Вериги хранящиеся в Спасо-Евфросиниевском женском монастыре не соответствуют эпохе Евфросинии Полоцкой

В 1998 году в Спасо-Евфросиниевском женском монастыре появилась новая реликвия — вериги, по утверждению местных монахинь принадлежавшие Евфросинии Полоцкой.
Вериги хранящиеся в Спасо-Евфросиниевском женском монастыре. Фото spas-monastery.by

Передала вериги епископу Полоцкому и Глубокскому Феодосию прихожанка Спасского храма Елена, когда работала при монастыре. По словам женщины, в 1991 году ей во сне явилась сама преподобная Евфросиния, несколько раз сказав «цепочки, цепочки». Елена посмотрела всюду в храме, а затем вспомнила, что еще не глядела на чердаке Спасо-Преображенской церкви, где она и нашла железные цепи весом до 7 кг, которые приняла за вериги святой Евфросинии. Сейчас вериги хранятся в дубовой резной раке с сенью, где до 2007 года покоились мощи преподобной Евфросинии.

На сайте Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря утверждается о древнем предании, которое якобы донесло до нас сведения о том, что основательница обители – преподобная Евфросиния – также в течение многих лет совершала подвиг ношения вериг. Однако историки и археологи, осведомленные христиане характер появления этой святыни в монастыре ставят под сомнение.

Вериги ли это и тем более святой Евфросинии Полоцкой? Почему о древнем предании, на которое делают акцент монахини монастыря, не было никому известно ранее? И ведь существует только один главный источник, который повествует о жизни полоцкой святой, – это «Житие преподобной Евфросинии Полоцкой». Оно дошло до нашего времени в шести редакциях и более чем в 150 списках XVI—XVIII веков. Но в нем о ношении вериг нет ни слова.

По утверждению историков, в Древней Руси вериги носили уже в XI–XII веках. Но на землях Беларуси, как писал русский богослов профессор Александр Петрович Голубцов в своем труде «Из чтений по церковной археологии» – только в XV-XVI веках. Да и глубокий анализ полоцкой новореликвии никто не проводил. Люди, разбирающиеся в кузнечном ремесле, подлинность вериг Евфросинии Полоцкой ставят под сомнение, так как заводского литья в ХІІ столетии не существовало.

Автор этого материала задается вопросом: зачем поклоняться лжесвятыням, если святость преподобной Евфросинии итак очевидна – она в личностном подвиге женщины-христианки.


Меткі: , , ,

Падобнае

    36 каментарыяў

    1. Хрюн  
      22/Верасень/2015 у 15:57

      Секта

    2. Таркус  
      22/Верасень/2015 у 17:56 1

      Давным-давно бухал со "священнослужителями"по поводу окончания строительства одного храма в самом центре города, рядом с ратушей. Рюмки после восьмой разговор зашел про туринскую плащеницу, кусочки "гроба Господня"с иконками с одном полиэтиленовом флаконе в любом ларьке и т.п. Один из "святых отцов" сказал(добуквенно не помню, но суть передам): главное-Вера в святость. Рюмок через шесть признал, что религия, какая бы она не была, всего лишь бизнес. А вы говорите подлинные вериги, не подлинные......

    3. ооо  
      22/Верасень/2015 у 19:02 2

      цепочки, слезоточивые иконы, плащеницы, мощи и прочие плесневые артефакты - это рекламные POS материалы. Для проведения православных шабашей, промо-акций-дегустаций, привлечения в секту и распространения опиума для народа с целью извлечения коммерческой прибыли без уплаты налогов.

    4. ghjcnj  
      22/Верасень/2015 у 19:18 3

      Лидия Павлова, Вы историк, специалист в области религиозной истории? Зачем вообще этот материал? Ваши личные сомнения и догадки - это Ваши личные сомнения и догадки. В подобных случаях надо готовить научно обоснованный материал, со сносками на источники, с анализом этих источников, с мнением специалистов. А то получилось, как у Райкина. "Внутри средневекового рыцаря современные опилки",- так вопил алкаш в музее. Во сенсация!!! Вериги-то не те!!!!!

    5. прадпрымальнік  
      22/Верасень/2015 у 19:47 4

      Думка ясная, і хутчэй за ўсё слушная. Але журналісту варта было б звярнуцца па каментар у сам манастыр. Паржалі хаця б над адказам

    6. Selianin  
      23/Верасень/2015 у 4:10 5

      ghjcnj пісаў:

      Вы историк, специалист в области религиозной истории

      Рассмешили..... тем карикатурам порождаемым невежественным духовеством, придумали название "религиозная история".

    7. Сеня  
      23/Верасень/2015 у 7:10 6

      Да действительно обыкновенные цепи, конец 19 - начало 20 века, это сразу видно.

    8. ghjcnj  
      23/Верасень/2015 у 7:16 7

      До революции в области религиозной истории работали ведущие в то время историки. Пример... Даже наш многоуважаемый Сапунов. Историю писали не "карикатурные невежественные попы". В духовных семинариях и академиях готовили достаточно высокообразованных людей.
      Монастырь не музей. Здесь всё строится на принципе веры.Не веришь - иди молиться Маммоне, если это тебе ближе.

