

Заключительный день выставки Александра Шаппо «Начало» в Витебском художественном музее прошёл в содержательном диалоге с художником о его творчестве, эротизме и состоянии культуры на сегодняшний день.
Екатерина Мясникова (куратор выставки) и Александр Шаппо. Фото Георгия Корженевского

Выставка Александра Шаппо, творчество которого пропитано магическим содержанием, завершила свою работу в Витебском художественном музее. В нашем городе это первая персональная выставка известного графика и скульптора, работы которого выставлялись в Москве, Нью-Йорке, Амстердаме, Дюссельдорфе, на Кипре, и во многих других местах мира. И вот, наконец, черёд дошёл до Витебска. Александр Шаппо является призёром ряда международных выставок. Например, работа «Ночь нежна», которую он посвятил своей жене, была отмечена призом в Японии, где в конкурсе участвовало более тысячи художников из 37 стран.

А. Шаппо. Ночь нежна

Александр Шаппо говорил, что Витебск всегда имел значительное влияние на его самосознание, потому название выставки «Начало» касается, в том числе, и этого города: «Потому как я всегда считал себя витеблянином, я витебскую землю очень люблю, и все мои корни, силы мои из витебской земли. Это начало моей жизни, здесь я родился, это встреча моих родителей, я им эту выставку посвящаю».

О женском Начале

Но прежде всего, разумеется, слово «Начало» имеет отношение к восприятию художником Вечно Женственного. Говоря о содержании своей выставки, Александр Шаппо отметил: «Здесь представлены литографии за 10 лет моего творчества, которые избраны специально для женской темы, это женщина как начало пути, и моего в том числе». Несмотря на определённую гиперболизацию в высказываниях, которая, тем не менее, говорит о значимости женского начала для творчества художника, он так охарактеризовал собственную тематику: «Женщина, которую я люблю, ничего, кроме женщин, я рисовать не умею, потому рисую, как могу».

А. Шаппо. Она помнила её поцелуи... Фрида,Фрида шептали её губы...

На выставочном финисаже речь шла и о своеобразной культурной геополитике, когда подчёркивалась роль Западной Двины как фактора, определяющего культурную уникальность. А ведь эта река, как и большинство рек вообще, также выражает женскую природу. О значении Западной Двины для славянской общности говорил Владимир Шаппо, отец художника и сам известный скульптор и график, приехавший на выставку: «Двина – это не только Витебск, Полоцк, не только основа нашей культуры, но и, по сути, основа всей восточнославянской культуры. Путь Двины – это символично, это основа Беларуси. Когда-то хорошо было сказано, что Беларусь – это там, где кончаются бани. Сразу за Минском мылись в тазах или в печках, а до Минска были ещё бани. Вот это и есть, по сути дела, Беларусь».

Выступает Владимир Шаппо. Фото Георгия Корженевского

Приоритет женского начала, для которого характерно культивирование добросердечности и любви, свойственен традициям большой семьи Шаппо. На торжественном закрытии выставки присутствовали практически все главные представители семьи: это и отец, мать, жена, брат, дети художника. Известный витебский живописец Василий Васильев также отметил огромную значимость семейных традиций в творчестве Шаппо. А сам Александр Шаппо сказал, что в их большой семье главенствует демократия и отсутствует нравоучительный тон. Наверное, потому он и признал, что «отец везде присутствует в нашей жизни».

Работы Александра Шаппо, обращённые к легендам, магии и мистике, раскрывают глубокий, дохристианский пласт духовности. Василий Васильев говорил, что творчество художника выражает «фантасмагорические представления, которые имели наши предки об окружающем мире, о самих себе», и в его графике и скульптуре «будто бы поднимается дохристианская культура из белорусских болот».

