95-летию УНОВИСа посвящается…

Под эгидой Витебского центра современного искусства был организован ряд мероприятий, связанных с датой создания всемирно известного объединения.
Перформанс с Шоном Ханраханом. Фото Георгия Корженевского

Первая часть событий, которые состоялись 26 июня, развернулась вокруг здания бывшего Витебского Народного художественного училища, что на улице Правды, 5а. Потом мероприятия перенеслись в большой и малый залы ВЦСИ на ул. Белобородова. Напомним, что УНОВИС, явившийся одним из истоков феномена Витебской художественной школы, представлял собой авангардное объединение «утвердителей нового искусства», представители которого стремились не только произвести революцию в искусстве, но и преобразовать мир.

Возвращение Казимира Малевича

Всё началось с флагов, развешанных возле находящегося на ремонте здания, где зародился УНОВИС. Пусть его лидеру Казимиру Малевичу в итоге не удалось освободить мир от утилитаризма на основе своей супрематически-конструктивистской программы, полной эстетического мистицизма, влияние его искусства распространилось по всему миру. После того, как утилитарный подход в искусстве надолго восторжествовал в Советском Союзе, на Западе его идеи активно развивались. И тот перформанс, который зрители могли увидеть 26 июня, представляет собой возвращение легендарного творца в том виде, как его искусство было воспринято и переработано в западных странах, где не существовало административных рычагов воздействия на художников.

Флаги на Правды, 5а. Фото Георгия Корженевского

Это была часть выставочного проекта «Над Солнцем. Казимир Малевич – наследие и влияние на художников Запада». Его организатором и куратором совместно с ВЦСИ стал уже известный в Витебске художник Шон Ханрахан из Ирландии. Его произведения в технике шелкографии произвели в прошлом году большое впечатление на витебского зрителя. Кроме него в проекте приняли участие Доминик Фи (Ирландия) и Джош Даннин (США). В своём слове Шон Ханрахан отметил символичность перформанса именно в том месте, где он был продемонстрирован: «Я могу сказать, что наследие Казимира Малевича имеет очень большое значение на Западе, оно оказало огромное влияние, и это возможность отдать дань уважения именно здесь, у этого исторического здания».

Загадочная подпись

Директор ВЦСИ Андрей Духовников провёл для нас эксклюзивную экскурсию в ремонтирующемся здании бывшего Народного художественного училища, в котором планируется создать музей. Помимо ремонта в нём идут исследовательские работы, и как отметил Андрей Духовников, удалось достичь первого слоя штукатурки. Совсем недавно была обнаружена одна подпись, которая сначала казалась не реальной, но её подлинность не вызвала никаких сомнений. На стене можно различить слово «Азгур», начертанное углём.

Подпись «Азгур». Фото Георгия Корженевского

Пока ещё не выяснено, нанесена ли данная подпись рукой самого легендарного скульптора. Практически везде исследователи добрались до первого слоя штукатурки, что сулит возможность других открытий. «Это говорит о том, что надо искать дальше», – сделал вывод Андрей Духовников.

Старый лестничный каркас. Фото Георгия Корженевского

Витебск культурный

Сразу после перформанса Шона Ханрахана состоялась презентация двух проектов, выполненных на кафедре дизайна Витебского государственного технологического университета «Зелёная карта Витебска» и «Витебский Арт-маршрут». Превосходный дизайн, наглядно демонстрирующий возможности культурного туризма в нашем городе, был создан Ксенией Дулебенец и Русланой Ходько под руководством доцента ВГТУ Натальи Тарабуко. Над содержательной частью проекта большой объём работы провели Мария Фалалеева, Галина Пиловец и Ольга Рябцева.

Мария Фалалеева, Ксения Дулебенец, Наталья Тарабуко, Руслана Ходько. Фото Георгия Корженевского

Для Витебска это совершенно новые разработки, открывающие возможности культурной презентации города и совершенствования его экологического облика. Наталья Тарабуко говорила о своевременности данных проектов: «Это часть брэнда города, возможность показать Витебск не только на уровне республики, но и на международном уровне».

