«Фестиваль большой и дорогой» — организаторы рассказали, каким будет IFMC-2018

В этом году на IFMC продолжат празднование 30-летия фестиваля, но уже с международным конкурсом. В этой связи события развернутся с юбилейным размахом.
Спектакль-трибьют «Звезда 62090». Фото www.balletpanfilov.ru

В программе — «организованное безумие» Россини, магия цифр, масштабные танцевальные полотна, Спящая красавица, музыка Цоя, перформанс с мордобоем в вечерних платьях и многое другое. Почему нужно увидеть все — в материале «ННВ».

«Увертюры Россини случаются раз в 150 лет»

XXXI Международный фестиваль современной хореографии IFMC начнется в Минске и закончится в Витебске. В обоих случаях — «Увертюрами Россини» в постановке Мауро Астолфи и исполнении Spellbound Contemporary Ballet.

Спектакль, посвященный композитору, которого называют не иначе, как зеркалом итальянский красоты, проходит в рамках мирового турне. С 2016 по 2019 его ставят на концертных площадках всего мира. Спектакль — часть программы празднования 150-летия со дня смерти Джоаккино Россини. Ее составлял Национальный комитет, в который вошли мэр города Пезаро Маттео Риччи, Министерство культурного наследия и туризма, Министерство образования, университеты и исследовательские учреждения, почетный президент Джорджо Наполитано, выдающиеся деятели итальянской культуры. При финансовой поддержке комитета — он оплачивает авиаперелет и доставку декораций — «Увертюры Россини» смогут поставить в Беларуси.

В рамках небольшого гастрольного тура по стране труппа выступит на сцене Большого оперного театра оперы и балета 20 ноября. 22-го спектакль увидят в Гомеле. Белорусские гастроли итальянской труппы завершатся 25 ноября в концертном зале «Витебск».

Эдуард Чернивчан. Пресс-конференция XXXI Международного фестиваля современной хореографии IFMC. Фото Сергея Серебро

«Увертюры Россини» случаются раз в 150 лет, — отметил заведующий отделом специальных проектов ГУ «Центр культуры «Витебск» Эдуард Чернивчан. — На спектакль надо идти хотя бы потому, чтобы полтора часа слушать красивую музыку. Музыку Россини. Ее не зря называют «организованным безумием». И увидеть изумительно чувственное танцевание — образец того, как нужно танцевать».

Мауро Астолфи входит в десятку сильнейших хореографов мира. «Основываясь на воспоминаниях современникив, он показал Россини живым человеком — с фобиями и страхами, — говорит о постановке Эдуард. — Композитор любил вино, женщин, еду, любил кутить, читать, отмечать, встречаться со своими гениальными коллегами. Это спектакль о том, как он страдал, как он не спал, как он творил. И то, что он сотворил, не удалось повторить больше никому. Неспроста говорят, Италия — это Россини».

Пресс-конференция XXXI Международного фестиваля современной хореографии IFMC. Фото Сергея Серебро

Воплотить задуманное удалось через пластику тел, которой славятся танцоры Spellbound Contemporary Ballet. На витебской сцене они не впервые — кампания выступала на IFMC в 2010. Талант хореографа вкупе с пластичностью танцоров позволяют называть спектакль красивым, неожиданным, чувственным и откровенным.

«За такое количество лет мы видели много, и нас удивить очень трудно»

Самым обсуждаемым событием IFMC-2018, вероятно, станет международный конкурс — в этом году особенно масштабный. На отборочный видеотур было подано 99 заявок из Армении, Беларуси, Германии, Италии, Китая, Литвы, Молдовы, Польши, Украины.

«В Витебск, как в Мекку, слетается много новых предложений от коллективов, о которых мы раньше даже не знали, — говорит заместитель генерального директора по специальным проектам ГУ «Центр культуры «Витебск» Марина Романовская. — Мы видим очень большое количество молодых начинающих хореографов. Насколько они одарены или пробуют себя, покажет конкурс».

Марина Романовская. Пресс-конференция XXXI Международного фестиваля современной хореографии IFMC. Фото Сергея Серебро

На данный момент уже сложились первых пять блоков закрытого тура, который традиционно пройдет на двух площадках. Каждый — продолжительностью 40-45 минут. Предположительно, их будет не меньше десяти. Полный список участников организаторы огласят в ближайшее время.