    9. Selianin  
      23/Верасень/2015 у 8:20 8

      ghjcnj пісаў:

      До революции в области религиозной истории работали ведущие в то время историки.

      Да, Карамзин в свое время поработал..... по заказу царяря батюшки..... такого Франкештейна слепил.

    10. ghjcnj  
      23/Верасень/2015 у 8:40 9

      Напишите лучше.

    11. ghjcnj  
      23/Верасень/2015 у 8:45 10

      без заказа царяря батюшки. А вообще не понял, каким клином тут Карамзин?

    12. Сеня  
      23/Верасень/2015 у 8:49 11

      Видели мы вашу семинарию нынешнюю. Им бы лишь гулянуть веселее и девок потискать

    13. Вячеслав  
      23/Верасень/2015 у 8:50 12

      Таркус пісаў:

      Давным-давно бухал со “священнослужителями”по поводу окончания строительства одного храма в самом центре города, рядом с ратушей. Рюмки после восьмой

      Вы очень правильно обрамили священнослужителей в кавычки. Если таковые бухают, да еще и в таком количестве - то разговаривать с ними не о чем, тем более воспринимать всерьез. Увы...

    14. Selianin  
      23/Верасень/2015 у 9:10 13

      ghjcnj пісаў:

      без заказа царяря батюшки.

      "Его начинание поддержал сам император Александр I, указом от 31 октября 1803 года даровавший ему официальное звание российского историографа."(с)

    15. ghjcnj  
      23/Верасень/2015 у 9:41 14

      И что?

    16. sonechka  
      23/Верасень/2015 у 11:07 15

      После исправления комментарий вполне можно удалить.
      "итак очевидна" - должно быть "и так очевидна"

    17. Litvin  
      23/Верасень/2015 у 14:38 16

      ghjcnj пісаў:

      Вериги-то не те!!!!!

      А разве те? Заколбасило поповьё ? :mrgreen:
      ghjcnj пісаў:

      Напишите лучше.

      ghjcnj пісаў:

      А вообще не понял

      Если не понял, тош чего гавкаешь, не разобравшись?

      Вячеслав пісаў:

      Вы очень правильно обрамили священнослужителей в кавычки.

      Да таких абсолютное, которые в кавычках, большинство, при чём не зависимо от конфессии ... а в некой коммерческой структуре под странным названием РПЦ Московского патриархата (включая его филиал - Белорусский экзархат) - таких, "служителей" - 99,9%

    18. ghjcnj  
      23/Верасень/2015 у 15:22 17

      зачем хамить? ничто так не стоит дешево и не ценится так дорого, как вежливость.

    19. Историк Москва  
      23/Верасень/2015 у 15:53 18

      Из истории жития Евфросинии Полоцкой, нам неизвестно даже намёком, что она носила вериги. Одна цепь самая длинная, начало XX века, потому что их звенья спаяны, видно, что цепи отливали на заводе, они почти новые, на них даже нет ржавчины. Вторая цепь - малая, она с крюком на конце, такие цепи висели в храмах для поддержания паникадила со свечами, это же не реликвия, а подделка. На сайте монахини ссылаются на придание, они даже сами не могут подлинность вериг доказать, нет исторического источника.

    20. Пробегая_мимо  
      23/Верасень/2015 у 15:59 19

      @ ghjcnj:
      ghjcnj пісаў:

      зачем хамить? ничто так не стоит дешево и не ценится так дорого, как вежливость.

      "И что?" (с) Раньше точность была вежливостью королей - теперь ей страдают только швейцарские часы. Обыкновенным людям такая роскошь ни к чему... 🙂 Это я к тому, что хотелось бы услышать/почитать Ваше мнение, обременённое фактами... 🙂

    21. cinic  
      23/Верасень/2015 у 16:19 20

      @ Историк Москва:
      ---------- Вам бы,историкам московским,лучше крест поискать на подмосковных дачах ,который коммуняки затырили.

    22. German Zveroboy  
      23/Верасень/2015 у 16:36 21

      Тожа мне новость. Бабские сплетни о крохоборстве старых монахинь на лжеартефактах. До унылой хроники светских львиц элитной прессы - "Виктория Боня и Алена Водонаева: необъявленная война длиною в годы" ещё далеко 🙂
      Во когда появится сообщение о том, что российские попики завели себе гаремы из молоденьких монашек и бог за это не накажет, тогда обыватель обретёт истинную веру и задумается о смысле жизни! А не податься ли мне самому в священнослужители? И народец ещё лучше попрёт в храмы...Если в церкви создали рай земной, тогда представляете, какой нас ждёт небесный? 😯

    23. ghjcnj  
      23/Верасень/2015 у 17:46 22

      @ Пробегая_мимо:
      о чем мнение? о вежливости?

    24. Пробегая_мимо  
      24/Верасень/2015 у 0:45 23

      @ ghjcnj:
      Своим постом просила накрошить немного фактов в салат эмоций, иначе будет блюдо, приготовленное для одного человека...