Отметим при этом, что дохристианская, или «языческая», как её называют ныне, духовность, имела в себе как явные мужские аспекты, так и женские. В настоящее время, когда языческие традиции активно возрождаются, эти аспекты строго разделены: есть неоязыческие культы с подчёркнуто выраженным мужским, воинским, национальным духом, но широко известны также мистические традиции ведовства обычно космополитического характера, где господствует женское содержание. Вот этот, второй аспект и выражен в творчестве Александра Шаппо.

А. Шаппо. Роза

Даже когда шла речь о различных жанрах, в которых работает Александр Шаппо, он подчеркнул ренессансные идеалы собственного творчества, исторически противостоявшие подчёркнуто мужскому и суровому Средневековью: «Я за то, чтобы художник был всесторонним, чтобы шёл к великим примерам Возрождения, в котором существовала всеохватность от поэзии до архитектуры». И ещё один значимый культурный источник своего подхода к искусству он выделил: «Я развиваю ту часть витебской школы, которая близка Серебряному веку».

А Владимир Шаппо отметил, что его сын несёт генные первоосновы мирового искусства и искусства современного, которое пока не умерло. По словам Владимира Шаппо, в его сыне сконцентрировались достижения Витебской художественной школы и Академии искусств. В то же время он сказал, что не может назвать её в строгом смысле слова академией, ибо не должен преподаватель академии получать меньше преподавателя ПТУ.

Витебскому художественному музею юбиляр прошедшей выставки подарил свою работу «Ты можешь позабыть мою любовь», название которой взято из шекспировского сонета. Она раскрывает ситуацию гендерной репрессивности, осуществляемой со стороны мужского начала: «Здесь видна история с поясом верности от начала до конца. Рыцарь прощается, одевает на неё пояс верности. Она целует его в железный каркас. Он дерётся с драконом, возвращается и отрубает ей голову, потому что она ему изменила».

Александр Шаппо и его литография «Ты можешь позабыть мою любовь» . Фото Георгия Корженевского

Эротизм против патриархальности

Железный каркас гендерной репрессивности является следствием религиозного фундаментализма. Разумеется, с точки зрения фундаментализма какой угодно религии, идеи художника растворяют мужское начало в женской стихии. Но это был бы совершенно одномерный взгляд, о чём и говорил на финисаже Александр Шаппо: «Я думаю, в выставке присутствует эротизм. А у нас достаточно пуритантское общество, и даже девочки в аптеках краснеют, когда просят противозачаточные средства. Пуритантство надо преодолевать, тем более, когда мы говорим о культуре тела. А эта культура не мной придумана, она идёт от древних греков и Древнего Египта. От этого всё шло».

А. Шаппо. Сапфо

В творчестве Александра Шаппо концептуальность искусства и эротизм взаимосвязаны. Выставка «Начало» действительно ниспровергала устоявшиеся стереотипы восприятия. На современном этапе мировоззренческий консерватизм перерождается в пошлость и обывательство, на что указывал Владимир Шаппо:

«Современное состояние культуры похоже на то время, в котором жил Геббельс с его известными словами: «Когда я слышу слово «культура», я хватаюсь за пистолет». Сегодня в большинстве своём, какая культура? Она совершенно прикладная. Сегодня правит победивший озверевший Шариков, обыватель. Наконец, случилось то, о чём мечтал этот обыватель: все, наконец, нажрались, все купили то, что хотели, и от этого стали ещё более озверевшими».

Современное «прикладное» восприятие культуры у нас в стране характеризуется господством описательности или нарочитой идеологизации искусства. И даже мастерство художника не спасёт от пропагандистской пошлости и обывательщины при наличии подобного подхода к культуре. Об издержках идеологических приоритетов говорил в своём выступлении Василий Васильев:

«Что мне ещё в белорусском искусстве противно, особенно в графике… У меня было бы такое пожелание, с первого курса взять, и чтобы они каждый день иллюстрировали «Гаргантюа и Пантагрюэль». Нужно избавиться от этой ужасной пафосности, то мы Миндовга прославляем, то ещё Бог знает кого. У него есть своя слава, а нам надо себя прославлять а не Миндовга. Надо жить своей жизнью, а не кого-то там прославлять. Всем своя слава и звёзды достанутся».