Витебск на IFMC представят Студия современного танца Дианы Юрченко и «Свой почерк» Марины Кушнеровой. «Когда смотришь конкурсные работы, трудно отказывать, потому что в каждой из них — откровение, — признается директор фестиваля. — За такое количество лет мы видели много, и нас удивить очень трудно. Чисто красивое танцевание уже не трогает. Эстетически красиво любоваться хорошими телами, но для участия в конкурсе этого мало. Особо ценны новые идеи».

На этапе отборочного тура экспертный совет потрясла работа Дениса Чернышова из Челябинска. «Он уже был замечен на прошлом международном конкурсе, — поясняет Марина. — Премии никакой не взял, но работа была очень яркой. Прошло два года, и нам показалось, что он их отслужил в российской армии. В 20-минутной постановке «Одуванчики» он проживает один день в армии. Это работа о том, как мгновенно кончается юность, как мгновенно юноша становится мужчиной, о физической боли и желании жить в мире». Особенность работы в том, что танцор говорит и танцует, что упрощает понимание современной хореографии. «Танец — не калька слов, которые он произносит, — дополняет Эдуард. — Это внутреннее восприятие. Получилась честная и актуальная работа. Кстати, с использованием ненормативной лексики, но в данном случае очень органичным».

«Есть подозрение, что жюри будет работать до утра»

Отборочный тур еще продолжается, но уже стало понятно, что по времени конкурсных работ больше, чем может осилить публика. «Такое уже бывало, — поясняет Марина Романовская. — Тогда мы делали два публичных концерта в разумных пределах зрительского внимания, а потом оставались и продолжали закрытый тур».

Конкурсная работа может длиться несколько минут, главное — не дольше двадцати. «В этом году коротких работ очень мало, — продолжает Марина. — Работ по 20 минут много, и они хорошие. Есть подозрение, что жюри и экспертный совет, состав которых еще формируется, будет работать до утра с тем, чтобы максимально объективно оценить конкурс».

Пресс-конференция XXXI Международного фестиваля современной хореографии IFMC. Фото Сергея Серебро

Работы финалистов покажут в субботу, 24 ноября. На следующий день пройдет награждение победителей. Гран-при IFMC-2018 составит 5700 долларов. Первая премия определена в размере 3500 долларов, вторая — 2300 долларов и, наконец, третья составит 1200 долларов. По итогам финала станут известны обладатели специальных премий — «За смысловое наполнение танца, «Постскриптум» и премия имени Евгения Панфилова — общим призовым фондом 2400 долларов.

«В программе много того, чего мы себе раньше не позволяли»

Афиша IFMC пестрит, говоря словами организаторов, масштабными полотнами. После торжественного открытия фестиваля на сцену выйдут актеры Московского Губернского театра под руководством Сергея Безрукова. «Каждый драматический театр теперь имеет в репертуаре хотя бы один спектакль без слов. Это стало трендом, — поясняет Эдуард Чернивчан. — В театре Безрукова — это «Калигула» в постановке Сергея Землянского». В основе пластической драмы — сюжет одноименной пьесы Альбера Камю, который перекликается с историческими материалами и содержанием художественных произведений других авторов.

«Мы переживали, как драмактеры впишутся в наш формат, — признаётся Марина Романовская. — В этом случае очевиден талант хореографа: он увидел пластику каждого актера, нигде не перешел грань и никого не поставил в неловкое положение. И сумел вылепить пластические образы каждого персонажа».

Организаторы признаются, что в этом году хотели сделать перерыв и не ставить в афишу выступление «Киев-Модерн балета». Тем не менее, их выступление состоится. Более того — с небывалым размахом. Швейцарский грант позволил Раду Поклитару поставить пышный балет в двух действиях. «Спящая красавица» на музыку Петра Чайковского покажут в четверг, 22 ноября, в концертном зале «Витебск».

«Мы все знаем сказку Шарля Перро. Раду Поклитару превратил ее в современную хореодраму и так мастерски закрутил сюжет, что непременно хочется узнать, чем закончится дело», — говорит Марина Романовская. Настоящую любовь король найдет через восемь столетий и за это время в его дворце появится немало сказочных персонажей.