«Зелёная карта Витебска» – уже работающий информационный и экологический проект, предусматривающий возможность объединения горожан в деле формирования здоровой, комфортной и творческой среды. Участие в нём может принять каждый, кому небезразлична судьба города, через форму «Присоединиться» на сайте GREENVITEBSK.BY. Что же касается «Витебского Арт-маршрута», детально разработано уже три плана: «Витебск», «Казимир Малевич» и «Марк Шагал». Это совершенно оригинальные маршруты, дизайнерски оформленные в виде сакральных мандал, которые ждут практической реализации. Они могут представить интерес как для городских властей, так и для туристических фирм.

Участники перформанса и презентации дизайнерских проектов. Фото Георгия Корженевского

Новый «Портрет города»

А далее события переместились на улицу Белобородова, 5, где в выставочных залах Витебского центра современного искусства были продемонстрированы две экспозиции. «Портрет города», представленный вниманию посетителей, является уже шестой подобной выставкой. Город предстал в разных жанрах художественной интерпретации, от классики до постмодерна. Помимо городских пейзажей зрители могут увидеть натюрморты и портреты, так или иначе вызывающие ассоциации с городской реальностью, причём некоторые из них – не обязательно только витебской…

Борис Лалыко у своих картин. Фото Георгия Корженевского

На открытии выставки отмечалось, то критерием отбора картин является не принадлежность их к какому-либо художественному направлению, а качество живописи. На этот раз количество произведений меньше в сравнении с прошлым годом, что вызвано, исходя из наших бесед с некоторыми художниками, стремлением организаторов к созданию эффекта воздушности. Отнюдь не все стали поклонниками подобной идеи, ибо «кислородная избыточность» ничем не лучше «кислородной недостаточности». На наш личный взгляд, эффект насыщенного и запутанного лабиринта в большом зале ВЦСИ является куда более интересным, нежели подобие разреженного пространства, хотя всё хорошо в меру… Впрочем, как всегда, решать посетителю, а вот произведения действительно очень высокого качества.

Татьяна Наговицына и её произведения. Фото Георгия Корженевского

О вечности «над Солнцем»

Что точно не вызвало никаких сомнений, так это открытие выставки «Над Солнцем. Казимир Малевич – наследие и влияние на художников Запада» в малом зале Витебского центра современного искусства, последовавшее за «Портретом города». Это было продолжение перформанса, о котором мы рассказывали. В центре зала стоит модульная скульптура Шона Ханрахана в виде пирамиды, имеющая своим основанием паркет, обнаруженный под слоем линолеума в историческом здании на ул. Правды, 5а. По этому паркету ступали участники УНОВИСа. Как известно, пирамида рассматривается в качестве символа, олицетворяющего весь интегративный процесс творения. На открытии выставки также звучала медитативная трансовая мелодия, призванная указать на глубокие культурные и духовные истоки экспозиционного проекта.

«Над Солнцем». Фото Георгия Корженевского

Тема исторического паркета была продолжена в другой работе. В результате перенесения оттиска с паркетной доски и фрагмента фриза на литографический камень появилась литография Доминика Фи «5-А». Произведение призвано передать частицу энергии и дух той легендарной эпохи.

Доминик Фи «5-А». Фото Георгия Корженевского

Само название «Над Солнцем» происходит от футуристической оперы «Победа над Солнцем», художественное оформление которой принадлежало в разных постановках Казимиру Малевичу, Вере Ермолаевой и Эль Лисицкому. Смысл оперы заключался в выражении идеи преодоления ветхого консерватизма в искусстве, а также во всех иных сферах человеческого существования и деятельности. Как видим, из названия было убрана слово «победа», что подчёркивает не воинственно-экспансионистский, а трансцендентальный характер авангарда в современном мире. Произведения Шона Ханрахана, Доминика Фи и Джоша Даннина выразили вечную динамику авангарда, свойственную космической жизни, переживающую планетарные системы и галактики.

Шон Ханрахан и Мария Фалалеева, супруга художника. Фото Георгия Корженевского

Меткі: , , ,

Чытайце яшчэ