Выступает Василий Васильев. Фото Георгия Корженевского

Александр Шаппо рассказал об одном показательном эпизоде. Однажды к нему пришли журналисты от государственной прессы, и спросили о его искренней мечте. Художник ответил, что эта мечта – открыть в столице нашей Родины музей эротического искусства. После чего журналисты быстро ретировались.

Всё же вопрос о том, когда широкое искусство обернётся не только в сторону пейзажей и пропагандистской тематики, остался открытым. Зато все сошлись на том, что представители государственной прессы и художники, очевидно, по-разному представляют себе эротизм... А ведь только искусство, свободное от застарелых идеологических клише, будет транслировать в социум ценности мира и любви.

А. Шаппо. Красная Шапочка

В заключение Владимир Шаппо привёл пример полинезийцев, у которых 50 названий понятия «заниматься любовью». Он же отметил, что у нас только два основных определения: первое матерщинное, а второе «он с ней спит». И то, и другое ничего не говорит о самом процессе. Так что эротизм, спонтанность и вдохновенность противополагаются у художника однообразию, «тёмному порядку» и обскурантистскому «здравому смыслу».

Кстати, на вопрос о пресловутом «здравом смысле», Александр Шаппо сказал, что у него нет навязанного извне «здравого смысла», но у него есть эмоции, которыми он живёт. Вдохновение приходит самыми неожиданными путями, иногда название поэтическое даёт практический импульс. Магическое искусство Александра Шаппо несёт живые импульсы естественности и красоты существования, преодолевающие окостенение и застой.


Меткі: , ,

Падобнае

    15 каментарыяў

    1. Krasota  
      20/Чэрвень/2015 у 17:57

      «Современное состояние культуры похоже на то время, в котором жил Геббельс с его известными словами: «Когда я слышу слово «культура», я хватаюсь за пистолет». Сегодня в большинстве своём, какая культура? Она совершенно прикладная. Сегодня правит победивший озверевший Шариков, обыватель. Наконец, случилось то, о чём мечтал этот обыватель: все, наконец, нажрались, все купили то, что хотели, и от этого стали ещё более озверевшими».
      Ай-да малайца , Александр Шаппо ! И очень точно выбрал картину в дар музею .

    2. cinic  
      20/Чэрвень/2015 у 20:10 1

      Лучше бы подарил "Сапфо".

    3. Krasota  
      20/Чэрвень/2015 у 20:33 2

      Почему "Сапфо" ?

    4. cinic  
      20/Чэрвень/2015 у 20:36 3

      На вкус и цвет...

    5. Krasota  
      20/Чэрвень/2015 у 20:48 4

      Так это лучше б он Вам " Сапфо" подарил . А для Витебска мне кажется очень подходит именно то что он и подарил . На вкус и цвет мне так больше " Ночь нежна "

    6. Пробегая_мимо  
      21/Чэрвень/2015 у 9:00 5

      Феерическая выставка. Картина, подаренная Витебску, впечатлила сразу и больше всего. И, вообще, женщина потрясающе выписана...

    7. 1  
      21/Чэрвень/2015 у 19:40 6

      Как много в тексте наукообразной галиматьи. Лучше бы побольше картинок разместили

      Геббельс никогда не произносил этой фразы. Это все советская пропаганда. Это фраза из пьесы Ханса Йохста "Шлагетер":Wenn ich Kultur höre ... entsichere ich meinen Browning
      "Когда я слышу " культура", я снимаю с предохранителя свой браунинг"

      Да и смысл в этой фразе совсем не тот "антикультурный", который ей приписывают обычно.