    25. Владимир Атращёнок  
      24/Верасень/2015 у 1:32 24

      просто:lol: я офигеваю - как у в(В)ас всё просто...
      @ ghjcnj:

    26. Владимир Атращёнок  
      24/Верасень/2015 у 1:50 25

      @ ghjcnj:
      История не "пишется",в лучшем случае она добросовестно-субъективно "описывается".:smile:

    27. инна  
      24/Верасень/2015 у 11:04 26

      Надо сказать большое спасибо сестрам монастыря за сохранение памяти об истории монастыря, о Преподобной. Ими изданы уникальные книги, в которых собраны и документы, и фотографии, хранящиеся в архивах не только Беларуси, но и в России. Их кропотливый труд привел монастырь в такую благодать, где можно отдохнуть душой. А в отношении этих "вериг".... Они сами разберутся. В нашей светской жизни достаточно проблем, которые мы должны у себя разрешить, освящать в прессе. А священники должны решать свои проблемы. Никто никого насильно в церковь или в монастырь не гонит. Не нравится - не ходи и не кощунствуй. В 20-е годы атеистическим фанатизмом вскрывали мощи Преподобной. Все открывается по Вере и воздается по Вере. Храни нас всех Преподобная! Для неё мы все равны, и верующие и не верующие. Она спасает всех своими молитвами. Надо помнить, что Преподобная - покровительница нашей страны.
      А история не пишется и не описывается. Это наука аналитическая. Она строится на основании анализа документов, результатов археологии, мемуаров и т.д.

    28. БГЭУ  
      24/Верасень/2015 у 13:02 27

      Монастырю выгодна, покрывать свою ложную святыню, они не когда правду говорить не будут, они почти двадцать лет обманывали народ, своими ложными веригами. В «Жития преподобной Евфросинии Полоцкой». Дошло до нашего времени в шести редакциях и более чем в 150 списках XVI—XVIII веков. Но в нем о ношении вериг нет, ни слова. На сайте монахини ссылаются на придание, но они сами не могут подлинность вериг доказать, нет исторического источника. Сколько им историков, археологов, говорили, что это просто цепи.

    29. Selianin  
      24/Верасень/2015 у 13:34 28

      @ инна:
      Так закройтесь там, у себя в монастырях и церквях и молитесь хоть лоб расшибите. Нечего в свецком иннете распространять смрад на весь мир о "благодати" и "святости". Только деньги верните государству, которые обманными путями наворовали, (кесарю-кесарево)!

    30. Krasota  
      24/Верасень/2015 у 20:09 29

      -- Равви , скажите , а в чем смысл жизни ?
      -- Ах , какой прекрасный вопрос ! Мальчик , и ты хочешь променять его на ответ ???

    31. German Zveroboy  
      24/Верасень/2015 у 20:43 30

      А есть ещё псалмы для сестёр господних...:smile:
      Священник предлагает монахине подвезти ее. Сев в машину, она закидывает ногу за ногу, так, что бедро обнажается. Священнику с трудом удается избежать аварии. Выровняв машину, он украдкой кладет руку ей на ногу.
      Монахиня говорит: «Отец, Вы помните Псалом 129?» Священник убирает руку. Но, поменяв передачу, он опять кладет руку ей на ногу. Монахиня повторяет: «Отец, Вы помните Псалом 129?». Священник извиняется: «Простите, сестра, но плоть слаба». Добравшись до монастыря, монахиня тяжело вздыхает и выходит. Приехав в церковь, священник находит Псалом 129. В нем говорится: «Иди дальше и ищи, выше ты найдешь счастье».
      Мораль истории: если Вы плохо знаете свою работу, многие возможности для развития пройдут прямо у Вас перед носом.
      Молитесь усердно.. .:smile:

    32. Krasota  
      24/Верасень/2015 у 23:40 31

      @ German Zveroboy:
      )))) Оооо, да вы сегодня просто романтег какой-то ...

    33. Пробегая_мимо  
      25/Верасень/2015 у 10:46 32

      German Zveroboy пісаў:

      Мораль истории: если Вы плохо знаете свою работу, многие возможности для развития пройдут прямо у Вас перед носом

      ... а с другой стороны упущенные возможности уберегут от мелких грехов и посещений врача, узкого специалиста... 🙂

    34. German Zveroboy  
      25/Верасень/2015 у 19:32 33

      @ Пробегая_мимо:
      На любовном фронте тоже есть немалый риск. А хде его нет?
      И если жить без мелких грехов, тогда появляются вот такие преданные друзья 😛

    35. Пробегая_мимо  
      25/Верасень/2015 у 21:45 34

      @ German Zveroboy:
      🙂 ладно, хоть не тамбовские 🙂

    36. Субъективно  
      25/Верасень/2015 у 22:05 35

      Как настоятельница Евфросинивского монастыря может с улыбкой на лице рассказывать про вериги, обманывать, прямо смотря в лицо проповедовать лже святыню. Зашли так далеко, что в издании «Полоцкое Радование» 2010 года на ст. 425 опубликовали фото лже вериг, у них обман уже не имеет границ.

    Каментаваць