Памяти Эль Лисицкого и Марка Шагала…

В витебском «Арт-пространстве “Толстого, 7”» 14 июля прошла презентация супрематической росписи стены здания, и состоялось открытие фотовыставки «Шагал, Белла и Нью-Йорк».
Фигурин «Новый» на здании Арт-пространства. Фото Георгия Корженевского

Два разных мероприятия, посвящённые теперь уже совершенно бесспорным личностям в истории культуры города, связаны с явлением Витебской художественной школы. Первое из них приурочено к 95-летию УНОВИСа. Напомним, что это авангардное объединение «Учредителей нового искусства», программа которого предусматривала революционные преобразования в культуре. Второе мероприятие было посвящено, по всей очевидности, самому тяжёлому и неоднозначному периоду в жизни Марка Шагала, когда он находился в вынужденной эмиграции в США. Во время пребывания в Нью-Йорке умирает жена Марка Шагала Белла. Художник так и не смирился с её смертью, и до своего конца отказывался говорить о ней как об умершей.

Воскрешённое будетлянство

Изображение на стене арт-пространства передаёт эскиз костюма Эль Лисицкого к футуристической опере «Победа над Солнцем» (композитор Михаил Матюшин, либретто Алексей Кручёных). Костюм принадлежит одному из персонажей, будетлянину, которого звали Фигурин «Новый».

Будетлянами именовались представители русской группы кубофутуристов, однако это название стало впоследствии свободно распространяться в литературе и обозначать «людей будущего». Само слово «будетлянин» происходит от словоформы «будет». Таким образом, направление «будетлян», учитывая, что оно подчёркивало самобытность русского футуризма, явило собой разновидность религиозно-футурологического мистицизма, имея своим основанием богатые традиции мира народных эсхатологических сект.

«Я думаю, это правильное дело», – сказал о проекте росписи его вдохновитель и директор Витебского центра современного искусства Андрей Духовников. Старший научный сотрудник ВЦСИ Марина Карман подчеркнула наличие особого отношения к задачам нового искусства у представителей авангарда: «Супрематисты были уверены, что форма, когда ты на неё смотришь, меняет человека». Авторы росписи, оставившие во время её презентации на стене «Арт-пространства» имя Фигурина и свои имена, также говорили о возрождении авангарда и стремлении к новому художественному перевороту.

На презентации Фигурина. Фото Георгия Корженевского

Один из участников акции, художник Кирилл Демчев отметил, что люди в большинстве своём довольствуются только уже известным и познанным, и ещё не все знакомы с авангардным искусством, которое надо нести в массы: «Супрематизм может дать смелость самовыражения, смелость быть открытым изменениям. Следует искать, добиваться, и если каждый будет следовать таким принципам, то всё у нас получится, и каждый сможет выразить себя максимально».

Другой участник проекта Антон Левадний высказался о современности авангардных идей представителей УНОВИСа. Их можно смело переносить в современную городскую среду: «Если супрематическую картину изобразить на доме, то дом преобразится. Это будет намного лучше стандартной раскраски дома, разрисованного в разноцветные квадратики. Это будет лучше смотреться, и смысл гораздо больший нести будет».

Презентация успешно завершена. Фото Георгия Корженевского

Полина Балашова отметила, что духовная революция, которую несли в своё время представители витебского авангарда, будет всегда востребована: «Это победа над обыденностью, вечным повторением того, что происходит постоянно. Однако у человека присутствует стремление к новому, потому и через триста лет такое искусство будет актуально… Дух революции всегда будет присутствовать».

Остаётся только приветствовать подобного рода проекты, осуществляемые Витебским центром современного искусства. Ибо они способствуют формированию уникальности городской среды и возвращают забытые или полузабытые имена деятелей культуры Витебска. Как об этом говорила и Марина Карман: «Шагала в город вернули, нужно теперь вернуть всех остальных».

Организаторы, участники и гости презентации. Фото Георгия Корженевского

Марк Шагал в Америке

Фотографии исторических мест пребывания и художественной деятельности Марка Шагала в Нью-Йорке представила их автор, проживающая ныне в этом американском мегаполисе, Светлана Лана. Она приехала также для участия в XХV Международных Шагаловских чтениях в Витебске. Автор фотографий отметила, что Марк Шагал её любимый художник и земляк. Имя прославленного мастера способствует узнаваемости и известности Беларуси и Витебска во всём мире:

«Шагал – это визитная карточка, куда бы ты не приезжал. И если ты говоришь, что из Беларуси, это может ничего не значить, но когда говоришь, что родился в том месте, где жил Шагал, все сразу начинают проявлять большой интерес».

Светлана Лана. Фото Георгия Корженевского

Связь Марка Шагала со своей родиной оставалась всегда, и могла приобретать формы самых таинственных и даже устрашающих мистических совпадений. Так, эмигрировав из петеновской Франции времён нацистской оккупации, художник прибывает в США 21 июня 1941 года в 9 часов вечера. В Европе это было уже 22 июня, когда Германия напала на Советский Союз и началась Великая Отечественная война.

Светлана Лана рассказала о личном изучении биографии Марка Шагала. По её словам, из писем художника становится ясно, что Марк Шагал не чувствовал себя комфортно в Нью-Йорке, ибо так и не смог вписаться в его урбанистическую среду. Сменяя разные места жительства в этом городе, Марк и Белла всегда обосновывались недалеко от Центрального парка, чтобы быть ближе к природе.

Автор фотографий говорила о своём особом отношении к историческим местам самого огромного американского мегаполиса: «Я люблю эти старые здания Нью-Йорка, которые остались, и у которых замечательная архитектура». Таким местом, к примеру, является отель «Квин». Там Шагал и Белла поселились сразу же по приезде в Нью-Йорк. В нём всегда останавливались люди искусства. Как рассказывала Светлана Лана, отель и сейчас является центром культуры, где в настоящее время также останавливаются разные художники, ибо в нём всегда проводятся очень интересные мероприятия, связанные с искусством.

The Quin Hotel. Фото Светланы Лана

Светлана Лана ознакомила также посетителей с фотографиями деятелей культуры нью-йоркского периода, которые сотрудничали с Марком Шагалом и оказывали ему всяческое содействие в то непростое время. Финансовый поручитель Марка Шагала Альфред Барр… Его содействие помогло художнику получить американскую визу. Танцор и хореограф Александр Мясин… Он предложил Марку Шагалу в марте 1942 года оформить декорации и костюмы к балету «Алеко» по поэме А.С. Пушкина «Цыганы» для Метрополитен-опера. Пьер Матисс, арт-дилер Марка Шагала в США… С июля 1941 по сентябрь 1944 года художник принимал участие в трёх выставках, проходивших в галерее Пьера Матисса. Сперва картины Марка Шагала не продавались успешно, и владелец галереи назначил художнику своего рода «зарплату», которая увеличивалась от месяца к месяцу.

Александр Мясин

И в завершение мероприятия открытия выставки «Шагал, Белла и Нью-Йорк» Светлана Лана представила посетителям фотографии Беллы Майер. Это внучка Марка Шагала, проживающая в Нью-Йорке с 1980-х годов. У неё собственная уникальная студия и она делает замечательные инсталляции из цветов, мха, веток деревьев, которые выставляются в театрах и музеях. Конечно же, она не забывает о своих знаменитых бабушке и дедушке, регулярно выступая с лекциями об их жизни и творчестве.

Андрей Духовников, Светлана Лана, Марина Карман на открытии выставки. Фото Георгия Корженевского


Меткі: ,

Падобнае

    Каментаваць