Выставка авангардистов Израиля и Матвея Басовых открылась в Витебске
В Арт-центре Марка Шагала презентовали арт-проект «Израиль Басов, Матвей Басов. Живопись чувств и размышлений»
Выставку, приуроченную к 100-летию со дня рождения классика белорусской живописи Израиля Басова, представил витебской публике сын художника и продолжатель его художественных традиций Матвей Басов.
Израиль Басов родился в 1918 году в городе Мстиславле Могилевской губернии. С 1947 по 1951 годы учился в Минском художественном училище. Работал на Минском художественно-производственном комбинате Худфонда БССР.
В 1959 году Басова приняли в Союз художников БССР. В 1975–1982 годах художник вынужденно не участвовал в выставках из-за негативного отношения к его творчеству. Первая персональная выставка состоялась через два года после смерти Израиля Басова в 1996 году в Национальном художественном музее в Минске.
Израиль Басов был авангардистом, но никогда не был абстракционистом, он никогда не занимался беспредметным искусством, никогда не писал картины «ни о чем». Главными темами его произведений являются любовь к семье, жизни, городу, его архитектуре. Басов примечателен тем, что в противовес официозу того времени он творил так, как хотел, сохранял верность собственной творческой позиции. За это его часто называют нонконформистом.
Искусство Израиля Басова еще при жизни вызывало много споров. Несмотря на членство в Союзе художников БССР, долгие годы мастер был обречен на творческое одиночество. Формальная смелость его живописи, освобождение от специфики соцреализма стали причиной для гонений и отсутствия персональных выставок. И только после смерти художника пришло признание его как одного из талантливых и ярких мастеров белорусского искусства.
По словам сына Израиля Матвеевича, художника Матвея Басова: «Принято считать, что картины с выставок снимали по указке ЦК, однако в действительности все это делалось руками самих художников, коллег отца по союзу. В те годы его живопись, действительно антисоветская по сути, была сродни преступлению. В середине 1960-х многие начинали экспериментировать в своих мастерских, но танки в Чехословакии разом покончили и с «левым» искусством в СССР. На мой взгляд, в белорусской живописи сейчас могло быть гораздо больше ярких имен, но не у всех хватило внутренних сил, чтобы противостоять советской идеологии. Однако отец выдержал. Не потому, что борец. Просто не мог быть другим».
Сам сын известного художника Матвей Израильевич Басов родился в 1950 году в Минске. Учился в детской студии С.П. Каткова, а затем — в республиканской художественной школе. С 1967 по 1971 годы получал образование в Минском художественном училище. С 1988 года – член Союза художников Республики Беларусь.
С 1981 по 2010 годы художник принял участие более чем 100 республиканских, всесоюзных и международных выставках в Беларуси, России, Украине, Польше, Эстонии, Германии, Австрии, Бельгии, Голландии, Франции, Швейцарии, США, Канаде, Дании, Литве.
Живопись Матвея Басова, как и его отца, состоит из многочисленных слоев краски. Краска играет роль пластического материала. Кажется, что это уже не живопись, а скульптурный рельеф. Матвей почти не пишет город, хотя это одна из любимых тем его отца. Основными персонажами Матвей Басов сделал людей. В последние годы Матвей Басов увлечен темой возвращения к своим корням, родному дому, духовным ценностям.
Среди произведений Басова-младшего можно увидеть картины на библейские сюжеты, пейзажи маленьких белорусских местечек, портреты, будто покрытые паутиной времени. Сам автор называет свой стиль современной живописью, в которой равное значение придает поискам формы и трепетному духовному содержанию.