«Фестиваль большой и дорогой, — отмечают организаторы. Труппы большие — от театра Безрукова едет 37 человек, от «Киев-Модерн балета» — 34. Спектакли требуют серьезных декораций. — Поэтому в этом году в программе много того, чего мы себе раньше не позволяли — благодаря спонсорам и партнёрам».

Балет Панфилова и самый кассовый спектакль

Нынешний фестиваль, несомненно, порадует поклонников балета Евгения Панфилова из Перми. «Ребята прислали на три работы, — рассказывает Марина Романовская. — Мы думали, что возьмем одну, а взяли все. Это отчасти продиктовано тем, что танцевальная кампания в прошлом году также отметила 30-летие». Однако в вихре собственных юбилейных волнений это событие упустили. Сейчас намерены наверстать, ведь в этом году к тому же исполняется четверть века с того момента, как танцоры театра впервые приехали в Витебск. В этом организаторы фестиваля видят своеобразную магию цифр.

Выступления пермского театра запланированы на 23 и 24 ноября. «Tolstoy» — это балет-сюита по мотивам произведений Льва Толстого в постановке лучших современных российских хореографов, среди которых Алексей Расторгуев, Константин Кейхель, Юлия Бачева. Алексей Расторгуев также представит хореографический спектакль «Паноптикум» — о пространстве, где время зациклено, а сила безвольна.

Самым кассовым, судя по предварительным продажам, стал спектакль-трибьют «Звезда 62090», поставленный Сергеем Райником на основе музыки и стихов Виктора Цоя. Это посвящение легендарному музыканту и одновременно послание молодым, смелым и талантливым людям.

Выступлению панфиловцев будет предшествовать танцевальный перформанс Ольги Лабовкиной. «Воздух» начнет пятничный концерт. Об этой работе много говорили в прошлом году, увидят в нынешнем. Эта постановка принесла Ольге победу в конкурсе молодых хореографов на Международном фестивале современной хореографии Context. Diana Vishneva, проведение которого совпало с XXX IFMC. Увидеть фрагмент работы, которую признали лучшей мэтры современной хореографии Диана Вишнева, Ханс ван Манен, Вячеслав Самодуров, Алексей Мирошниченко, Самуэль Вюрстен и Матс Эк, можно будет на сцене театра Якуба Коласа 23 ноября.

«Перформанс стал мировым трендом, поэтому обойти этот жанр никак нельзя»

Достойные внимания публики события будут разворачиваться в фойе городского концертного зала. В день открытия фестиваля Joshua Monten company покажет танцевальный перформанс «Маленькая радость».

«Я не любитель перформанса. Но это стало мировым трендом, поэтому обойти этот жанр никак нельзя, — говорит Эдуард и поясняет, почему из обилия предложений, его заинтересовало представление Швейцарской кампании. — Молодое поколение хореографов и режиссеров стараются уйти от привычных нам сценических форм. Современное искусство идёт в жизнь. Задача перформанса привлечь внимание, заставить человека смотреть, думать, анализировать.

В отличие от большинства перформансов «Маленькая радость» не абстрактна и актуальна. Это разговор о том, с какой радостью и вдохновением мы уничтожаем себе подобных, как мы любим подружиться против кого-то, как мы любим наушничать и устраивать подлянки. Другими словами, зритель увидит мордобой воспитанных людей в вечерних платьях». Организаторы отмечают, что перформанс не имеет четких границ. И если кого-то из публики это зацепит, он вполне может поучаствовать в действе.

Остальные проекты фойе статичны. На протяжении всего форума для просмотра будет открыт фотопроект Анны Мойсеюк-Барковской «Диалог с собой» и выставка скульптур Андрея Воробьева «Пластика формы».

Пресс-конференция XXXI Международного фестиваля современной хореографии IFMC. Фото Сергея Серебро

Удивительно, что именно этот скульптор первым откликнулся на идею Марины Романовской увековечить память Евгения Панфилова и привез макет памятника — золотое яйцо с ладошками на постаменте. Первую работу, которую привез в Витебск хореограф из Перми, был моно-балет «Остров». Он танцевал с яйцом, символизирующим жизнь человека от момента рождения до ухода. Макет не стал памятником, зато его сделали частью выставки-инсталляции «Музей-архив», посвященной 30-летию IFMC. Дополненная, она продолжит работу и в этом году.


Меткі: , , , ,

Падобнае

    Каментаваць