    8. Владимир Атращёнок  
      22/Чэрвень/2015 у 1:04 7

      А есть ещё одна русскоязычная версия@ 1:
      А есть ещё одна русскоязычная версия - "...моя рука тянется к пистолету." Мне,просто,интересно - Вы за Геббельсом с диктофоном ходили,или с блокнотом?:smile:"История" - это такая же наукообразная галиматья,если в тот момент сам лично не присутствовал.:mrgreen:

    9. 1  
      22/Чэрвень/2015 у 12:50 8

      @ Владимир Атращёнок:
      удивительно глубокий коммент.

    10. Владимир Атращёнок  
      22/Чэрвень/2015 у 19:07 9

      @ 1:
      Ага,спасибо.А комментарий потому удивительно глубокий,патавошта человек я глубокий,добрый,скромный(на роль "Первого" не претендую,меня рассмешило - пошутили - объяснили про ник - сказали - "Так это не "Первый",это - "Кол").А,забыл - я ещё снисходительный.:smile::smile::smile:

    11. 1  
      22/Чэрвень/2015 у 21:14 10

      Владимир Атращёнок пісаў:

      @ 1:
      Ага,спасибо.А комментарий потому удивительно глубокий,патавошта человек я глубокий,добрый,скромный(на роль “Первого” не претендую,меня рассмешило - пошутили - объяснили про ник - сказали - “Так это не “Первый”,это - “Кол”).А,забыл - я ещё снисходительный.:smile::smile::smile:

      своей эмоциональной лабильностью очень доктора Постнова напоминаете.

    12. Пробегая_мимо  
      23/Чэрвень/2015 у 9:22 11

      1 пісаў:
      <blockquote
      своей эмоциональной лабильностью очень доктора Постнова напоминаете.

      Ровно настолько, насколько Вы напоминаете министерство здравоохранения своей латентностью... 🙂 Статья о выставке - это прежде всего анонс и приглашение прийти и посмотреть на "картинки" / как Вы выразились/. Здесь же не литературный клуб, а новостной сайт, где очень демократичная, на мой взгляд, система размещения заметок. И мне всегда казалось, что смысл хорошего журналистского артикула - привлечь внимание и заинтересовать, возмутить, раздразнить, если хотите, заставить вступить в дискуссию, т.е. создать т.н. лабильность (подвижность), в т.ч. и эмоциональную... 🙂

    13. 1  
      23/Чэрвень/2015 у 10:52 12

      о, непрерывно бегающая мимо отреагировала... хотел было написать, что мне вы напоминаете по аналогии с минздравом, но получилось бы грубо..
      На отсутствие литературного клуба здесь я тоже обратил внимание.
      Что касается журналистского "артикула" (как вы тонко выразились), то объем "искусствоведческого текста" о выставке в новостном сайте по объему не должен многократно превосходить кол-во картинок с этой выставки ("мне всегда казалось" (с) . А вам после таких "текстов" хочется вступить в дискуссию? С кем? Или они у вас только лабильность повышают?

    14. Пробегая_мимо  
      23/Чэрвень/2015 у 14:47 13

      @ 1:
      Не люблю категории "должен-не должен".. Они всегда субъективны... То, что мне что-то не нравится, не значит, что это плохо... 🙂 Кто Вам мешает из множества слов извлечь то, что "выставка такая-то проводится в таком-то месте с "_"по"_"... Кому интересно - не комментарии будет читать, а воочию сходит и посмотрит... 🙂

    15. Владимир Атращёнок  
      23/Чэрвень/2015 у 20:03 14

      @ 1:
      "Дурилка ты картонная..."!А,не,электроннозависимая.:smile:И,таки да!Вы меня задавили(сравняли с землёй) своей эрудированностью и энциклопедичностью.Если не затруднит,ответьте -Вы -"первая","первый","первые",или "первое"(жидкое блюдо)?.Лето,погода,сходи подыши свежим воздухом!:smile:

    Каментаваць